Технологическая карта урока "Щелочные металлы", 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)
Краткая аннотация к работе
Разработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.
Тип урока: открытие нового знания .
Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_shchelochnye_metally.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф. И. О. педагога: Потапова Елена Константиновна
Предмет: химия
Тема урока: Щелочные металлы.
Цель урока: развитие учебных знаний о щелочных металлах.
Дидактические материалы: Приложения 1-3.
Оборудование: для демонстрации - кристаллизатор с водой, натрий, скальпель, фильтровальная бумага, раствор фенолфталеина, презентация к уроку; задания для работы в парах – Приложение 2, инструктивные карты « План характеристики Щелочных металлов» - Приложение 1.
Краткая аннотация к работе
Разработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.
Тип урока: открытие нового знания .
Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
На уроке происходит формирование УУД:
Личностных: самоопределение, смыслообразование.
Познавательных УУД: постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;
Регулятивных УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; целеполагание; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.
В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией.
Основные понятия: Бинарные соединения: оксиды. Составление их формул, общий способ их называния. Представители оксидов: вода, углекислый газ.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности, а также по установке тематических рамок и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
На протяжении нескольких уроков мы изучаем металлы. Слайд 1. В этом царстве веществ все коренные жители интересны и своеобразны: есть бригада «черных металлургов», общество «драгоценных персон», профсоюз «цветных» и «специалисты по тугоплавким делам» И есть в этом удивительном мире семейство, отмеченное учеными еще в середине 19 века. Народ у нем беден, но беспечен. В наружном кармане у них 1 монета (а валюта, как вы понимаете, называется электрон), но никто не горюет по этому поводу, наоборот, желает отдать свою монету чуть не первому встречному…Посмотрите, какие веселые, как играют, например, с водой!
Демонстрационный эксперимент : взаимодействие натрия с водой. Обратить внимание детей на условия хранения натрия в лаборатории, правила безопасности при работе с натрием, выделение газа, энергии, расплавления металла – шарик, изменения окраски раствора(заранее добавить в воду фенолфталеин).
Странно ведет себя натрий? Может, это и не металл вовсе? Положение в ПСХЭ? Физические свойства? А как ведет себя в воде компаньон натрия – калий? Давайте посмотрим видеоролик. Демонстрация видеофрагмента «Взаимодействие калия с водой». Слайд 2.
Как вы думаете, достойны такие металлы нашего внимания? Посвятим мы им урок? Конечно. Формулируем и записываем в тетради тему урока. Слайд 3.
Сегодня у нас урок открытия нового знания. Вы узнаете что-то новое. Как вы будете действовать на уроке? (Во-первых, определю, что я не знаю, во-вторых, сам найду способ получить знания).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Но некоторые знания для постижения нового у нас есть. Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания. Что уже нам известно о металлах? Их общая характеристика. Выполним тесты. Слайд 4. Работа по цепочке фронтально с комментарием.
Учитель фиксирует актуализированные способы действий в знаках. Мотивирует пробное учебное действие.
А теперь я предложу вам выполнение пробного действия. С какой целью? (Чтобы мы поняли, что пока не знаем). Возвращаемся к демонстрационному эксперименту.
Задание (слайд 5). Объясните «нестандартное поведение» натрия!
- Почему металл хранят под слоем керосина?
- Какое вещество сразу образует белый налет на свежем срезе металла?
3. Почему металл горел в воде?
4. Почему металл растворился в воде?
5. Какой газ выделился?
6. Почему изменилась окраска раствора? Какое вещество образовалось, кроме водорода?
7. Как записать уравнение реакции взаимодействия натрия с водой?
Выполнение пробного действия.
- Поднимите руки, у кого нет результата. Кто не смог полностью справиться с заданием? В чем ваше затруднение?
«Я пока не могу составлять формулы таких веществ». «Я не могу называть такие вещества». «У меня нет алгоритмов составления уравнений реакций, в которые вступает натрий».
Поднимите руки, кто выполнил задание. Вы можете свое решение обосновать? В чем ваше затруднение? «Я пока не могу обосновать, правильно ли я выполнил задание».
3. Выявление места и причины затруднения (слайд14).
- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?
Учащиеся проговаривают вслух: «Я не знаю особенностей этих металлов».
« Я не понимаю, какие продукты образуются».
«У меня нет алгоритмов составления уравнений».
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Поставьте перед собой цель.
- Нам надо уточнить особенности строение атомов и простых веществ – щелочных металлов- и на их основе спрогнозировать свойства.
Гипотеза, которую мы выдвигаем: если знать особенности строения атомов и простых веществ – щелочных металлов, можно объяснять особенности их свойств.
− По какому плану будем работать?
Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний. Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим (Слайд 6):
План характеристики щелочных металлов:
I. Атомы
- Положение атомов в ПСХЭ
- Особенности строения атомов
- Возможные степени окисления в соединениях
II. Простые вещества
4. Химическая связь и кристаллическая решетка
5. Физические свойства
6. Химические свойства
7. Получение
8. Области применения.
- Какие средства мы для этого будем использовать? (Учебник, рабочая тетрадь, инструктивные карты).
5. Реализация построенного проекта.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом: работу в группах по 2 человека для выполнения заданий. Слайд 7.
Задания для самостоятельной работы:
- Определи положение щелочных металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Запиши в тетрадь эту информацию.
- Составь схемы строения атомов лития, натрия, калия. Устно отметь общие черты. В чем заключаются различия? Запиши, какими свойствами – восстановительными или окислительными обладают атомы щелочных металлов? Как изменяется эта особенность от лития к калию?
- Составь формулы оксидов и гидроксидов натрия и калия. В формулах оксидов проставь степени окисления элементов. Чему равна степень окисления щелочных металлов в соединениях?
- Используя материал учебника – п. 30, стр. 154, укажи тип химической связи и кристаллической решетки в простых веществах щелочных металлах. Какие особенности физических свойств объясняют электроны, свободно перемещающиеся по кристаллу металла?
- Общие химические свойства щелочных металлов – простых веществ можно обозначить одним термином. Назовите его. Как меняется скорость реакций в зависимости от природы щелочного металла?
- Используя материал учебника – п.30, стр. 155, запишите уравнения реакций взаимодействия: а) с кислородом лития и натрия, б) натрия с пероксидом натрия, в)лития с азотом, г) калия с водой. Последнюю реакцию рассмотри как ОВР: определи степени окисления, составь электронный баланс, расставь коэффициенты методом электронного баланса.
- Запиши в тетрадь уравнения реакций получения натрия в промышленности. Какой метод металлургии для этого используют? В случае затруднения используй материал п. 30, стр.155.
Учащиеся работают с текстом учебника, инструктивными картами, результаты работы записывают в тетрадь.
По завершении работы происходит фронтальное обсуждение ее результатов и фиксация следующего эталона (слайды 9 -19):
6. Первичное закрепление во внешней речи
Учитель организует фиксацию преодоления затруднения учениками, возвращаясь к ранее выполненному ими заданию для пробного действия. Сможем мы теперь выполнить задание, которое вызвало затруднение вначале? (Слайд 20).
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
И еще одно задание (фронтально по цепочке). Выполните тесты, ответы обоснуйте. Слайд 21.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Решим задачу: какой объем водорода выделится при взаимодействии 2,3 г натрия
с водой? Работа у доски с комментарием.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мы проделали сегодня большую работу на уроке. Попробуйте оценить свою работу с помощью хорошо известных образных выражений, в состав которых входят названия металлов.
-Итак, мы использовали железную логику химической науки: свойства зависят от строения ?
-Признайтесь, кому пришлось проявить стальной характер, чтобы напряженно работать, хоть и не очень хотелось?
- Кто может сегодня сказать про себя – золотая голова?
- А выражение «медный лоб» по отношению к себе кто-нибудь использовал?
Ну, а если серьезно.
− Что нового вы узнали?
− Какую цель вы ставили на уроке?
− Достигли вы цели?
− Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать? Как думаете, на следующем уроке что будем изучать?
И я оцениваю нашу работу сегодня как успешную и ставлю отметки по «металлической» пятибалльной шкале «золотые» пятерки, «серебряные» четверки…(перечислить).
Домашнее задание:
П. 30, 1. Исправить ошибки:
Na + O2 🡪 Na2O
K + H2O 🡪 KOH + O2
Li + Cl2 🡪 LiCl2
AlCl3(раствор) + K 🡪 KCl + Al
2.«ЗГ» золотая голова – задание дополнительное
Осуществить превращения:
Na 🡪 Na2O2 🡪 Na2O 🡪 Na2 SO4 🡪 NaOH.
В первом уравнении расставить коэффициенты методом электронного баланса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"
Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....