Пропедевтический курс по химии 7 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
календарно-тематическое планирование по химии (7 класс) по теме
Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе даёт возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объёмом учебной информации программу по химии в 8 классе. Учащимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-ом классе. Кроме того, в 8-ом классе высвобождаются часы на более тщательное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов как “Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений”, “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома”. В 7 классе школьники приобретают умения решать простые расчётные задачи по химическим формулам, поэтому в 8 классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы расчётных задач: вычисление объёмов газов (при н.у.); расчёты по химическим уравнениям. А также, благодаря высвободившемуся времени, учитель может проводить двухчасовые практические занятия, что позволяет уделить больше внимания подробному инструктажу учащихся перед практической работой и создать условия для самостоятельного оформления отчёта непосредственно по окончании эксперимента (т.е. на уроке).
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля дальнейшего образования. Программа рассчитана на 34 часа в год из расчета один час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_7_klass.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Омутнинска Кировской области
«Утверждаю» Директор школы: _________________ (И.С.Беляева)
| Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей «Наука» Руководитель ШМО _________ (Бусыгина Е.В.) | Согласовано. Зам. директора по УВР ___________________ (Е.В.Курилова) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по пропедевтическому курсу по химии для 7 классов
на 2012-2013 учебный год
составлена в соответствии с государственным стандартом
среднего, полного общего образования по химии
Учитель I категории
Чупрун Марина
Александровна
г. Омутнинск
2012 год
Пояснительная записка
Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе даёт возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объёмом учебной информации программу по химии в 8 классе. Учащимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-ом классе. Кроме того, в 8-ом классе высвобождаются часы на более тщательное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов как “Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений”, “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома”. В 7 классе школьники приобретают умения решать простые расчётные задачи по химическим формулам, поэтому в 8 классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы расчётных задач: вычисление объёмов газов (при н.у.); расчёты по химическим уравнениям. А также, благодаря высвободившемуся времени, учитель может проводить двухчасовые практические занятия, что позволяет уделить больше внимания подробному инструктажу учащихся перед практической работой и создать условия для самостоятельного оформления отчёта непосредственно по окончании эксперимента (т.е. на уроке).
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля дальнейшего образования. Программа рассчитана на 34 часа в год из расчета один час в неделю. Первый раздел посвящен повторению материала за 6 класс.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Повторение основных вопросов за курс 6 класса. (9 часов)
Химия как наука. Физические и химические явления. Химическая формула. Качественный и количественный состав. Качественные реакции. Основные расчеты по химической формуле. Вывод формул веществ по известным массовым долям. Чистые вещества и смеси. Способы
Демонстрации:
1. Изучение свойств некоторых веществ (вода, алюминий, медь, сера, железо). 2. Определение водорода и хлора в соляной кислоте. 3. Обнаружение кислорода в воде. 4. Разделения смесей твёрдых и жидких веществ.
Расчеты: Вычисление относительной атомной и молекулярной массы вещества. Расчет массовой доли элементов в веществе. Вывод формул веществ по известным массовым долям. Расчет массовой доли вещества в растворе.
Практические занятия:
Практическая работа № 1 «Изучение физических свойств воды»
Практическая работа № 2 «Приготовление почвенной вытяжки и изучение ее свойств»
Тема 2. Вещество. Язык химии. (11 ч)
Кирпичики мироздания. (Атомы. Молекулы. Атомно-молекулярное учение в химии.) Простые и сложные вещества. Химические «слова». (Химическая формула. Индекс. Закон постоянства состава вещества.) Введение понятия валентности химических элементов. Определение валентности по химическим формулам. Составление химических формул по валентности. Составление формул бинарных соединений. Названия некоторых бинарных соединений: оксидов, хлоридов, сульфидов.
Демонстрации:
3. Шаростержневые модели молекул некоторых веществ.
Лабораторные опыты:
1. Составление шаростержневых моделей молекул некоторых веществ: водорода, кислорода, воды, углекислого газа.
2. Работа с коллекцией различных веществ и синтетических материалов.
Практические занятия:
Практическая работа №3 «Обнаружение сходства и различия свойств веществ»
Практическая работа №4 «Знакомство с образцами бинарных соединений»
Расчётные задачи:
1. Задачи на нахождение и сравнение относительных атомных масс химических элементов.
2. Вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам.
3. Вычисления массовой доли элементов в химическом соединении.
Тема 2. Химические превращения. (9 ч)
Химические уравнения. Коэффициент. Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения.
Демонстрации:
1. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
2. Разложение воды при электролизе. Разложение дихромата аммония.
3. Образование сульфида меди.
4. Взаимодействие хлорида меди с железным гвоздём.
Лабораторные опыты:
1. Разложение пероксида водорода.
Практические занятия:
1. Реакции различных типов (окисление меди в пламени спиртовки, взаимодействие цинка с соляной кислотой, разложение малахита).
Тема 3. Количественные отношения в химии. (5 ч)
Физические величины. Единицы измерения. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.
Демонстрации:
1. Таблица “Физические величины и единицы измерения”.
2. Один моль некоторых веществ: воды, серы, железа (порошок), медного купороса.
Расчётные задачи:
1. Определение количества вещества по массе и массы по количеству вещества.
2. Определение числа атомных частиц в известной массе или известном количестве вещества.
Тематическое планирование уроков химии в 7 классе
( 34 часа – 1 час в неделю)
№ | № в теме | Дата | Тема урока | Эксперимент Расчетные задачи |
Тема 1. Повторение основных вопросов за курс 6 класса (9 часов) |
1 | 1 | Химия как наука. Физические и химические явления | Демонстрации: 1. Изучение свойств некоторых веществ (вода, алюминий, медь, сера, железо). |
2 | 2 | Практическая работа № 1 «Изучение физических свойств воды» | Практическая работа «Изучение физических свойств воды» |
3 | 3 | Химическая формула. Качественный и количественный состав. Качественные реакции. | Демонстрации: 1. Определение водорода и хлора в соляной кислоте. 2. Обнаружение кислорода в воде |
4 | 4 | Основные расчеты по химической формуле. | Расчеты: Вычисление относительной атомной и молекулярной массы вещества. Расчет массовой доли элементов в веществе. |
5 | 5 | Вывод формул веществ по известным массовым долям | Расчеты: вывод формул веществ по известным массовым долям |
6 | 6 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения различных смесей. Расчет массовой доли вещества в растворе. | Демонстрации: 2. Разделения смесей твёрдых и жидких веществ. Расчеты: Расчет массовой доли вещества в растворе. |
7 | 7 | Практическая работа № 2 «Приготовление почвенной вытяжки и изучение ее свойств» | Практическая работа «Приготовление почвенной вытяжки и изучение ее свойств» |
8 | 8 | Подготовка к контрольной работе по теме «Повторение основных вопросов» | Работа с карточками |
9 | 9 | Контрольная работа по теме: «Повторение основных вопросов» |
Тема 2. Вещество. Язык химии. (11 часов) |
10 | 1 | Кирпичики мироздания. (Атомы. Молекулы. Атомно-молекулярное учение в химии.) | Демонстрации: 3. Шаростержневые модели молекул некоторых веществ. Лабораторные опыты: 1. Составление шаростержневых моделей молекул некоторых веществ: водорода, кислорода, воды, углекислого газа. |
11 | 2 | Простые и сложные вещества. Химические «слова». (Химическая формула. Индекс. Закон постоянства состава вещества.) | Лабораторные опыты: 2. Работа с коллекцией различных веществ и синтетических материалов. |
12 | 3 | Практическая работа №3 «Обнаружение сходства и различия свойств веществ» (Зависимость свойств веществ от состава) | Практическая работа №3 «Обнаружение сходства и различия свойств веществ» (Зависимость свойств веществ от состава) (на примере похожих внешне веществ, но различных по составу, или разных внешне, но имеющих сходные свойства (например, карбонаты образуют углекислый газ при взаимодействии с кислотой)) |
13 | 4 | Введение понятия валентности химических элементов. |
14 | 5 | Определение валентности по химическим формулам. |
15 | 6 | Составление химических формул по валентности. |
16 | 7 | Составление формул бинарных соединений. |
17 | 8 | Названия некоторых бинарных соединений: оксидов, хлоридов, сульфидов. |
18 | 9 | Практическая работа №4 «Знакомство с образцами бинарных соединений» | Практическая работа №4 «Знакомство с образцами бинарных соединений» (на примере воды, кремнезема, хлорида натрия, оксида кальция) |
19 | 10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещество. Язык химии» |
20 | 11 | Контрольная работа №2 по теме «Вещество. Язык химии» |
Тема 3. Химические превращения.(9 часов) |
21 | 1 | Исчезают ли вещества бесследно? (Закон сохранения массы веществ.) | Демонстрации: 1. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. |
22 | 2 | Химические «предложения». (Химические уравнения. Коэффициент.) |
23 | 3 | Типы химических реакций. Реакции разложения. | Демонстрации: 2. Разложение воды при электролизе. Разложение дихромата аммония. Лабораторные опыты: 1. Разложение пероксида водорода. |
24 | 4 | Реакции соединения. | Демонстрации: 3. Образование сульфида меди. |
25 | 5 | Реакции замещения. | Демонстрации: 4. Взаимодействие хлорида меди с железным гвоздём. |
26 | 6 | Реакции обмена. | Демонстрации: Взаимодействие оксида меди с серной кислотой |
27 | 7 | Составление уравнений химических реакций |
28 | 8 | Составление уравнений химических реакций |
29 | 9 | Практическая работа № 5 «Реакции различных типов» | Практическая работа «Реакции различных типов» |
Тема 4. Количественные отношения в химии.(5 часов) |
30 | 1 | Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. | Демонстрации: 1. Таблица “Физические величины и единицы измерения”. 2. Один моль некоторых веществ: воды, серы, железа (порошок), медного купороса. |
31 | 2 | Молярная масса. Вычисление молярной массы |
32 | 3 | Вычисления по химическим формулам. Определение числа структурных единиц в известной массе или известном количестве вещества. |
33 | 4 | Вычисления по химическим формулам. Определение количества вещества по массе и массы по количеству вещества. |
34 | 5 | Контрольная работа №3 по темам: «Химические превращения. Количественные отношения в химии». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическоее планирование пропедевтического курса по химии 7 класс
данное календарно-тематическое планирование составлено к программе "Пропедевтическое преподавание химии. 7 класс". в планировании указываются названия тем, урокав, входящих в тему, н...
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....
Пропедевтический курс по химии для 7 класса "Химия и жизнь"
Спецкурс по химии для 7 класса....
Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.
Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....
Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....
Пропедевтический курс по химии 7 класс. Открытый урок
Тема. Обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия» Цель урока:повторить и обобщить знания о первоначальных химических понятиях;совершенст...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...