Химия в быту и производственной деятельности человека
методическая разработка по химии (10 класс)

Володикова Валентина Васильевна

Методическая разработка открытого занятия "Химия в быту и производственной деятельности человека".
Методы очистки сточных вод в строительной промышленности» по дисциплине ОУД. 12 Химия
специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx466.89 КБ
PDF icon prezentatsia.pdf1.03 МБ
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx19.69 КБ
Файл razdatochny_material.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

«Химия в быту и производственной деятельности человека.

Методы очистки сточных вод в строительной промышленности»

по дисциплине ОУД. 12 Химия

специальность Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Симферополь - 2023

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий

Дисциплина ОУД. 12 Химия

Группа: 1С-15

Специальность: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Тема занятия: Химия в быту и производственной деятельности человека. Методы очистки сточных вод в строительной промышленности.

Тип урока: Комбинированное, интегрированное занятие.

Вид урока: Лекция

Цель занятия: познакомиться с методами очистки сточной воды, развить познавательные и профессиональные интересы.

Задачи:

- образовательная:

ОЗ 1. Сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

ОЗ 2. Дать определение понятию «сточные воды», познакомить обучающихся с методами очистки воды, рассмотреть способы очистки сточных вод.

- развивающая:

РЗ 1. Содействовать развитию внимания,

РЗ 2. Содействовать развитию познавательных психических процессов: зрительное восприятие, память, логическое мышление, профессиональная речь, умение анализировать.

РЗ 3. Способствовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

- воспитательная:

ВЗ 1. Воспитывать коммуникабельность и умение работать в коллективе.

ВЗ 2. Содействовать воспитанию экологической культуры, в области сохранения благоприятной окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному природопользованию, потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы.

Используемые современные образовательные технологии (СОТ):

- приемы игровой технологии;

- приемы рефлексивной технологии;

- приемы диалоговой технологии;

- приемы здоровьесберегающей технологии;

- приемы технологии развития критического мышления.

Методы обучения:

- по способу передачи и восприятия учебной информации: системно-деятельностное обучение.

- словесный (беседа, диалог, монолог)

- наглядный (работа с иллюстрациями, схемами)

- практический (поиск информации)

- дедуктивные (анализ, синтез, обобщение).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи (МПС): физика, экология, биология.

I Организационный этап занятия

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, так как его проводят 2 человека: преподаватель химии и преподаватель спецтехнологии. Эти дисциплины тесно связаны друг с другом и повсеместно используются в вашей будущей специальности.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Как вы думаете, о какой проблеме идет речь в этом четверостишье?

Обучающиеся: Чистая вода.

II Актуализация опорных знаний и умений студентов. (Приложение 1)

Выполните тест по ранее изученному материалу (в раздаточном материале)

III Мотивационно-целевой этап познавательной деятельности студентов.

Вступительное слово о значении воды в строительстве.

Организовывает работу, направленную на постановку темы и цели урока.

Знакомит с критериями и формой оценивания деятельности студентов на занятии.

IV Основной этап занятия

Преподаватель: Что понимают под техногенным воздействием?

техногенное воздействие - загрязнения отходами, выбросами, сточными водами всех видов промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства.

Преподаватель: Назовите промышленные отрасли, которые техногенно воздействуют на биосферу.

Обучающиеся: металлургическая, металлообрабатывающая, машиностроительная, строительная, целлюлозно-бумажная, пищевая, деревообрабатывающая, нефтехимическая промышленности….

- Как называется ваша специальность?

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Преподаватель: Какие вещества выделяются в атмосферу в строительной промышленности?

Обучающиеся: бензол, фенол, формальдегиды, метанол, пары масел, аммиака, цианистого водорода, конденсат оксидов металлов: соединения хрома и никеля, марганец - токсичные

пыль, СО, SO2, NOх – нетоксичные, озон – раздражающее

Основные меры защиты от загрязнений промышленными пылями предусматривают широкое использование пылеулавливающих аппаратов и систем.

Преподаватель: Химия играет важную роль во многих аспектах строительства. Она применяется для создания и улучшения различных материалов, обеспечения прочности и долговечности конструкций, а также для решения проблем, связанных с окружающей средой.

Мы с вами повторили техногенное воздействие на атмосферу и защиту атмосферы от техногенных воздействий.

Атмосфера одна из составляющих биосферы

Преподаватель: Что ещё входит в границы биосферы?

Обучающиеся: Гидросфера, литосфера.

1 слайд. Посмотрите на картинки. Что объединяет все эти фотографии?

Вода

2-3 слайд А следующие картинки?

Загрязнение воды

Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь?

Обучающиеся: О загрязненной воде.

Слайд 4 -5 воспользуйтесь следующей картинкой, и попробуйте сформулировать полностью тему нашего урока.

6 слайд «Методы очистки сточных вод в строительстве»

Зная тему, какова же будет цель, нашего урока, о чем мы сегодня должны узнать?

7 слайд цель: познакомиться с методами очистки сточной воды, развить познавательные и профессиональные интересы

Преподаватель: Что же такое сточная вода?

8 слайд это отработанная или загрязнённая деятельностью человека (бытовыми отбросами, промышленными отходами) вода

Загрязнённая вода, которую нельзя использовать даже в технических целях.

  • Поэтому для защиты водного бассейна проводится: очистка сточных вод от маслосодержащих примесей, от механических примесей, от металлов и их солей, нейтрализация сточных вод, контроль состава сточных вод.

Преподаватель: В рабочей тетради у вас находится таблица «Виды загрязнения»

Заполните каждый самостоятельно таблицу, соотнесите вид загрязнения по характеру воздействия на атмосферу и гидросферу

Виды загрязнения

Атмосферный воздух

Водная среда

Физическое:

о

о

механическое

о

о

Радиоактивные

о

о

шумовое

о

тепловое

о

о

электромагнитное

о

Биологическое (бактериальное)

о

о

химическое

о

о

Преподаватель: Какие виды загрязнения загрязняют и атмосферу, и гидросферу? Выделите три основных вида.

9 слайд

Физическое

Химическое

Биологическое (бактериальное)

Преподаватель: Напомните мне, тему нашего занятия. «Методы очистки сточных вод в строительстве»

Очистка воды предназначена для доведения всех параметров, характеризующих ее качество, до нормативных показателей.

10 слайд

Механическая очистка

Физико-химическая и химическая очистка

Биологическая очистка

Преподаватель: Сейчас внимательно посмотрите видео.

11 слайд видео механическая очистка

Преподаватель: Заполняем таблицу (раздаточный материал: заполняете 1-ю схему)

Преподаватель: Какой метод очистки рассматривается?

- какие процессы очистки данного метода вы выделили?

Преподаватель: Какие приспособления используются при процеживании? Что ими улавливается?

Преподаватель: Какие приспособления используются при отстаивании? Что ими улавливается?

Преподаватель: Какие приспособления используются при фильтровании? Что ими улавливается?

Преподаватель: 12 слайд проверяем правильность заполнения таблицы. Если необходимо допишите.

Заполняем таблицу (раздаточный материал: заполняете 2-ю схему)

Выделяем название метода, процессы, используемые в данном методе и средства достижения очистки.

Преподаватель: Какие методы очистки рассматриваются?

- какие процессы очистки химического метода вы выделили?

Преподаватель: Что используют для нейтрализации?

Преподаватель: Что используют для окисления?

Преподаватель: Какие процессы очистки физико-химического метода вы выделили?

Преподаватель: Что используют при коагуляции? сорбции? Как осуществляется флотация?

Преподаватель: 13 слайд проверяем правильность заполнения таблицы. Если необходимо допишите.

Преподаватель: Вы заполнили две схемы:

Механическая очистка

Физико-химическая и химическая очистка.

Преподаватель: Какой метод ещё не рассмотрен?

Биологическая очистка

Преподаватель: заполняем таблицу (раздаточный материал: заполняете 3-ю схему)

Преподаватель: Назовите метод очистки?

- какие процессы очистки вы выделили?

Преподаватель: какие средства достижения очистки естественным путем?

При помощи чего производят искусственную очистку?

Преподаватель: 14 слайд проверяем правильность заполнения таблицы. Если необходимо допишите

V Закрепление знаний и умений студентов.

Преподаватель: С какими методами очистки воды вы сегодня познакомились?

15 слайд предлагаю заполнить таблицу. «Буква-цифры»

Процесс очистки

Метод очистки

  1. Флотация

А. механический

  1. Аэротенки
  1. Нейтрализация

Б. физико-химический

  1. Процеживание
  1. Коагуляция

В. биологический

  1. Фильтрование

А – 4,6

Б -- 1,3,5

В -- 2

Преподаватель: поменялись работами и проверяем друг друга.

Преподаватель: к механической очистке какие процессы отнесены?

Преподаватель: к физико-химическому методу очистки?

Преподаватель: к биологическому методу?

Преподаватель: 16 слайд

Преподаватель: Какой из изученных методов очистки сточной воды наиболее значимый для строительной отрасли?

Обучающиеся: сточные воды загрязнены взвешенными частицами, которые образовались от пыли, золы и других твердых материалов.

VI Подведение итогов урока.

1. Слово преподавателя.

2. Оценка работы обучающихся

VII Информирование, инструктаж по выполнению домашнего задания

Сообщает домашнее задание, дает краткий инструктаж по его выполнению.

При помощи составленных схем на уроке составить кроссворд по теме занятия.

VIII Рефлексия

Назови (свои эмоции после занятия)

Поделись (что было для тебя трудно, а что легко?)

Предложи (где можно использовать полученные знания?)

Почему (важна изученная тема?)

Список используемой литературы:

#1040;нфиногенова, И. В. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.

#1065;еголихина, Н. А. Общая химия: учебник для СПО / Н. А. Щеголихина, Л. В. Минаевская. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 164 с.

#1053;икольский, А. Б. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Никольский, А. В. Суворов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.

4. Тупикин Е.И. Экологические основы природопользования. Учебное пособие – Ростов н/Д : Феникс, 2020.

5. (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

6. ()

Открытая электронная библиотека химического портала «Chemnet».

Приложение 1

Фронтальный (индивидуальный) опрос

1. К видам загрязнений не относят:

а) природное загрязнение

б) физическое загрязнение

в) химическое загрязнение

г) биологическое загрязнение

2. Самый опасный класс отходов:
а) 1 класс
б) 2 класс
в) 3 класс
г) 4 класс

3. Какой из представленных ниже видов транспорта, относится к основным источникам загрязнения воздуха:
а) автомобильный
б) воздушный
в) водный

г) подземный

4. Наибольшая доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, приходится на данную отрасль промышленности РФ:
а) металлургия

б) целлюлозно-бумажная промышленность
в) химическая промышленность

г) пищевая

5.Как называется основная характеристика опасности вредного вещества

а) ПДК

б) ОДК

в) РНК

г) ДДК

- Что понимают под техногенным воздействием?

техногенное воздействие - загрязнения отходами, выбросами, сточными водами всех видов промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства.

- Назовите промышленные отрасли, которые техногенно воздействуют на биосферу.

металлургическая, металлообрабатывающая, машиностроительная, строительная, целлюлозно-бумажная, пищевая, деревообрабатывающая, нефтехимическая промышленности….

- Как называется ваша специальность?

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

- Какие вещества выделяются в атмосферу в строительной промышленности?

бензол, фенол, формальдегиды, метанол, пары масел, аммиака, цианистого водорода, соединения хрома и никеля, марганец, пыль, СО, SO2, NOх, О3


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Описание основных этапов занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Форма организации деятельности

Используемые СОТ

Задачи, планируемые результаты

Продолжительность

I организационный момент

Проверка присутствующих,

приветствие обучающихся.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют преподавателя.

Фронтальная

Приемы диалоговой технологии

ВЗ1

2

мин.

II Актуализация опорных знаний и умений студентов. (Приложение 1)

Опрос по повторению изученного материала:

Тестовая работа. Устный фронтальный (индивидуальный) опрос.

Выполняют тестовое задание. Отвечают на вопросы, внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости дополняют

Групповая.

Фронтальная

Приемы игровой технологии

ОЗ1

5

мин.

III Мотивационно-целевой этап познавательной деятельности студентов. Формулирование темы и цели урока.

Вступительное слово о значении воды в строительстве.

Организовывает работу, направленную на постановку темы и цели урока.

Знакомит с критериями и формой оценивания деятельности студентов на занятии.

Формулируют тему и цели урока, знакомятся с критериями и формами оценивания работы на уроке.

Групповая

Приемы технологии развития критического мышления

РЗ 2,

РЗ 3,

ОЗ 2

10

мин.

IV Основной этап Изучение нового материала:

#1047;аполнение таблицы «Виды загрязнения»

2. Видео «Методы очистки сточных вод»

3. Составление схем «Методов очистки сточной воды»

4. Работа с учебником при составлении схем

1. Ответы студентов.

2. Просмотр презентации и видеоматериала.

3. Комментарии студентов.

#1047;аполнение таблиц и составление схем.

5. Индивидуальная работа.

#1054;тветы студентов.

Групповая;

фронтальная,

индивидуальная

Приемы диалоговой технологии;

приемы здоровьесберегающей технологии

ОЗ 1,

ОЗ 2,

РЗ 1,

РЗ 2,

РЗ 3,

ВЗ 1,

ВЗ2,

ВЗ 3

17 мин.

V Закрепление знаний и умений студентов.

Организует проверку:

#1056;абота в парах. Сопоставление методов очистки с процессами очистки.

«Буква-цифры»

Взаимопроверка сопоставления

Работа в парах

Приемы диалоговой технологии

РЗ 1,

РЗ 3,

ВЗ 1

5 мин.

VI Подведение итогов урока.

1. Слово преподавателя.

2. Оценка работы студентов.

Внимательно слушают преподавателя

групповая

2 мин.

VII Информирование, инструктаж по выполнению домашнего задания

Сообщает домашнее задание, дает краткий инструктаж по его выполнению.

При помощи составленных схем на уроке составить кроссворд по теме

Записывают домашнее задание.

1 мин.

VIII Рефлексия

Задает вопрос о проведенном уроке. Высказывает свое мнение о деятельности студентов на занятии, благодарит студентов за совместную работу.

Студенты отвечают на вопросы, свое отношение к уроку

групповая

приемы рефлексивной технологии

РЗ 3,

ВЗ 1

5 мин.

Преподаватель _______________ В.В.Володикова



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

ФИО студента

1 лист

1. К видам загрязнений не относят:

а) природное загрязнение

б) физическое загрязнение

в) химическое загрязнение

г) биологическое загрязнение

2. Самый опасный класс отходов:

а) 1 класс

б) 2 класс

в) 3 класс

г) 4 класс

3. Какой из представленных ниже видов транспорта, относится к основным источникам загрязнения воздуха:

а) автомобильный

б) воздушный

в) водный

г) подземный

4. Наибольшая доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, приходится на данную отрасль промышленности РФ:

а) металлургия

б) целлюлозно-бумажная промышленность

в) химическая промышленность

г) пищевая

5.Как называется основная характеристика опасности вредного вещества

а) ПДК

б) ОДК

в) РНК

г) ДДК

Виды загрязнения

Атмосферный воздух

Водная среда

Физическое:

механическое

радиоактивные

шумовое

тепловое

электромагнитное

Биологическое (бактериальное)

Химическое

2 лист

СХЕМА 1 Метод очистки

процессы очистки

средства достижения

СХЕМА 2 Метод очистки Метод очистки

процесс очистки процесс очистки

средства достижения средства достижения

3 лист

СХЕМА 3 Метод очистки

процесс очистки процесс очистки

средства достижения

Сопоставить «буква – цифры»

Процесс очистки

Метод очистки

  1. Флотация

А. механический

  1. Аэротенки
  1. Нейтрализация

Б. физико-химический

  1. Процеживание
  1. Коагуляция

В. биологический

  1. Фильтрование

А -

Б -

В -



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"

Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....

Методические указания по выполнению практической работы по предмету "Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" по теме расчет производственной программы предприятий общественного питания

Данная практическая работа входит в состав  комплекта практических работ, разработанных по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" в...

Химия в быту и в жизни человека: инсектициды и репелленты- что это?

Данный материал показывает значимость химических знаний для человека и знакомит обучающихся с составом и принципом действия применяемых человеком средств защиты от вредоносных насекомых и грызунов....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ. «Химия в быту»

    Программа элективного курса «Химия в быту» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов . Курс призван развивать интерес к этой науке, формировать научно...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

"Химия в быту. Пищевая химия"

Задание:1. Просмотрите фильм, пройдя по ссылкеhttps://www.youtube.com/watch?v=fd3yGetepEQ2. Запишите ответы в карте. Подпишите ее: Дата, фамилия, группа3. Ответьте на вопросы теста, https://onli...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...