Технологическая карта "Химические свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Технологическая карта урока (ФГОС) "Химические свойства металлов" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologicheskaya_karta.zip28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Химия

Класс

9

Тема урока

«Химические свойства металлов»

Цели урока:

Содержательная

Рассмотреть общие химические свойства металлов

Деятельностная

  • Формировать навыки  проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности

Задачи урока

Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся об общих химических свойствах металлов, закрепить умения работать с электрохимическим рядом напряжения металлов и периодической системой; продолжать развивать навыки составления уравнений химических реакций;

развивающие: умения анализировать, делать выводы, мыслительные операции, эмоциональную сферу, познавательную деятельность через исследовательскую работу; развивать речь с использованием химической терминологии;

воспитывающие: формирование научного мировоззрения, воспитание коллективизма, культуры химического эксперимента; умение создавать на уроке творческую и демократическую обстановку.

Тип урока

Урок открытия новых знаний с использованием исследовательской деятельности и информационных технологий

Основное содержание темы, термины и понятия

Атом металла, катион металла. Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений. Правила применения электрохимического ряда напряжений. Поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжений.

Межпредметные связи (указать предметы)

Развитие речи, математика, физика, литература.

Формы работы

Словесная, наглядная, индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа.

Методы и методические приемы

Самостоятельная работа с текстом учебника, работа в парах, индивидуальная работа, демонстрационные опыты.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап мотивации)

Включить учащихся в учебную деятельность, создать положительную мотивацию.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет готовность учащихся

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- эмоциональный настрой на урок

Актуализация  опорных знаний и умений (Повторение пройденного)

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

- Учащиеся получают коллекции металлов и из коллекции  получают один металл ,который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения

-Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?

- Какая особенность строения атомов металлов обуславливает общность их свойств?

Как эти свойства называются?

Рассматривают образцы металлов и характеризуют его физические свойства

Перечисляют физические свойства металлов. Отмечают ,что все металлы в химических реакциях легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы-катионы. В реакциях служат восстановителями.

Личностные УУД:

- активизация имевшихся ранее знаний;

- формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта

Познавательные УУД:

- формирование умения находить ответы на вопросы;

Коммуникативные УУД:

-формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Постановка учебной проблемы

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

Прозвучало словосочетание в химических реакциях

Значит, о чем же сегодня мы будем говорить?

Выслушав учащихся, учитель еще раз уточняет названную  тему урока

«Химические свойства металлов» и говорит о том, что одновременно необходимо вспомнить ранее изученный материал, касающейся химических реакций (типы химических реакций, виды химических связей, основы номенклатура химических соединений)

Учащиеся делают заключение, что речь пойдет о реакциях, в которые будут вступать металлы, или о химических свойствах металлов

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу

Познавательные УУД:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения ставить цель деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Спланировать организация действий учащихся, направленных на решение проблем и достижение целей урока

Используя материал учебника , рабочую тетрадь  стр. 49 попробуйте  спланировать  работу на уроке.

Учащиеся читают, ставят цели

Планируют объем работы

Регулятивные УУД:

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Познавательные УУД:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения ставить цель деятельности.

Открытие нового знания

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.  

Все металлы являются восстановителями

( Ме – nе →  Меⁿ+)

Для того чтобы прошла реакция записанная на доске  ,необходимо наличие окислителя.

По реэультатам обсуждения составляется список веществ,которые могут вступать в реакции с металлами

1. Неметаллы: кислород,галогены,сера,водород и др.

2Вода

3. Кислоты

4. Соли

Учитель предлагает учащимся выполнить лабораторный опыт,используя инструктивную карточку  которая находится у вас на столах.

На столах у вас наборы реактивов: цинк в гранулах, медная проволока, железная скрепка, раствор соляной кислоты, магний, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (II), спиртовка, спички, пустые пробирки.

Используя эти реактивы проделайте опыты, запишите уравнения химических реакций, составьте схемы электронного баланса.

После выполнения работы учащиеся делают вывод относительно химических свойств металлов.

Попробуйте самостоятельно ,а кто затрудняется  ,используя таблицы

 «Типы химических реакций»,  « Виды химических связей», « Номенклатура неорганических соединений»  определить для каждой реакции  ее тип ,  назвать продукты реакции, указать тип кристаллической решетки

Учащиеся рассуждают и вспоминают вещества, которые могут служить в качестве окислителей при взаимодействии с

металлами.

Учащиеся вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивая их с помощью электронного баланса.

Учащиеся выполняют лабораторную работу, используя инструктивную карту.

Проделайте следующие опыты:

  • между цинком и соляной кислотой (опустите гранулу цинка в пробирку, прилейте 1 мл соляной кислоты, понаблюдайте за признаками реакции);
  • между медью и соляной кислотой (к медной проволоке прилейте 1 мл соляной кислоты, понаблюдайте за признаками реакции);
  • между железом и сульфатом меди (II) (в пробирку прилейте 2 мл сульфата меди (II) и опустите в раствор железную скрепку, понаблюдайте за признаками реакции0;
  • между медью и хлоридом железа (II) (в пробирку прилейте 2 мл хлорида железа; (II) и опустите медную проволоку, понаблюдайте за признаками реакции;
  • между медью и кислородом (нагрейте медь в пламени спиртовки, понаблюдайте за признаками реакции).
  • Между магнием и водой

Запишите уравнения возможных реакций, составьте схемы электронного баланса.

Учащиеся проделывают опыты и записывают следующие уравнения реакций:
1. Zn + 2HCl → ZnCL
2 + H2 ↑
1 Zn
0 - 2e → Zn+2 - восстановитель, окисление
1 2H
+ + 2e → H2 - окислитель, восстановление
2. Сu + HCl? реакция не протекает, так как медь стоит в ряду напряжений металлов после водорода, следовательно не вытесняет водород из растворов кислот (по особому реагирует с азотной кислотой).
3. Fe + CuSO
4 → FeSO4 + Cu
1 Fe
0 - 2e → Fe+2 - восстановитель, окисление
1 Cu
+2 + 2e → Cu0 - окислитель, восстановление
4. Cu + FeCl
2 ? реакция не протекает, так как медь стоит в ряду напряжений металлов правее железа, следовательно, не может вытеснить его из раствора соли.
5. 2Cu + O
2 → 2CuO
2 Cu
0 - 2e → Cu+2 - восстановитель, окисление
1 O
20 + 4e → 2O-2 - окислитель, восстановление.
Сделайте вывод (все ли реакции протекали, если не все, то почему, свойства окислителя или восстановителя проявляют металлы в химических реакциях).
Предполагаемый вывод учащихся: металлы взаимодействуют с неметаллами, с растворами солей и растворами кислот согласно их расположению в ряду напряжений металлов, взаимодействие с водой зависит от активности металлов. Металлы проявляют свойства восстановителей.

На основе ранее изученного определяют тип реакции дают названия веществам ,определяют вид связи.-

Регулятивные УУД:

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Физ. минута

Снятие усталости и напряжения; внесение

эмоционального заряда;

совершенствование общей моторики.

Учащиеся выполняют упражнения, соблюдая правила техники безопасности.

Первичная проверка понимания

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

В четырех колонках приведены формулы попарно взятых веществ. Сопоставьте вещества и определите, между какими парами веществ возможны химические реакции

1 медь и сера

 Цинк и кислород

 Магний и хлор

2 натрий и вода

   медь и вода

  магний и вода

3 цинк и соляная кислота

  железо и соляная кислота

  серебро и соляная кислота

4 медь и сульфат цинка

  цинк и сульфат меди

  железо и хлорид меди

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения  осуществимых реакций.

Дают названия продуктам реакции

При затруднении выполнения задания обращаются к карточкам-консультантам (обучающая карточка)

Личностные УУД:

- формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели;

Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока:

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как вы можете использовать  полученные знания на уроке при изучении других предметов и в жизни?

- Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков

Коммуникативные УУД:

- формирование умения полно и точно выражать свои мысли.

Формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Свойства металлов. Металлы в организме человека

Методическая разработка урока  химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Металлы и их соединения. Общая характеристика и свойства металлов.

Данный материал будет незаменим как мультимедийное дополнение на уроке химии по теме "Металлы и их соединения" и будет полезен любому учителю, стремящемуся сделать объяснение нового материала максимал...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

Технологическая карта урока по теме:"Физические свойства металлов"

Задачи:  Изучить строение металлов, как простых веществ (металлическая кристаллическая решетка); изучить физические свойства металлов и области применения свойств металлов человеком (предметный р...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....