ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ. «Химия в быту»
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Программа элективного курса «Химия в быту» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов . Курс призван развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ.
«Химия в быту»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Химия в быту» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов . Программа элективного курса«Химия в быту» составлена на основе программы – «Химические вещества в повседневной жизни человека» . Некоторые темы – «Вода», «Поваренная соль» – сокращены по кол- ву часов , в связи с тем , что изучались подробно на уроках, вместо недостающих часов – включена тема – «Химия и быт», которая поможет учащимся вплотную в домашней обстановке правильно использовать бытовую химию. За счет исключенных тем - «Стекло» и «Керамика» ( изучаются на уроке) больше времени отводится на практическую часть. Вместо 5 практических работ – выполняется – 8 работ.
Курс призван развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах современности.
Курс рассчитан на 17 часов.. Завершает курс защита проектов и рефератов.
Цели курса:
- освоение знаний о применении препаратов бытовой химии, о практическом применении знаний для склеивания различных видов материалов , о правильном применении чистящих и моющих средств в домашних условиях.
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды
Задачи курса: помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения; расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении средств бытовой химии, и методах получения новых материалов; воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным ценностям; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям.
Виды деятельности: учебно-познавательная, самостоятельная с элементами творческой работы, практическая
Формы и критерии контроля: решение задач и упражнений, выполнение практических заданий, проектных работ и их защита.
Содержание программы.
Тема 1. Химия и быт.- 8 часов.
Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии. Виды красок. Вспомогательные материалы. Клеящие средства. Практическая работа – склеивание различных видов материалов. Чистящие средства. Практическая работа – Синтетические и натуральные моющие средства. Моющие средства.
Тема 2. Вода - 1 час
Вода в масштабе планеты. Экологические проблемы чистой воды.
Тема 3. Поваренная соль – 1 час
Роль поваренной соли в обмене веществ . Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Тема 4. Спички – 2 часа
История изобретения спичек. Оксилительно- восстановительные процессы , протекающие при зажигании спички.
Тема 5. Бумага – 2 часа . Целлюлоза. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Тема 6. Практические работы – 2 часа 1. Очистка загрязненной поваренной соли
2. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Итоговое занятие. – 1 час
Защита рефератов
№ урока | РАЗДЕЛ, ТЕМА, | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1 Химия и быт | 8 | |||
1 | Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии. | 1 | ||
2 | Виды красок | 1 | ||
3 | Вспомогательные материалы | 1 | ||
4 | Клеящие средства | 1 | ||
5 | Практическая работа – склеивание различных видов материалов. | 1 | ||
6 | Чистящие средства | 1 | ||
7 | Практическая работа – Синтетические и натуральные моющие средства. | 1 | ||
8 | Моющие средства. | 1 | ||
Тема 2 - Вода | 1 | |||
1 | Вода в масштабе планеты. Экологические проблемы чистой воды. | 1 | ||
Тема 3- Поваренная соль | 1 | |||
1 | Роль поваренной соли в обмене веществ . Использование хлорида натрия в химической промышленности. | 1 | ||
Тема 4 - Спички | 2 | |||
1 | История изобретения спичек | 1 | ||
2 | Оксилительно- восстановительные процессы , протекающие при зажигании спички. | 1 | ||
Тема 5 - Бумага | 2 | |||
1 | Целлюлоза. Хлопчатобумажные ткани | |||
2 | Виды бумаги и их практическое использование. | |||
Тема 6. Практические работы | 2 | |||
1 | Очистка загрязненной поваренной соли | 1 | ||
2 | Выращивание кристаллов поваренной соли. | 1 | ||
Итоговое занятие. – 1 час Защита рефератов
| 1 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов (всего) | Виды занятий | Указание конкретного вида занятия | Образователь-ный продукт | |
Теорети-ческие (количество часов) | Практи-ческие (количество часов) | |||||
1 | Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии | 1 час | 1час | Лекция | Опорный конспект | |
2 | Виды красок | 1 час | 1 час | Лекция | Опорный конспект, отчет о домашней практической работе | |
3 | Вспомогательные материалы | 1 час | 1 час | Лекция | Опорный конспект, доклады | |
4 | Клеящие средства | 1 часа | 1 час | Беседа практикум | Отчет о практической работе | |
5 | Чистящие средства | 2 часа | 1 час | 1 час | Беседа Практикум | Сообщения Отчет о практической работе |
6 | Моющие средства | 2 часа | 1 час | 1 час | Практикум | Отчет о практической работе |
7 | Вода в масштабе планеты. Экологические проблемы чистой воды. | 1 час | 1 час | Лекция | Опорный конспект, отчет | |
8 | Роль поваренной соли в обмене веществ | 1 час | 1 час | Лекция | Опорный конспект, сообщения | |
9 | История изобретения спичек. Оксилительно- восстановительные процессы , протекающие при зажигании спички. | 2 часа | 1 час | 1 час | Семинар Решение задач | Доклады, сообщения, отчет |
10 | Целлюлоза. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. | 2 часа | 1 час | 1 час | Семинар Создание презентации | Доклады, сообщения, презентации |
11-12 | Практические работы | 2 часа | 2 часа | Практикум | Отчеты о практической работе | |
13 | Итоговое занятие | 1 час | 1 час | Семинар Защита реферата | ||
Итого : | 17 часов | 9 часов | 8 часов |
(17 часов)
Виды занятий
Лекция | Практикум | Семинар | Защита рефератов |
5 | 8 | 3 | 1 |
Литература для учителя:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М., Просвещение, 1983 г.
- Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. М., Просвещение, 1977г.
- Войтович В.А. Химия в быту. М., Знание, 1980г.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л., Химия, 1978 г.
Литература для учащихся:
- Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. М., Просвещение, 1977 г.
- Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома – химики. М., Химия, 1979 г.
- Неорганическая химия Энциклопедия школьника. Под ред. М.А.Прокофьева. М., Советская энциклопедия, 1975 г.
- Шкуро Д.И. Забавная химия. Л., Детская литература, 1976 г.
- Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М., Химия, 1984 г.
Согласовано. Протокол заседания методического объединения учителей естественных дисциплин № 1 от « » августа 2012 года Руководитель МО Суслова И.В. | Согласовано. Заместитель директора школы по УВР М. М. Келеменян « » августа 2012 года |
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СОЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77 г.Сочи
Утверждено
Решение педсовета протокол
№ 1 от «____» августа 2012 г.
Председатель педсовета ___________________Смирнова Е. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II вида
по элективному курсу – Химия в быту
Ступень обучения- основное общее: 9 классы
Количество часов:17 , в неделю – 1 час
Учитель: Суслова Ирина Викторовна
Программа разработана на основе программы элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни» составитель Н. В. Ширшина Волгоград, , издательский центр Учитель , 2006г.
Согласовано.
Заместитель директора школы по УВР
_____________________
М.М. Келеменян
« » августа 2012 г.
Краснодарский край город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 77 г. Сочи
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу – Химия в быту
Класс 9
Учитель Суслова Ирина Викторовна
Количество часов: всего 17, в неделю по 1 часу
Планирование составлено на основе программы элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни» составитель Н. В. Ширшина Волгоград, , издательский центр Учитель , 2006г.
Сусловой Ириной Викторовной, утвержденной « » августа 2012 года, протокол педсовета № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»
Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»
Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён; рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Авторская учебная программа Элективные курсы по физике для учащихся 11 классов «КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. КВАНТЫ»
Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Элективный курс "Решение задач по общей и неорганической химии для учащихся 11 классов"
Элективный курс "Решение задач по общей и неорганической химии" позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения качественных и расчетных задач (типовых и комбинированных), а также у...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...