Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс "Увлекательный ир химии2
рабочая программа по химии (9 класс)

Коробкова Галина Алексеевна

Программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир химии» для 9-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Она позволяет не только  закрепить и расширить знания школьного курса «Химия»,  формирует опыт творческой и познавательной деятельности, но и способствует  осознанному выбору будущей  профессии. Кроме того учащиеся смогут  успешно использовать полученные знания на уроках химии и самое главное в быту и  повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur.9_klass.docx364.88 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\OneDrive\Изображения\2021-11-19\001.jpg

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательный мир химии» для 9-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения:

1.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) – fgosreestr.ru;

2.Письмо Минобрнауки от 28.10.2015 г.  № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

3.Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 г.  № 03-2960 «Об организации внеурочной деятельности».

Данная программа является программой общеинтеллектуальной направленности. Программа построена в соответствии со следующими принципами:

- Принцип научности (знания основаны на объективных научных фактах).

- Принцип последовательности и систематичности(обучение от простого к сложному, «от незнания к знанию, от неумения к умению»).

- Принцип наглядности (осуществление связи между конкретным и абстрактным).

- Принцип осмысленности (перенос имеющихся знаний в новую ситуацию).

- Принцип сознательности и активности (применение знаний на практике).

Актуальность программы обусловлена тем, что в соответствии с ФГОС  предмету «Химия»  в 8-9 классах отводится  всего по 2 часа в неделю, что позволяет  сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. Данный школьный возраст является важным для профессионального самоопределения. Возможно, что возникший  интерес к предмету может повлиять на выбор   будущей  профессии.

Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает возможность закрепить и расширить знания школьного курса «Химия»,  формирует опыт творческой и познавательной деятельности, но и способствует  осознанному выбору будущей  профессии. Кроме того учащиеся смогут  успешно использовать полученные знания на уроках химии и самое главное в быту и  повседневной жизни.

     Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, лабораторные и демонстрационные опыты,  но их  недостаточно, чтобы сформировать стойкий интерес к предмету и умение   самостоятельно приобретать теоретические знания,  практические умения и навыки. Сейчас появилась возможность включить в занятия внеурочной деятельности  цифровое и аналоговое оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», что позволяет каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, исследователя. Данное нововведение должно способствовать активизации мыслительной деятельности, пробуждению интереса к предмету и развитию профессиональных склонностей у обучающихся.

Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся стойкого интереса к предмету «Химия», расширение и углубление знаний школьного курса и  влияние на выбор будущей профессии.

Задачи:

Образовательные:

- расширить кругозор учащихся о мире веществ;

- использовать теоретические знания по химии на практике;

- обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;

- сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ и цифрового оборудования;

- выявить  творчески одарённых обучающихся и  помочь им  проявить  себя.

Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

- формировать ИКТ-компетентости;

- способствовать подготовки сдачи ОГЭ по предмету «Химия».

Воспитательные:

- воспитать самостоятельность при выполнении работы;

- воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;  воспитать чувство личной ответственности.

Программа предусматривает различные формы проведения занятий внеурочной деятельности:

- беседы;

- лекции;

- семинары;

-практическое занятие;

-химический эксперимент;

- работа на компьютере;

- выполнение и защита проектов.

     Программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю).

1.Планируемые результаты  освоения  программы  внеурочной деятельности «Увлекательный мир химии»

Личностные результаты:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объемом понятиям с большим объемом;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

  • уметь аргументировать свою точку зрения;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметными результатами изучения  являются следующие:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

- осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

- углубление представлений о материальном единстве мира;

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

- приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Выпускник получит возможность научиться:

- знать химическую    символику:    знаки    химических    элементов, формулы    химических    веществ,    уравнения    химических реакций;                            

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления,  моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

- характерные признаки важнейших химических понятий;

- смысл    основных    законов    и    теории    химии:    атомно-молекулярная  теория,  законы  сохранения   массы  веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева      

Выпускник научится:

Называть:  химические элементы, соединения изученных классов неорганических веществ,  органические вещества по их формуле (метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин,  уксусная   кислота, глюкоза, сахароза).

Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров   группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;          

 закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность    процесса    электролитической    диссоциации    и реакций ионного обмена.

 Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь   между   составом,   строением   и   свойствами веществ; химические   свойства   основных   классов   неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.

Определять, классифицировать; состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.

Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.

Обращаться: с химической посудой и  лабораторным оборудованием. распознавать опытным путем: газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы   кислот   и    щелочей   по   изменению    окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат - ионов и иона аммония.

 Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

  Раздел 1. Строение вещества (5 часов)

    Строение атома. Строение электронных оболочек атомов (первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева). Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов, и ионов.

   Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома.  Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

     Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.  Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Зависимость свойств веществ от вида химической связи.  Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления.

    Вещества простые и сложные, металлы и неметаллы, органические и неорганические.

 

Практические занятия (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

№1.Составление электронных и структурных формул веществ.

№2.Конструирование молекул сложных и простых веществ, неорганических и органических (метана, этана, пропана). (Работа с конструктором веществ).

Демонстрационные опыты и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

Взаимодействие металлов с растворами солей.

Практическое осуществление цепочек превращения веществ.

Демонстрации

Кристаллические решетки (атомные, молекулярные, ионные, металлические). Объемные модели молекул.

Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.

Темы возможных проектов

1.Вода, которую мы пьем.

2.Химики и лирики. Химия в литературных произведениях.

3.Исследование йода. Его влияние на организм человека.

4.Загадки и тайны таблицы Д.И. Менделеева. 

Раздел 2. Химические реакции (5 часов)

   Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений.      Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии, по признаку обратимости.

  Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).  Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

    Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Составление молекулярных и ионных уравнений. Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Гидролиз солей.

      Окислительно-восстановительные реакции.  Окислитель и восстановитель.  Процессы окисления и восстановления. Расставление коэффициентов в ОВР метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).

Практические занятия  (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

№3.Гидролиз солей разных типов. Испытание растворов солей индикаторами и pH – метром.

№4.Электролитическая диссоциация.

Демонстрации  и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

Электропроводимость воды (дистиллированной), солей (твердых), растворов солей, раствора сахара, воды из водопровода.

Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.

Темы возможных проектов

5.Химическая эволюция красок.

6.Состав детских моющих средств и их влияние на организм ребенка.

7.Влияние индикаторов на жизнь человека.

Раздел 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления о неорганических и органических  веществах (13 часов)

Неорганические вещества

 Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов.

Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства  щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.  Электрохимический ряд напряжения металлов.

0бщая характеристика неметаллов. Химические свойства простых веществ. Водород. Кислород.  Галогены.  Сера.  Азот.  Фосфора.  Углерод.  Кремний.

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований, кислот, солей. Взаимосвязь   различных   классов   неорганических веществ. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Практические  занятия (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

№5 .Получение сульфата меди и медного купороса реакцией обмена между оксидом меди и серной кислотой.

№6.Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

Демонстрации  и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

Взаимодействие сильных кислот со щелочами и основаниями, слабых кислот со щелочью и основанием. Плавление и кристаллизация серы.

Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.

Органические вещества

Первоначальные      сведения      об      органических веществах. Состав органических веществ. Представление о развёрнутой и сокращённой структурной формуле органических веществ. Роль органических веществ  в природе и жизни человека.

 Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

Состав и номенклатур углеводородов ряда метана. Химические свойства предельных углеводородов (на примере метана).  Состав и номенклатур непредельных углеводородов ряда этилена, их физические свойства.  Химические свойства непредельных углеводородов (на примере этилена). Реакции полимеризации и высокомолекулярные вещества (полимеры).

Кислородсодержащие вещества. Спирты: метанол, этанол, глицерин. Карбоновые кислоты: уксусная и стеариновая. Понятие о функциональной группе. Состав, номенклатура, физические и химические свойства спиртов. Этиловый спирт его значение в жизни человека.  Представление о многоатомных спиртах на примере глицерина. Физические и химические свойства уксусной кислоты, её применение.

Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы. Их состав, строение, свойства, нахождение в природе, биологическая роль. Понятие о сложных эфирах.

Демонстрационные опыты и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

Обнаружение непредельных соединений в табачном дыме. Изучение силы одноосновных карбоновых кислот. Действие этилового спирта на белок куриного яйца (обратимая и необратимая денатурация). Обнаружение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

Демонстрации шаростержневых и объемных моделей структурных и пространственных молекул углеводородов.

Темы возможных проектов

8.Металлы в Великой Отечественной Войне.

9.Бородин А.П. – химик  и композитор.

10.Сравнение некоторых лекарственных препаратов и их аналогов.

11.Влияние газированных напитков на организм человека.

Раздел 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов)

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды растворов кислот и щелочей, солей. Качественные реакции на ионы в растворе: хлорид, иодид, фторид, бромид, сульфат,  сульфит,  нитрат, карбонат - ионы, ион аммония.

  Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

  Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач.

Демонстрации  и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)

Получение водорода и кислорода, их отличия по физическим и химическим свойствам. Получение и качественная реакция на углекислый газ. Качественные реакции на хлорид, иодид, фторид, бромид, сульфат,  сульфит, нитрат, карбонат - ионы, иона аммония.

Темы возможных проектов

12.Вода которую мы пьем.

13.Химический анализ состава йогуртов популярных торговых марок (или других продуктов первой необходимости).

14.Витамин С в продуктах питания.

15.«Соса-сола» - или яд малыми дозами.

 Раздел 5. Химия в быту. Химическое загрязнение окружающей среды

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.

Тема возможных проектов

16.Сравнение некоторых лекарственных препаратов и их аналогов.

17.Анализ жидких средств бытовой химии.

Раздел 6.  Решение расчетных задач на основные типы (4 часа)

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Тематическое планирование

ПЗ( практические занятия)

ДО (демонстрационные опыты)

ЛО (лабораторные опыты)

Д (демонстрации)

№п/п

Раздел с указанием часов

Количество часов

Практические занятия, демонстрационные опыты/лабораторные опыты

Использование цифрового и аналогового оборудования центра естественно научной и технологической направленностей «Точка роста»

1

Строение вещества

5

ПЗ: №1.Составление электронных и структурных формул веществ.

№2.Конструирование молекул сложных и простых веществ, неорганических и органических (метана, этана, пропана). (Работа с конструктором веществ).

ЛО: №1Взаимодействие металлов с растворами солей.

№2Практическое осуществление цепочек превращения веществ.

Д: Кристаллические решетки (атомные, молекулярные, ионные, металлические). Объемные модели молекул.

Объемные модели молекул. Конструктор веществ. Кристаллические решетки (атомные, молекулярные, ионные, металлические)

2

Химические реакции

5

ПЗ: №3.Гидролиз солей разных типов. Испытание растворов солей индикаторами и pH – метром.

№4.Электролитическая диссоциация.

ДО: №1Электропроводимость воды (дистиллированной), солей (твердых), растворов солей, раствора сахара, воды из водопровода.

pH датчик,

датчик электропроводности, магнитная мешалка

3

Элементарные основы неорганической химии. Представления о неорганических и органических  веществах

13

ПЗ: №5 Получение сульфата меди и медного купороса реакцией обмена между оксидом меди и серной кислотой.

№6.Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

ЛО: №3.Взаимодействие сильных кислот со щелочами и основаниями, слабых кислот со щелочью и основанием. №4.Действие этилового спирта на белок куриного яйца (обратимая и необратимая денатурация). №5.Обнаружение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

ДО:№2. Плавление и кристаллизация серы.

№3.Обнаружение непредельных соединений в табачном дыме.

№4. Изучение силы одноосновных карбоновых кислот.  

Д: Шаростержневые и объемные модели структурных и пространственных молекул углеводородов

Датчик рН

Датчик высокой температуры

Датчик рН

4

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

6

ЛО:№4.Получение водорода и кислорода, их отличия по физическим и химическим свойствам. №5.Получение и качественная реакция на углекислый газ. №6.Качественные реакции на хлорид, иодид, фторид, бромид – ионы.

№7.Качественные реакции на сульфат,  сульфит, нитрат, карбонат - ионы, иона аммония.

5

Химия в быту. Химическое загрязнение окружающей среды

1

6

Решение расчетных задач на основные типы

4

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...