Технологическая карта по химии "Получение металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Технологическая карта по химии "Получение металлов" для урока в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_himii_na_temu_poluchenie_metallov_.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «Получение металлов»
Тип урока | Урок открытия нового знания | |
Цель деятельности учителя | Формирование понятий о сущности процессов металлургии. | |
Образовательные ресурсы | Учебник О. С. Габриеляна «Химия» 9 класс; раздаточный материал для работы в группах; коллекция «Руды железа» | |
Методы и формы обучения | Методы: словесно-наглядные, игровой. Формы: беседа, лабораторный опыт, работа с текстом, работа в парах | |
Формы контроля | Устный (беседа), самоконтроль (по образцу) | |
Основные понятия | Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия. Пирометаллургия. Гидрометаллургия. Электрометаллургия | |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: составлять уравнения реакций и электронные уравнения процессов окисления-восстановления, характеризующих способы получения металлов Получат возможность: научиться характеризовать основные способы получения металлов в промышленности | Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, выполнять задания в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действии с целью и корректировать ошибки Познавательные: использовать знаковое моделирование, создавать обобщения, делать выводы, структурировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать наблюдения Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме, работать в паре, выражать и аргументировать свою точку зрения | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач, формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов | ||||||||||||||||
1. Организационный этап. (1 мин) | Приветствует учеников, организует рабочую обстановку | Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку | ||||||||||||||||
2. Мотивация 3. Целеполагание (5 мин) | Послушайте стихотворение и определите о чем пойдет речь на уроке Не сразу в дом пришёл металл, Не сразу ложкой, вилкой стал. Не сразу стал он кружкой И заводской игрушкой. Был путь металла долог: Сперва пришёл геолог. Нашёл он гору - в ней руда. И горняки пришли туда. И машинист даёт гудок - К печам руду доставит в срок. И металлический ручей Течёт из огненных печей. Ещё работе не конец: Придут и токарь, и кузнец, Слесарь и штамповщик, Сварщик, фрезеровщик. И каждый вложит труд в металл, Чтобы металл трудиться стал. Он в проводах несёт нам свет, Металл - коньки, велосипед, Метро, трамвай, будильник, Утюг и холодильник. Е. Ефимовский - Металлы встречаются в природе как в свободном состоянии (самородные металлы), так и в виде химических соединений. - Скажите, какие металлы встречаются в самородном виде и почему? (подсказка ряд активности металлов, рисунок в учебнике) Как можно выделить металлы из руд и металлосодержащих продуктов? | Выдвигают предположения, вместе с учителем формулируют тему Включаются в беседу, высказывают свои предположения | ||||||||||||||||
4. Актуализация знаний. Цель: извлечь из памяти обучающихся знания и навыки выполнения учебных действий, которые понадобятся при решении практических задач (5 мин) | Для того, чтобы познакомиться со способами получения металлов, нам необходимо повторить химические свойства металлов. Актуализация знаний обучающихся о химической активности металлов в зависимости от положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Какие два правила связаны с рядом напряжений металлов? | Выполняют задания по вариантам, осуществляют самопроверку по образцу | ||||||||||||||||
5. Освоение новых знаний (15-20 мин) | Организует работу в парах для дальнейшей работы. Выполнение лабораторного опыта «Ознакомление с рудами железа» (Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ стр.19) Лабораторный опыт «Ознакомление с образцами природных соединений железа» Цель. Ознакомиться с образцами природных соединений железа. Образцы: магнетит (магнитный железняк), гематит (красный железняк), пирит. Содержание и порядок выполнения опыта 1. Рассмотрите выданные образцы природных соединений железа. 2. Заполните таблицу 7. Таблица 7
Формулы основной составной части некоторых природных соединений приведены в приложении 3. Основные месторождения природных соединений металлов определите, используя географические атласы или справочную литературу. Организует беседу по итогам выполнения лаб.опыта - в каком виде встречается железо в природе? - как человек или для чего использует железо? Подводит к выводу, что человеку необходимы знания о способах получения металлов Организует самостоятельную работу с учебником по ознакомлению со способами получения металлов (учебник стр.75-80) и выполните упражение 5, 2 (часть II) в РТ стр.54 | Выполняют лабораторную работу включаются в беседу работают самостоятельно с учебником, выполняют упражнение в РТ
| ||||||||||||||||
Первичная проверка понимания(5 мин) | Организует беседу по итогам выполнения упражнения - как называется наука о методах и способах получения металлов? Какие существуют способы получения металлов? На чем они основаны? Какой метод получения меди – с помощью серной кислоты или бактериальный – экологически более безопасен? Почему щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить гидрометаллургическим способом? Назовите вид металлургии для следующих процессов | отвечают на вопросы учителя | ||||||||||||||||
6. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин) |
А) золото и алюминий Б) медь и серебро В) натрий и кальций Г) железо и магний 2. В качестве восстановителя в пирометаллургии не используют А) алюминий Б) водород В) оксид углерода (II) Г) оксид углерода (IV) 3. Щелочные металлы получают в промышленности: А) гидрометаллургией Б) пирометаллургией В) микробиологическими способами Г) электрометаллургией 4. Напишите уравнения реакций обжига сульфидных минералов: А) киновари HgS________________________________________________ Б) пирита FeS2___________________________________________________ | По окончании отведенного времени озвучивают ответы. Выполняют задание | ||||||||||||||||
7. дом.задание | П.9, №1,4 или 2. Мини-проекты: Экологические проблемы металлургического производства и пути их решения. Перспективные технологии получения металлов. История развития металлургического производства в России. Производство чугуна Производство стали Профессии, связанные с добычей и производством металлов. или 3. Синквейн к «Металлургия» | Обсуждают выполнение домаш-него задания, задают вопросы учителю | ||||||||||||||||
8. рефлексия | - Что нового вы узнали на уроке? - Что у вас получилось лучше всего? - Каким образом вы получили знания? - Как сможете их применить? | Проводят самооценку. Высказывают свое мнение об актуальности изученной темы, о совместной работе с одноклассниками |