Технологическая карта по химии "Получение металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Киреева Наталия Сергеевна

Технологическая карта по химии "Получение металлов" для урока в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта «Получение металлов»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель деятельности учителя

Формирование понятий о сущности процессов металлургии.

Образовательные ресурсы

Учебник О. С. Габриеляна «Химия» 9 класс; раздаточный материал для работы в группах; коллекция «Руды железа»

Методы и формы обучения

Методы: словесно-наглядные, игровой.

Формы: беседа, лабораторный опыт, работа с текстом, работа в парах

Формы контроля

Устный (беседа), самоконтроль (по образцу)

Основные понятия

Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия. Пирометаллургия. Гидрометаллургия. Электрометаллургия

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: составлять уравнения реакций

и электронные уравнения

процессов окисления-восстановления,

характеризующих способы

получения металлов

Получат возможность: научиться характеризовать основные способы получения металлов в промышленности

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, выполнять задания в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действии с целью и корректировать ошибки

Познавательные: использовать знаковое моделирование, создавать обобщения, делать выводы, структурировать и

преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать наблюдения

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме, работать в паре, выражать и аргументировать свою точку зрения

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач, формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

1. Организационный

этап.

(1 мин)

Приветствует учеников, организует рабочую обстановку

Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку

2. Мотивация

3. Целеполагание

(5 мин)

Послушайте стихотворение и определите о чем пойдет речь на уроке

Не сразу в дом пришёл металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал.

Не сразу стал он кружкой

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог:

Сперва пришёл геолог.

Нашёл он гору - в ней руда.

И горняки пришли туда.

И машинист даёт гудок -

К печам руду доставит в срок.

И металлический ручей

Течёт из огненных печей.

Ещё работе не конец:

Придут и токарь, и кузнец,

Слесарь и штамповщик,

Сварщик, фрезеровщик.

И каждый вложит труд в металл,

Чтобы металл трудиться стал.

Он в проводах несёт нам свет,

Металл - коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник.

Е. Ефимовский

- Металлы встречаются в природе как в свободном состоянии (самородные металлы), так и в виде химических соединений.

- Скажите, какие металлы встречаются в самородном виде и почему? (подсказка ряд активности металлов, рисунок в учебнике)

Как можно выделить металлы из руд и металлосодержащих

продуктов?

Выдвигают предположения, вместе с учителем формулируют тему

Включаются в беседу, высказывают свои предположения

4. Актуализация знаний. Цель: извлечь из памяти обучающихся знания и навыки выполнения учебных действий, которые понадобятся при решении практических задач (5 мин)

Для того, чтобы познакомиться со способами получения металлов, нам необходимо повторить химические свойства металлов.

Актуализация знаний обучающихся о химической активности металлов в зависимости от положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Какие два правила связаны с рядом напряжений металлов?

Выполняют задания по вариантам, осуществляют самопроверку по образцу

5. Освоение новых знаний (15-20 мин)

Организует работу в парах для дальнейшей работы.

Выполнение лабораторного опыта «Ознакомление с рудами железа» (Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ стр.19)

Лабораторный опыт «Ознакомление с образцами природных соединений железа»

Цель. Ознакомиться с образцами природных соединений железа.

Образцы: магнетит (магнитный железняк), гематит (красный железняк), пирит.

Содержание и порядок выполнения опыта

1. Рассмотрите выданные образцы природных соединений железа.

2. Заполните таблицу 7.

Таблица 7

Название минерала, основные

месторождения

Формула и название основной

составной части

Внешний вид

Применение

Формулы основной составной части некоторых природных соединений приведены в приложении 3. Основные месторождения природных соединений

металлов определите, используя географические атласы или справочную литературу.

Организует беседу по итогам выполнения лаб.опыта

- в каком виде встречается железо в природе?

- как человек или для чего использует железо?

Подводит к выводу, что человеку необходимы знания о способах получения металлов

Организует самостоятельную работу с учебником по ознакомлению со способами получения металлов (учебник стр.75-80) и выполните упражение 5, 2 (часть II) в РТ стр.54

Выполняют лабораторную работу

включаются в беседу

работают самостоятельно с учебником, выполняют упражнение в РТ

Первичная проверка понимания(5 мин)

Организует беседу по итогам выполнения упражнения

- как называется наука о методах и способах получения металлов?

Какие существуют способы получения металлов?

На чем они основаны?

Какой метод получения меди – с помощью серной кислоты или бактериальный – экологически более безопасен?

Почему щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить гидрометаллургическим способом?

Назовите вид металлургии для следующих процессов

отвечают на вопросы учителя

6. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)

  1. В самородном виде в природе встречается каждый из двух металлов:

А) золото и алюминий

Б) медь и серебро

В) натрий и кальций

Г) железо и магний

2. В качестве восстановителя в пирометаллургии не используют

А) алюминий

Б) водород

В) оксид углерода (II)

Г) оксид углерода (IV)

3. Щелочные металлы получают в промышленности:

А) гидрометаллургией

Б) пирометаллургией

В) микробиологическими способами

Г) электрометаллургией

4. Напишите уравнения реакций обжига сульфидных минералов:

А) киновари HgS________________________________________________

Б) пирита FeS2___________________________________________________

По окончании отведенного времени озвучивают ответы.

Выполняют задание

7. дом.задание

П.9, №1,4

или

2. Мини-проекты:

 Экологические проблемы металлургического производства и пути их решения.

 Перспективные технологии получения металлов.

 История развития металлургического производства в России.

 Производство чугуна

 Производство стали

 Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

или

3. Синквейн к «Металлургия»

Обсуждают выполнение домаш-него задания, задают вопросы учителю

8. рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Каким образом вы получили знания?

- Как сможете их применить?

Проводят самооценку. Высказывают свое мнение об актуальности изученной темы, о совместной работе с одноклассниками