Технологическая карта и презентация "Электролитическая диссоциация"
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Технологическая карта и презентация к уроку химии в 9 классе "Электролитическая диссоциация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroliticheskaya_dissotsiatsiya_kireeva.docx | 34.37 КБ |
elektroliticheskaya_dissotsiatsiya_kireeva.ppt | 652 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Электролитическая диссоциация»
Разработала
Киреева Наталия Сергеевна, учитель химии и биологии,
МБОУ Однолуцкая основная общеобразовательная школа
Болховского района
Предмет, класс | Химия, 8 класс | |||
Автор УМК | О. С. Габриелян | |||
Тема урока | Электролитическая диссоциация | |||
Ресурсы | Учебник О. С. Габриеляна «Химия» 8 класс; раздаточный материал, рабочая тетрадь, оценочные листы | |||
Основные понятия | Электролиты (сильные, слабые), неэлектролиты, электролитическая диссоциация, диполь, степень диссоциации, | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
В результате урока учащиеся смогут 1. сформулировать определения понятий «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты». | Получат возможность научиться 1. составлять уравнения диссоциации оснований, кислот, солей | В результате урока учащиеся смогут: Регулятивные - научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, формулирование проблемы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии | Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя (методы и приёмы, задания и упражнения…) | Деятельность учащихся |
1 этап Актуализация знаний (5 мин) | Демонстрирует учащимся 2 раствора: сахара и поваренной соли.
| Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Приводят свои примеры |
2 этап Мотивация (3 мин) | Выдвигает проблему:
Демонстрирует проводимость или непроводимость электрического тока растворов хлорида натрия, сахарозы, дистиллированной воды, гидроксида натрия, спирта (видеофрагмент) (Слайд 1). | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. |
3 этап Целеполагание и планирование (2 мин) | Как вы думаете, почему растворы хлорида натрия и гидроксида натрия проводят электрический ток? Почему? Подумайте, как можно определить наличие электропроводности. Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на этот вопрос? Давайте сформулируем цель нашего урока(Слайд 2) Как (с помощью чего) мы будем достигать этих целей? | Предлагают варианты цели урока, а также варианты ответов на поставленные вопросы. Выделяют проблему, предлагают тему урока и способы определения электропроводности. |
4 этап Открытие нового знания (20 мин) | Чтобы понять как вещества проводят электрический ток, мы должны познакомится с понятием «электролиты»
с молекулами воды - гидратация ионов, которая является основной причиной диссоциации электролита. Слайд 5, 6) (рисунок 130 в учебнике, с. 219)). Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь. Сначала происходит ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита и гидратация их, в результате чего ковалентная полярная связь превращается в ионную, затем происходит диссоциация молекул электролита на гидратированные ионы. Слайд 7-9) В растворе не все молекулы электролита распадаются на ионы, поэтому растворы характеризуются степенью диссоциации, которая обозначается греческой буквой а («альфа»). Слайд 10, 11) Степень диссоциации - это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных частиц (Nр): a = - На какие группы по степени электролитической диссоциации разделяют электролиты?. Одна группа работает со слабыми электролитами, другая – с сильными Сильные электролиты - такие электролиты, которые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице. -Какие вещества относят к сильным электролитам?:
Слабые электролиты - такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю. - Какие вещества относят к слабым электролитам?
Слайд 12) | Смотрят определение «электролиты» на с. 218 в учебнике, записывают в раб. тетрадь (с. 167) Заполняют схему 3 в рабочей тетради на с. 167 Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников Учащиеся рассказывают заранее подготовленное сообщение о С.Аррениусе(Слайд 3)
Распад электролитов на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией. Работают в паре с текстом учебника Делают записи в тетради Работа в группе, затем записывают схему у доски. Работа с учебником и рабочей тетрадью с.170 задание 3) |
5 этап Включение нового знания в систему знаний (3 мин) | Самостоятельная работа Распределите вещества из приведённого списка на группы: электролиты, неэлектролиты. Вещества: Fe, K2SO4, CaCO3, Cu(OH)2, Al, HCl, Fe2O3, NaOH | Записывают результат в тетрадях. Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). |
6 этап
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) | 1.Базовый уровень Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2, H2O, CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре. 2. (Повышенный уровень) Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III) (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам. Осуществите взаимопроверку выставьте оценки за работу. | Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания. |
7 этап Рефлексия и оценивание (3 мин) | Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? Что нового узнали на уроке? Что было сложным при изучении Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке | Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке. |
8 этап Домашнее задание (2 мин) | § 36, упр. 1, 5 (базовый уровень); + упр. 2,3 (повышенный уровень) Поясняет выполнение заданий. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электролитическая диссоциация
Вещества ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ Неэлектролиты – вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Электролиты – вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток
Почему растворы электролитов проводят электрический ток? Сванте Аррениус ( 1859-1927 ) Создал теорию электролитической диссоциации. За исследования в области электролитов был удостоен Нобелевской премии в 1903 г.
Строение молекулы воды O 104,5 H H + диполь
Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении .
Легче всего диссоциируют вещества с ионной и ковалентной полярной связью: Кислоты : HCl, H 2 SO 4 , HF, HNO 3 Основания : NaOH, Ba(OH) 2 , KOH Соли : NaCl, CuSO 4 , KNO 3
Последовательность процессов, происходящих при электролитической диссоциации: Ориентация молекул – диполей воды около ионов; Гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла; Диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы
Схема диссоциации
Уравнение реакции: Na Cl = Na + + Cl - Na Cl – молекула хлорида натрия Na + - ион натрия Cl - - ион хлора
Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы ( N д ), к общему числу растворенных частиц ( N р ) N д ά = N р ά – степень диссоциации N д - число частиц, распавшихся на ионы N р - общее число растворенных частиц
Степень диссоциации выражают в долях или процентах. При ά = 0 диссоциация отсутствует При ά = 1 или 100% электролит полностью распадается на ионы По степени электролитической диссоциации электролиты делят сильные слабые
Электролиты Сильные все растворимые соли; сильные кислоты H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 все щелочи NaOH, KOH Слабые слабые кислоты H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 водный раствор аммиака NH 3 *H 2 O органические вещества
Самостоятельная работа Распределите вещества из приведённого списка на группы: электролиты, неэлектролиты. Вещества : Fe, K 2 SO 4 , CaCO 3 , Cu(OH) 2 , Al, HCl, Fe 2 O 3 , NaOH
1.Базовый уровень Из формул CuO , Fe 2 O 3, NaCl , SiO 2, H 2 O , CuSO 4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре. 2. (Повышенный уровень) Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния ( IV ) (песок), оксид железа ( III ) (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода ( IV ) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода ( II ) (угарный газ), оксид серы ( IV ) (сернистый газ), оксид азота ( II ) и оксид азота ( IV )» Распределите вещества по группам.
Домашнее задание § 36, упр. 1, 5 (базовый уровень); + упр. 2,3 (повышенный уровень)