Технологическая карта к уроку "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Данный урок разработан для учащихся специальной общеобразовательной школы открытого типа с девиантным поведением. В школе обучение ведется по семестрам: химия изучается 1 год - программа 8 класса в 1 полугодии (32 часа), программа 9 класса во 2 полугодии (36 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ted.docx83.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 8 классе

по теме «Электролиты  и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»

ФИО – Столова Татьяна Дмитриевна

Место работы – МКОУ специальная общеобразовательная школа №27 открытого типа г. Н.Новгород

До лжность – учитель химии

Предмет – химия

Класс – 8

Базовый учебник

О.С.Габриелян   «Химия 8 класс» Издательство «Дрофа» Москва 2012 г

Аннотация к уроку

Урок по курсу «Химия» в 8 классе построен в соответствии с программой базового уровня изучения химии линии учебников Габриеляна для учащихся, которые обучаются по семестровой программе ( 32 часа в 8 классе, 36 часов в 9 классе) с низкой  мотивацией к учебной деятельности. Урок комбинированный с элементами проблемного рассчитан на низкий уровень самостоятельности в учебной деятельности

Технологическая карта урока

Тема урока

Место и роль урока в изучаемой теме

Второй  урок в теме: «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена»

Тип урока

Урок-дискуссия с элементами проблемного обучения

Цель урока

Формирование знаний об электролитах, механизме диссоциации электролитов

Задачи урока

  • Образовательные – сформировать понятия: электролиты, электролитическая диссоциация; рассмотреть механизм ЭД
  • Воспитательные – продолжать формировать умения работать с учебниками
  • Развивающие - продолжить формировать умения работать с учебниками, таблицей растворимости
  • Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы одноклассников, оценивать свою работу

Личностные результаты

учатся управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка

Предметные результаты

Знают понятия электролиты и неэлектролиты, ЭД, гидратированные ионы, объясняют механизм ЭД

Метапредметные результаты

  • Познавательные УУД – учатся воспринимать и анализировать сообщения учителя, устанавливать причинно-следственные связи
  • Регулятивные УУД – учатся овладевать способностью контролировать и оценивать свои действия
  • Коммуникативные УУД – приобретают умения учитывать позицию партнера, осуществлять сотрудничество с учителем и товарищами

Средства обучения

Компьютер , презентация

Прибор для демонстрации опытов с электрическим током, растворы кислот, оснований, солей, кристаллическая решетка поваренной соли

Печатные - таблица «ЭД», «Растворимость кислот, оснований, солей», учебники

Раздаточный материал – тесты, памятка

Деятельность

Формы/приемы

работы

Методическое сопровождение

Учителя

Ученика

1 этап. Орг.момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

  1. этап. Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся у учащихся знаний

Формирование УУД: построение рассуждений на основе известных понятий

Пишет на доске тему урока: «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.». Задает вопрос кто из учащихся знает что такое электролиты

Вопросы:

1. Назовите виды химической связи.

2.Как образуется ковалентная и ионная связь

3.Определить вид химической связи следующих веществ: NaCI, CI2, HCI

4.Назовите вещества, проводящие электрический ток

5.Почему металлы проводят ток

Записывают в тетрадях тему урока.

Высказывают предположение – использование в аккумуляторах

Называют виды химической связи и как они образуются, выполняют упражнение, высказывают мнение, дают ответ приводят примеры (называют металлы, наличие свободных электронов)

Фронтальная работа с таблицей

Таблица «Виды химической связи»

Демонстрирует опыты, показывающие электропроводность различных веществ: крист. NaCI, дист. H2O, р-ры NaCI, NaOH, HCI, спирт, глюкоза

Наблюдают, высказываются, вместе с учителем

заполняют таблицу на доске. Приложение 1

Фронтальная

Прибор для определения электрической проводимости в-в-в, крист. NaCI, дист. H2O, р-ры NaCI, NaOH, HCI, спирт, глюкоза, стаканы

3 этап. Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулировки детьми цели урока

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы с помощью учителя, понимание учебной задачи и стремление ее выполнять

Вопрос: используя данные таблицы и опытов разделить вещества по их способности проводить электрический ток на электролиты и неэлектролиты;

Какая цель стоит сегодня перед нами на уроке

Заканчивают заполнение таблицы,

Выяснить что такое электролиты и неэлектролиты, ЭД

фронтальная

4 этап. Изучение новой темы (решение учебной задачи)

1 блок

Вопрос: что такое электролиты

Предлагает записать определения из учебника – с.193-194

Предлагает выполнить упражнение, используя памятку

2 блок

Предлагает обсудить ответы на вопросы

Вопрос: почему не горит лампочка, если электроды опущены в крист.NaCI, почему горит лампочка в р-ре этого вещества

1. как устроена молекула воды

2.как ведут себя в растворе электролита диполи воды

3.что возникает между ионами электролита и диполями воды

4.в результате чего происходит переход ионов из кристалла в раствор

5.как называется процесс распада электролита на ионы

3 блок

Задание: записать уравнение диссоциации NaCI

Задание: найти в учебнике и записать определения катода, анода, аниона, катиона (с.200)

Задание: найти в таблице растворимости примеры простых и сложных катионов, анионов.

Выполнить упр. – на доске записаны примеры катионов и анионов – как будут перемещаются эти ионы в электрическом поле (CI-, K+,NO3-,H+,OH-,NH4+)

высказывают предположение,

читают учебник, делают записи в тетрадях

выполняют упражнение

Приложение 2

отвечают,объясняют по каким признакам делят вещества на электролиты и неэлектролиты

высказываются, делают предположения о роли воды

вспоминают, используя рис. На стр.194

находят ответы, читая учебник с.195, рассматривая рис. 127

Читают учебник с.194, определение записывают в тетрадь

записывают в тетрадь уравнение (с.196)

Записывают в тетрадь определения  (используют памятку)

Работают с таблицей, делают записи

Фронтальная индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Самостоятельно

Работают индивидуально

Работают в парах

Фронтально

Учебники

Памятка

Памятка, кристалл. решетка NaCI, учебник рис.127

Учебник

Изображение памятки на экране

5 этап.  Обобщение и закрепление (контроль)

Цель этапа: закрепление и обобщение полученных знаний

Формируемые УУД: становление познавательных процессов( внимания, памяти, мышления) и мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения)

Задание: выполнить тест (2 варианта) Приложение 3

Выполняют тест и проверяют выполнение (друг у друга)

Работа в парах

Тесты

6 этап. Домашнее задание

Учить термины, с.193-195 читать

Приложение 1

Вещество

Вид химической

связи

Проводит или не проводит ток

Электролит или неэлектролит

Вода дистиллиров.

Кристалл. поваренная соль

Раствор соли в воде

Раствор соляной кислоты

Раствор гидроксида натрия

Раствор глюкозы

Спирт этиловый

Приложение 2

Найти электролиты и неэлектролиты:

1.водный раствор хлорида калия

2.кристаллический хлорид калия

3.жидкий кислород

4.водный раствор азотной кислоты

5.порошок мела

6.углекислый газ

Памятка

Приложение 3

Тест

1 вариант (выбрать правильный ответ)

1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

а)  дистиллированную воду,      б) сульфат меди (II),     в) в жидкий азот

2.Что такое электролитическая диссоциация:

                                а) процесс распада электролита на отдельные атомы

                                б) самораспад вещества на отдельные молекулы

                                в) процесс образования ионов

                               г)процесс распада вещества на ионы при расплавлении или растворении вещества в воде

3.Раствор какого из данных веществ является электролитом:

а)сахара,    б)соли    в)спирта    г)глюкозы

4.Как называется положительный полюс источника тока:

а)анион,     б)катион,     в)катод,      г)анод

II вариант

1.Лампочка прибора для определения электропроводности не загорится, если электроды поместить в:

а)водопроводную воду,   б)гидроксид железа (II),   в)водный раствор азотной кислоты

2.Какие вещества называются электролитами:

а) вещества, проводящие электрический ток

                              б) вещества, водные растворы или расплавы которых поводят электрический ток

                      в) вещества, имеющие ионную кристаллическую решетку

                                       г) вещества, реагирующие с водой

3.Электролитом является

а)хлорводород,    б)углекислый газ    в) хлорводородная кислота,   г)оксид железа (III)

4. Как называется отрицательный полюс источника тока

а) анодом    б)катионом  в)катодом  г)анионом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса

Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА.   Задание  А7 Тест составлен по шаб...

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»

Технологическая карта урока по УМК  «ХИМИЯ 8,9 класс »  Автор:  Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»    ...

Урок химии в 9 классе по теме "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

Урок похимии в 9 классе по теме "Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Урок выставляла на конкурс "Реализация ФГОС в системе образования. Методическая разработка урока"....

Технологическая карта урока химии по теме "электролитическая диссоциация"

В методической разработке содержится технологическая карта урока, рабочие листы для учащихся...

Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2  урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карт...

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...