Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»
рабочая программа по химии (9 класс)
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и доставлять неприятности.
Курс дает возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт их использования, Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия - наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_himii.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии
«Искусство быть здоровым: химия в быту»
- Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Искусство быть здоровым: химия в быту» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2013г. № 273- ФЗ;
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;);
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25» города Смоленска;
- Образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25» города Смоленска.
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека происходит постоянно. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание и ошибки в вопросах правильного их применения могут приводить к различным негативным последствиям и доставлять неприятности.
Курс дает возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт их использования. Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия – наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни
Цели курса: показать необходимость химических знаний для развития различных отраслей науки, медицины, сферы обслуживания, раскрыть материальные основы окружающего мира, расширить представление учащихся о опасных веществах, окружающих их в быту; сформировать у учащихся умения и навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.
Задачи:
- Показать значение химии как практической, прикладной науки;
- Обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека;
- Развивать практические навыки по правильному применению и использованию лекарств, косметики, бытовой химии;
- Совершенствовать практические умения и навыки: планировать и проводить химический эксперимент и лабораторные исследования с окружающими нас веществами;
- Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
- Развивать навыки исследовательской деятельности.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Метапредметные:
1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)
Предметные:
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира
Учащиеся должны знать :
- Правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
- Правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
- Химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
- Правила применения лекарственных препаратов.
Уметь:
- Применять бытовые химикаты по их назначению;
- Правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом индивидуальных особенностей;
- Правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
- Правильно применять лекарственные препараты;
- Оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Краткая характеристика содержания | Формы организации и виды деятельности | |
Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни | Формы организации: коллективная, индивидуальная Виды деятельности: Лекция с элементами беседы, анкетирование | ||
1 | Химия и пища. Понятие о рациональности питания. Проблема смешанного и раздельного питания. Химические основы домашнего приготовления пищи: тепловая обработка пищи животного и растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Консерванты пищевых продуктов. Пищевые добавки в продуктах питания. Маркировка упаковок пищевых продуктов, умение их читать. Красители, используемые в пищевой промышленности. Пищевая аллергия. Причины пищевой аллергии. Симптомы пищевой аллергии, лечение. Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная Виды деятельности: лекция с элементами беседы, создание памяток, изучение памятки, выполнение практических, творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. | |
2 | Химия и средства гигиены. Правильный подбор декоративной косметики для лица в зависимости от возраста, цели, времени года. Изучение химического состава различных косметических средств. Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты. Как правильно выбрать зубную пасту. Мыла и шампуни. Уход за телом. Гигиена тела. Состав мыла и шампуня. Принцип очищающего действия. Влияние рН гигиенических средств на состояние кожи и волос. Правила ухода за кожей и волосами. Окраска волос в домашних условиях. Красители для волос. Меры предосторожности при использовании красителей для волос. Практическая работа№2. Химический состав зубной пасты. Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла. | Формы организации: коллективная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная Виды деятельности: беседа, выполнение практических, творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. | |
3 | Домашняя аптечка. Правильное применение лекарств – залог здоровья. Лекарства – как вещества необходимые для здоровья человека. Лекарства для лечения сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Антибиотики. Витамины. Фототерапия. Дозировка и способы применения, показания и противопоказания к применению. Обезболивающие средства, их получение и применение. Профилактика различных заболеваний. Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение. Практическая работа №4. Анализ табачного дыма. Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта. | Формы организации: коллективная, работа в группах, индивидуальная Виды деятельности: лекция с элементами беседы, выполнение практических заданий | |
4 | Химчистка на дому. Секреты стирки. СМС и отбеливатели. Стирка хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Отбеливание и подсинивание ткани. Антистатическая обработка ткани. Меры предосторожности при использовании СМС. Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски. Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств. Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения. | Формы организации: коллективная, работа в парах, индивидуальная Виды деятельности: лекция с элементами беседы, выполнение практических заданий | |
5 | Жидкие средства для мытья посуды. Ктивн Эффективность моющих средств. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. Особенности применения моющих средств. Мытье и чистка посуды. Уход за полами, мебелью, чистка окон и зеркал. Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды. | Формы организации: коллективная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная. Виды деятельности: Беседа, выполнение практических, творческих заданий | |
6 | Химия и реклама. Изучение некоторых показателей рекламируемых товаров бытовой химии: рекламы зубной пасты, жевательной резинки, средств по уходу за кожей и волосам, чистящих и моющих средств, продуктов питания. | Формы организации: коллективная, индивидуальная, работа в группах Виды деятельности: Беседа, выполнение творческих заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др | |
7 | Химия в нашей жизни. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. Первая помощь при несчастных случаях. | Формы организации: коллективная, работа в парах, работа в группах, Виды деятельности: лекция с элементами беседы, создание памяток, изучение памятки, выполнение демонстрационных заданий. | |
Итоговое занятие. Защита творческих проектов | Формы организации: Индивидуальная, работа в парах, работа в греппах Виды деятельности: защита проектных работ |
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни | 1 | |
1 | Химия и пища | 6 |
2 | Химия и средства гигиены | 7 |
3 | Домашняя аптечка | 5 |
4 | Химчистка на дому | 4 |
5 | Жидкие средства для мытья посуды | 5 |
6 | Химия и реклама | 2 |
7 | Химия в нашей жизни | 2 |
Итоговое занятие. Защита творческих проектов | 2 |
4.Тематическое планирование внеурочной деятельности
5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни | 1 | ||
Тема 1. Химия и пища (6 ч) | ||||
2-3 | Понятие о рациональности питания | 2 | ||
4 | Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания | 1 | ||
5-6 | Пищевые добавки | 2 | ||
7 | Пищевая аллергия | 1 | ||
Тема 2. Химия и средства гигиены (7 ч) | ||||
8 | Правильный подбор декоративной косметики для лица | 1 | ||
9-10 | Правила ухода за полостью рта. Действующие вещества зубной пасты | 2 | ||
11 | Химический состав зубной пасты | 1 | ||
12 | Мыла и шампуни. Уход за телом | 1 | ||
13 | Определение pH туалетного мыла | 1 | ||
14 | Окраска волос в домашних условиях | 1 | ||
Тема 3. Домашняя аптечка (5ч) | ||||
15 | Правильное применение лекарств – залог здоровья | 1 | ||
16-17 | Профилактика различных заболеваний | 2 | ||
18 | Анализ табачного дыма | 1 | ||
19 | Анализ пищевого спирта | 1 | ||
Тема 4. Химчистка на дому (4 ч) | ||||
20 | Секреты стирки. СМС и отбеливатели | 1 | ||
21 | Определение pH синтетических моющих средств | 1 | ||
22 | Чистящие средства. Удаление пятен | 1 | ||
23 | Удаление пятен различного происхождения | 1 | ||
Тема 5. Жидкие средства для мытья посуды (5 ч) | ||||
24-25 | Эффективность моющих средств | 2 | ||
26-27 | Мытьё и чистка посуды | 2 | ||
28 | Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды | 1 | ||
Тема 6. Химия и реклама (2 ч) | ||||
29-30 | Изучение некоторых показателей рекламируемых товаров бытовой химии | 2 | ||
Тема 7. Химия в нашей жизни (4ч) | ||||
31-32 | Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Первая помощь при несчастных случаях | 2 | ||
33-34 | Итоговое занятие. Защита творческих проектов | 2 | ||
Итого | 34 |
Информационное обеспечение
Занятия проходят в кабинете химии с проекционным оборудованием; имеется выход в Интернет.
Практические работы и демонстрационные опыты выполняются в кабинете химии с соблюдением правил техники безопасности.
Литература
- Артеменко А.И. Органическая химия и человек. Теоретические основы: углубленный курс. – М.: Просвещение,2000.
- Гладенин В.Ф. Большая медицинская энциклопедия. – М.: Эсмо, 2001.
- Руина О.В. Медицинская энциклопедия для всей семьи. Все, что нужно знать о болезнях. – М.: Центрполиграф, 2000.
- Афанасьев А.Г. Химия на службе быта. – М.: Знание, 1986.
- Давыдова С.Л. Химия в косметике. – М.: Знание, 1990.
- Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7
- Кузьмичева Е.П. Пищевые добавки // Химия. Все для учителя. – 2011. - № 7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Техника проведения практических работ
Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.
1. Качественные реакции на крахмал и жиры. Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой раствор йода, фильтровальная бумага. Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски свидетельствуют о наличии в нем крахмала. Небольшой кусок хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.
2. Качественная реакция на глюкозу. Оборудование: таблетка глюкозы или карамель, 10%-й раствор NaOH, 2%-й раствор CuSO4 , нагревательный прибор, штатив с пробирками. Глюкоза используется в виде видного раствора. К 1 см3 щелочи и, по каплям, медный купорос до образования синего осадка. После этого пробирку нагревают на огне. Выпадает ярко-оранжевый осадок, который и указывает на присутствие глюкозы. Если содержание глюкозы в пробе было большим, оранжевый осадок выпадает сразу без нагревания.
3. Качественная реакция на белки. Оборудование: раствор белка (белок одного куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-й раствор NaOH, 1%-й раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками. К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и, по каплям, медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно встряхивают. Появление фиолетовой окраски свидетельствует о наличии белка (биуретовая реакция).
Форма отчётности Заполните таблицу «Определение белков, жиров и углеродов».
Условия опыта | Наблюдения | Выводы из опыта |
Практическая работа №2. Определение pH туалетного мыла. 1. Приготовьте раствор принесенного вами мыла: а) 5%-й массой 50 г (в случае твердого мыла) б) 5%-й объемом 50 мл (в случае жидкого мыла считайте плотность мыльного раствора = 1 г/мл). 2. С помощью универсальной индикаторной бумаги исследуйте реакцию раствора мыла. (Опустите полоску индикатора в мыльный раствор.) 3. Определите реакцию раствора мыла с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикаторной бумаги и цифровой шкалы. 4. Результаты исследования занесите в таблицу.
№ | Название мыла | Значение pH | Реакция раствора |
Практическая работа №3. Анализ пищевого спирта. Оборудование и материалы: медная проволока, спиртовка, пробирки, раствор перманганата калия, аммиачный раствор оксида серебра, концентрированная серная кислота, резорцин, анализируемые образцы спиртосодержащих продуктов. 1. Определение непредельных углеводородов. В пробирку налить 2-3 мл анализируемого алкогольного напитка, добавить 2-3 мл раствора KMnO4 .При наличии непредельных углеводородов раствор обесцвечивается. 2. Определение карбонильных соединений. В пробирку поместить 2-3 мл исследуемого образца и такое ж количество аммиачного раствора оксида серебра, осторожно нагреть. Выпадение осадка серебра указывает на наличие альдегидов. 3. Определение метанола. В пробирку налить 2-3 мл исследуемого вещества, нагреть медную проволоку до красного цвета, несколько раз опустить её в пробирку с исследуемым образцом. Затем прилить концентрированную серную кислоту и резорцин. При наличии метанола появляется красное кольцо на границе раздела жидкостей.
Практическая работа №4. Определение pH синтетических моющих средств. Оборудование и материалы: пробирки, универсальный индикатор, водный растворы синтетических моющих средств. 1. В пробирки налить водные растворы СМС. 2. Опустить в раствор каждого СМС универсальный индикатор. 3. С помощью шкалы определить уровень pH, сравнивая цвет индикатора с цветами разделов на шкале. Наблюдения: pH здоровой кожи равна 5,5. Превышение этого показателя говорит о щелочной среде раствора. Если показатель pH ниже 5,5 , то среда раствора кислая.
Практическая работа №5. Удаление пятен различного происхождения. Оборудование: 1. Пятновыводящие средства: бензин, ацетон, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, порошок мела, стиральный порошок. 2. Вспомогательные средства: вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань, салфетки, стаканы, кюветы, различные виды тканей (шерсть, шелк, ацетатная ткань). 3. Средства для нанесения пятен: йодная настойка, чай, ржавчина, майонез, масло, парафин, косметически крем, чернила, губная помада. Ход работы: 1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом, растительным маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом. 2. Пользуясь инструкцией и соблюдая правила безопасности, приступите к выведению нанесённых пятен. 3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о целесообразности применения ацетона для выведения пятен.
Виды пятен | Способ удаления | Примечание |
1. Жирные и масляные | Прогладить ткань теплым утюгом через несколько слоев промокательной бумаги, положенных с обеих сторон | Свежие пятна. Температура около 100ºC |
Протереть тампоном, смоченным в смеси нашатырного спирта и моющего средства. Прогладить горячим утюгом через белую ткань | 1 ч. л. NH4OH и 1 ч. л. СМС на полстакана теплой воды | |
Смочить пятно бензином и оставить на 2-5 минут, затем прогладить горячим утюгом чрез несколько слоев промокательной бумаги | Для шерстяных и ацетатных тканей (ТБ при работе с бензином!) | |
Погрузить на 5-10 минут в раствор: 0,5 ст. л. NH4OH и 1 ст. л. глицерина на 1 ст. л. воды. Затем промыть | Для шелковых тканей | |
На светлую ткань насыпать порошок мела (на 2-4 часа), затем встряхнуть | Свежие пятна | |
2. Пятна от йодной настойки | Прогладить горячим утюгом через промокательную бумагу или салфетку | |
Оставить на несколько дней – пятно исчезнет само | Возгонка йода | |
3. Цветные пятна органического происхождения | а) сажу и копоть выводят тампоном, смоченном в скипидаре; б) пятна мочи: погрузить на 1 час в раствор столового уксуса; в) пятна от чая: 2 ст. л. глицерина и 0,5 ч. л. 10% раствора нашатырного спирта; г) пятна стеарина и парафина: проглаживание через несколько слоёв промокательной бумаги | 1 ст. л. уксуса на 0,5 стакана воды |
4. Чернильные капли | а) смесью этанола и глицерина; б) светлые пятна – простоквашей; в) пятна от туши и гуаши – холодным раствором СМС | 1:1 |
5. Пятна от ржавчины | а) кусочек лимона, завернутый в марлю, прижать к пятну горячим утюгом; б) на 3-5 минут погрузить в раствор уксусной кислоты (2 ст. л. на стакан воды), затем промыть водой с нашатырным спиртом (1 ст. л. на 2 л воды) | Все виды тканей Пищевой уксус подогреть в эмалированной посуде |
Приложание 2
Критерии оценивания проектов
Критерии оценивания содержания | Кол-во баллов |
Соблюдение авторами структуры проекта | |
Использование в проекте различных источников информации (энциклопедии, словари, научная литература, Интернет-ресурсы) | |
Использование в проекте разнообразных форм представления информации (графики, схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии…) | |
Доступность представленной в проекте информации | |
Наличие у авторов проекта собственной позиции на рассматриваемые события и явления. | |
Критерии оценивания дизайна | |
Соблюдение единого стиля оформления презентации | |
Соответствие содержания изображению | |
Сочетание фона с графическими элементами текста | |
Общее количество баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаги к искусству"
Программы для обучающихся 1 и 3 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов....
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов. 34 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Вдохновение" для учеников 5-8 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ...