Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
календарно-тематическое планирование по химии (6 класс) на тему
Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006. составленной по авторской программе О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина « Химия. Вводный курс . 7 класс » (М: «Дрофа», 2007 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_6kl.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Омутнинска Кировской области
«Утверждаю» Директор школы: _________________ (И.С.Беляева)
| Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей «Наука» Руководитель ШМО _________ (Бусыгина Е.В.) | Согласовано. Зам. директора по УВР ___________________ (Е.В.Курилова) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по пропедевтическому курсу по химии для 6 классов
на 2012-2013 учебный год
составлена в соответствии с государственным стандартом
среднего, полного общего образования по химии
Учитель I категории
Чупрун Марина
Александровна
г. Омутнинск
2012 год
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 6 классов
Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006. составленной по авторской программе О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина « Химия. Вводный курс . 7 класс » (М: «Дрофа», 2007 г.)
Курс состоит из трех частей: 1.Химия как часть естествознания, 2 Математика в химии, 3.Явления, происходящие с веществами, 4.Рассказы по химии.
Цели курса химии в 6-м классе
Цели: 1) познакомить учащихся с новым предметом, с историей возникновения химии, изучить лабораторное оборудование и правила работы с ним, правила безопасности при работе в кабинете химии, дать представления о веществах, их составе и строении, показать познаваемость состава и строения веществ, раскрыть сущность химических превращений, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе;
2) сформировать обобщенные химические знания на атомно-молекулярном уровне, изучить строение атома, для осознанного и эффективного усвоения знаний по теме использовать межпредметные связи химии с курсами естествознания, физики, географии, математики. Рассмотреть зависимость свойств простых и сложных веществ от особенностей строения атомов элементов и характера химических связей в молекулах и кристаллах;
3) раскрыть сущность химических превращений, познакомить с многообразием химических реакций и их классификацией;
4) познакомить уч-ся с жизнедеятельностью ученых-химиков
Содержание курса
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
I. | Химия в центре естествознания | 11 |
II. | Математика в химии | 9 часов |
III. | Явления, происходящие с веществами | 11 часов |
IV | Рассказы по химии | 3 часа |
Учебно - методический комплекс
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества" 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений - Москва "Сиринъ према" 2006.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебин "Химия. Вводный курс" 7 класс. Учебное пособие - Москва "Дрофа" 2006.
И.В.Аксенова, И.Г.Габриелян, Т.В.Сажнева "Введение в химию вещества" 7 класс. Методическое пособие. Программа курса. Тематическое планирование. Химический эксперимент. Под редакцией О.С.Габриеляна - Москва "Сиринъ према" 2006.
Авторская программа О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина « Химия . Вводный курс . 7 класс » (М: «Дрофа», 2007 г.)
Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. К учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», 2011 г.
Габриелян О.С.Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. "Химия. Вводный курс. 7 класс", 2010 г.
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 6 классе.
Составила на основе программы О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»
учитель химии МОУ СОШ № 6 Чупрун М.А. (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п, дата | Тема урока | Тип урока | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Демонстрации, Лабораторные опыты | Д.З. |
Глава 1. Химия в центре естествознания (11часов) |
1 | Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вводный инструктаж по ТБ | Урок формирования новых знаний | Естествознание – комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки, основа применения веществ. | Д. Коллекция разных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение». | §1. Составить простой план §1. |
2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии | Урок формирования новых знаний | Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки. | Знать: о таких методах научного исследования, как наблюдение и эксперимент. Уметь: планировать проведение эксперимента и наблюдения. | Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, химии, биологии, географии. ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени. | §2. Подготовка к П.Р. № 1 (с. 14). Нарисовать знаки, обозначающие правила ТБ при выполнении химических опытов. |
3 | П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в химической лаборатории. | П.Р. | Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, прием и обращение. | Знать: правила ТБ при работе в кабинете химии. Уметь: правильно обращаться с лабораторным оборудованием, вести записи в тетради для практических и лабораторных работ. | Подготовка к П.Р. № 2. |
4 | П.Р. №2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки | П.Р. | Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами. | Знать: устройство спиртовки, правила работы с нагревательными приборами. Уметь: проводить тщательное наблюдение за ходом эксперимента, пользоваться спиртовкой. | Подготовка докладов по теме «История появления глобуса» |
5 | Моделирование | Комбинирован-ный урок | Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике, биологии. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов; аппараты) и знаковые (химические символы, формулы, уравнения химических реакций). | Знать: метод моделирования, различия между объектом и его моделью. | Д. Географические модели – глобус, карта. Биологические модели – муляжи органов, систем органов растений, животных, человека. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. | §3. выучить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, O, Na, Mg, Al, Si, P, S). |
6 | Химические знаки и формулы | Урок объяснения нового материала | Химический элемент, химические знаки, их обозначения, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы, индексы, коэффициенты. Простые и сложные вещества. | Знать: понятия «химический элемент», «химическая формула». Уметь: по формуле определять принадлежность вещества к простым или сложным. | Д. Шаростержневые модели H2O, CO2, SO2, CH4. ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. | §4. ДО. Выучить символы и названия элементов (Fe, Au, K, Ca, Cu, Hg, Pb, Ag, Cl, Cr, Zn). |
7 | Химия и физика | Комбинирован-ный урок | Понятие «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. | Знать: понятия «атом», «молекула», «ион». Уметь: различать эти понятия. | Д. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии). ДО. Диффузия сахара в воде. | §5. ДО. |
8 | Агрегатные состояния вещества | Комбинирован-ный урок | Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие, твердые вещества, кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления. | Знать: агрегатные состояния веществ. Уметь: характеризовать физические свойств веществ в разных агрегатных состояниях. | Д. Вода в трех агрегатных состояниях. Твердые вещества. ДЭ. «Переливание» CO2 в стакан на уравновешенных весах. ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой. | §6. Подготовка кратких сообщений о минералах. Задание 8 (с. 41). |
9 | Химия и география | Комбинирован-ный урок | Геологическое строение планеты Земля. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные породы. | Знать: геологическое строение планеты, элементный состав геологических составляющих. Уметь: составлять визитную карточку Земли. | Д. Коллекция минералов. Коллекция горных пород. Коллекция горючих ископаемых. Л. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. | §7. Найти в сказках П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок» описание минералов. |
10 | Химия и биология | Урок - семинар | Химический состав живой клетки: неорганические и органические вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. | Знать: состав живой клетки, роль хлорофилла в фотосинтезе. Уметь: определять воду в растении, масло в семенах подсолнечника, эфирные масла, крахмал. | ДЭ. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок. Л. Определение содержания воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке. ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках). Д. Таблица «животная и растительная клетка». | §8. ДО |
11 | Качественные реакции в химии | Комбинирован-ный урок | Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную. | Знать: понятие «качественная реакция». Уметь: проводит эксперимент. | Д. Качественная реакция наO2. Качественная реакция на CO2. Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ. ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания. | §9. ДО. |
Глава 2. Математика в химии (9 часов) |
12 | Относительные атомная и молекулярная массы | Урок изучения нового материала | Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. | Знать: понятия «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Уметь: вычислять относительные молекулярные массы веществ. | Д. Шкала объектов. | §10. |
13 | Массовая доля химических элементов в сложном веществе | Комбинирован-ный урок | Понятие о массовой доле химического элемента (ω) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. | Знать: понятие массовой доли химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Уметь: вычислять массовую долю элемента в сложном веществе, правильно оформлять условие химической задачи. | §11, вопр. 4,5 (с. 65). |
14 | Чистые вещества и смеси | Самостоятель-ная работа с учебником | Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси: газообразные, жидкие, твердые; гомогенные, гетерогенные. | Знать: понятия «чистое вещество», «смесь». Уметь: анализировать текст, выделять главное в изучаемом материале, делать выводы, применять ранее приобретенные знания для объяснения новых явлений и фактов. | Д. Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций) из него. Смесь речного и сахарного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.) | §12. Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам. |
15 | Объемная доля газа в смеси | Урок изучения нового материала | Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот. | Знать: понятие «объемная доля», физический смысл этой величины. Уметь: вычислять объемную долю компонента газовой смеси; составлять круговые диаграммы, показывающие состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа. | §13. Составление диаграмм: состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. |
16 | Массовая доля вещества в растворе | Урок - соревнование | Понятие о массовой доле вещества (ω) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий. | Знать: формулу для расчета массовой доли растворенного вещества. Уметь: составлять и решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества». | §14. Подготовка к П.Р. № 3 (с. 77). |
17 | П.Р. №.3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества | П.Р. | Знать: правила по ТБ. Уметь: приготовить раствор с заданной концентрацией, правильно вести записи, планировать свою работу. | Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля». |
18 | Массовая доля примесей | Комбинирован-ный урок | Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (ω) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного веществ по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий. | Знать: алгоритм решения задач на определение массовой доли растворенного вещества. Уметь: решать расчетные задачи. | Д. Коллекция «Минералы и горные породы». ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам. | §15. ДО |
19 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по теме: «Математика в химии» | Знать: формулы, необходимые для решения расчетных задач. Уметь: производить математические расчеты. | Подготовка к К.Р. № 1 по теме «Математика в химии». |
20 | К.Р. № 1 по теме «Математика в химии» | Урок контроля |
Глава 3. Явления, происходящие с веществами (11 часов) |
21 | Разделение смесей. 1. Способы разделения смесей | Урок изучения нового материала | Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др. | Знать: определение понятия «смесь», способы разделения смесей, использование смесей в повседневной жизни человека. Уметь: разделять смеси, используя при этом свойства составляющих веществ. | ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. ДО. Разделение смеси сухого молока и речного песка. П.Р. № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). | §16 (с. 83 - 85). ДО. П.Р. № 4. |
22 | Фильтрование | Комбинирован-ный урок | Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. | Знать: правила фильтрования. Уметь: изготавливать обычный и складчатый фильтр. | ДЭ. Фильтрование. Разделение смеси воды и речного песка. Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. ДО. Изготовление марлевых повязок как средств индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. | §16 (с. 86 – 87). ДО. Предложить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для очистки посуды и ее декантация». Подготовка доклада «История возникновения противогаза». |
23 | Адсорбция | Комбинирован-ный урок | Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза. | Знать: способы разделения смесей. Уметь: составить рецензию на заслушанное сообщение. | ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля. Д. Противогаз и его устройство. Домашний эксперимент 4. Адсорбция кукурузными початками паров пахучих веществ. ДО. Адсорбция красящих веществ пепси-колы активированным углем. | §16 (с. 87 - 89). ДО. |
24 | Дистилляция | Комбинирован-ный урок | Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха | Знать: понятие «дистилляция», «кристаллизация». Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ДЭ. Получение дистиллированной воды. Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор. ДО. Очистка воды. | §17. ДО. |
25 | Обсуждение результатов П.Р. № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний опыт) | Урок - конкурс | Уметь: самостоятельно составить текст выступления, использовать в своем выступлении мультимедийные диски, Интернет-ресурсы. | Подготовка к П.Р. № 5. Очистка поваренной соли (с. 96). |
26 | П.Р. № 5. «Очистка поваренной соли» | П.Р. | Знать: правила ТБ. Уметь: применять экспериментальные умения на практике, составлять отчет по П.Р. | П.Р. № 6. Изучение процесса коррозии железа (домашний опыт). |
27 | Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций | Комбинирован-ный урок | Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. | Знать: определение понятия «химическая реакция», условия течения и прекращения химических реакций. Уметь: анализировать результаты демонстрационных экспериментов. | Д. Устройство кислотного огнетушителя. ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца (IV). Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы. ДО. Изготовление самодельного огнетушителя. | §18. ДО. |
28 | Признаки химических реакций | Обобщение и систематизация знаний | Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла. | Знать: признаки химических реакций. Уметь: работать с реактивами и оборудованием, анализировать результаты лабораторных опытов. | ДЭ. «Пламенный шар». Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Возгонка иода. Выделение газа из раствора. Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой. Удаление пятен от раствора йода. ДО. Приготовление лимонада. | §19. ДО. |
29 | Обсуждение результатов П.Р. № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт) | Урок – семинар, проблемный | Знать: представление о коррозии и способы защиты металлов от нее. Уметь: осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские ученые-химики» к конференции. |
30 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами». Подготовка к К.Р. № 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: основные понятия по изученной теме. Уметь: применять теоретические знания на практике. | Подготовка к К.Р. № 2. |
31 | К.Р. № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами». | Урок контроля | Подготовить проекты на тему «Исследования химических реакций» к конференции |
Глава 4. Рассказы по химии (3 часа) |
32 | Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые - химики» | Конференция | Знать: имена великих химиков, которые создали эту науку и развивали ее в течение ряда столетий. Уметь: работать с научно-популярной литературой, выступать перед аудиторией. |
33 | Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество» | Конкурс сообщений на тему «Атлас веществ» | Уметь: пользоваться справочной литературой, собирать необходимый иллюстративный материал, связно излагать текст в ограниченном интервале времени. |
34 | Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций | Конкурс ученических проектов | Уметь: оформлять результаты исследования, делать выводы, использовать компьютерные технологии для обработки информации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическоее планирование пропедевтического курса по химии 7 класс
данное календарно-тематическое планирование составлено к программе "Пропедевтическое преподавание химии. 7 класс". в планировании указываются названия тем, урокав, входящих в тему, н...
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....
Пропедевтический курс по химии для 7 класса "Химия и жизнь"
Спецкурс по химии для 7 класса....
Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.
Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....
Пропедевтический курс по химии 7 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе д...
Пропедевтический курс по химии 7 класс. Открытый урок
Тема. Обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия» Цель урока:повторить и обобщить знания о первоначальных химических понятиях;совершенст...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...