Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс "Увлекательный ир химии2
рабочая программа по химии (9 класс)
Программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир химии» для 9-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Она позволяет не только закрепить и расширить знания школьного курса «Химия», формирует опыт творческой и познавательной деятельности, но и способствует осознанному выбору будущей профессии. Кроме того учащиеся смогут успешно использовать полученные знания на уроках химии и самое главное в быту и повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 364.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательный мир химии» для 9-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения:
1.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) – fgosreestr.ru;
2.Письмо Минобрнауки от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
3.Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 г. № 03-2960 «Об организации внеурочной деятельности».
Данная программа является программой общеинтеллектуальной направленности. Программа построена в соответствии со следующими принципами:
- Принцип научности (знания основаны на объективных научных фактах).
- Принцип последовательности и систематичности(обучение от простого к сложному, «от незнания к знанию, от неумения к умению»).
- Принцип наглядности (осуществление связи между конкретным и абстрактным).
- Принцип осмысленности (перенос имеющихся знаний в новую ситуацию).
- Принцип сознательности и активности (применение знаний на практике).
Актуальность программы обусловлена тем, что в соответствии с ФГОС предмету «Химия» в 8-9 классах отводится всего по 2 часа в неделю, что позволяет сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. Данный школьный возраст является важным для профессионального самоопределения. Возможно, что возникший интерес к предмету может повлиять на выбор будущей профессии.
Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает возможность закрепить и расширить знания школьного курса «Химия», формирует опыт творческой и познавательной деятельности, но и способствует осознанному выбору будущей профессии. Кроме того учащиеся смогут успешно использовать полученные знания на уроках химии и самое главное в быту и повседневной жизни.
Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, лабораторные и демонстрационные опыты, но их недостаточно, чтобы сформировать стойкий интерес к предмету и умение самостоятельно приобретать теоретические знания, практические умения и навыки. Сейчас появилась возможность включить в занятия внеурочной деятельности цифровое и аналоговое оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», что позволяет каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, исследователя. Данное нововведение должно способствовать активизации мыслительной деятельности, пробуждению интереса к предмету и развитию профессиональных склонностей у обучающихся.
Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся стойкого интереса к предмету «Химия», расширение и углубление знаний школьного курса и влияние на выбор будущей профессии.
Задачи:
Образовательные:
- расширить кругозор учащихся о мире веществ;
- использовать теоретические знания по химии на практике;
- обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;
- сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ и цифрового оборудования;
- выявить творчески одарённых обучающихся и помочь им проявить себя.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- формировать ИКТ-компетентости;
- способствовать подготовки сдачи ОГЭ по предмету «Химия».
Воспитательные:
- воспитать самостоятельность при выполнении работы;
- воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде; воспитать чувство личной ответственности.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий внеурочной деятельности:
- беседы;
- лекции;
- семинары;
-практическое занятие;
-химический эксперимент;
- работа на компьютере;
- выполнение и защита проектов.
Программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю).
1.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир химии»
Личностные результаты:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объемом понятиям с большим объемом;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметными результатами изучения являются следующие:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
- углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Выпускник получит возможность научиться:
- знать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
- характерные признаки важнейших химических понятий;
- смысл основных законов и теории химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева
Выпускник научится:
Называть: химические элементы, соединения изученных классов неорганических веществ, органические вещества по их формуле (метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза).
Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;
закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.
Определять, классифицировать; состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.
Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием. распознавать опытным путем: газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат - ионов и иона аммония.
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Строение вещества (5 часов)
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов (первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева). Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов, и ионов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Зависимость свойств веществ от вида химической связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления.
Вещества простые и сложные, металлы и неметаллы, органические и неорганические.
Практические занятия (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
№1.Составление электронных и структурных формул веществ.
№2.Конструирование молекул сложных и простых веществ, неорганических и органических (метана, этана, пропана). (Работа с конструктором веществ).
Демонстрационные опыты и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Взаимодействие металлов с растворами солей.
Практическое осуществление цепочек превращения веществ.
Демонстрации
Кристаллические решетки (атомные, молекулярные, ионные, металлические). Объемные модели молекул.
Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.
Темы возможных проектов
1.Вода, которую мы пьем.
2.Химики и лирики. Химия в литературных произведениях.
3.Исследование йода. Его влияние на организм человека.
4.Загадки и тайны таблицы Д.И. Менделеева.
Раздел 2. Химические реакции (5 часов)
Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии, по признаку обратимости.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Составление молекулярных и ионных уравнений. Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Гидролиз солей.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Расставление коэффициентов в ОВР метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Практические занятия (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
№3.Гидролиз солей разных типов. Испытание растворов солей индикаторами и pH – метром.
№4.Электролитическая диссоциация.
Демонстрации и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Электропроводимость воды (дистиллированной), солей (твердых), растворов солей, раствора сахара, воды из водопровода.
Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.
Темы возможных проектов
5.Химическая эволюция красок.
6.Состав детских моющих средств и их влияние на организм ребенка.
7.Влияние индикаторов на жизнь человека.
Раздел 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления о неорганических и органических веществах (13 часов)
Неорганические вещества
Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Электрохимический ряд напряжения металлов.
0бщая характеристика неметаллов. Химические свойства простых веществ. Водород. Кислород. Галогены. Сера. Азот. Фосфора. Углерод. Кремний.
Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований, кислот, солей. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практические занятия (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
№5 .Получение сульфата меди и медного купороса реакцией обмена между оксидом меди и серной кислотой.
№6.Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.
Демонстрации и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Взаимодействие сильных кислот со щелочами и основаниями, слабых кислот со щелочью и основанием. Плавление и кристаллизация серы.
Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.
Органические вещества
Первоначальные сведения об органических веществах. Состав органических веществ. Представление о развёрнутой и сокращённой структурной формуле органических веществ. Роль органических веществ в природе и жизни человека.
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.
Состав и номенклатур углеводородов ряда метана. Химические свойства предельных углеводородов (на примере метана). Состав и номенклатур непредельных углеводородов ряда этилена, их физические свойства. Химические свойства непредельных углеводородов (на примере этилена). Реакции полимеризации и высокомолекулярные вещества (полимеры).
Кислородсодержащие вещества. Спирты: метанол, этанол, глицерин. Карбоновые кислоты: уксусная и стеариновая. Понятие о функциональной группе. Состав, номенклатура, физические и химические свойства спиртов. Этиловый спирт его значение в жизни человека. Представление о многоатомных спиртах на примере глицерина. Физические и химические свойства уксусной кислоты, её применение.
Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы. Их состав, строение, свойства, нахождение в природе, биологическая роль. Понятие о сложных эфирах.
Демонстрационные опыты и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Обнаружение непредельных соединений в табачном дыме. Изучение силы одноосновных карбоновых кислот. Действие этилового спирта на белок куриного яйца (обратимая и необратимая денатурация). Обнаружение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.
Демонстрации шаростержневых и объемных моделей структурных и пространственных молекул углеводородов.
Темы возможных проектов
8.Металлы в Великой Отечественной Войне.
9.Бородин А.П. – химик и композитор.
10.Сравнение некоторых лекарственных препаратов и их аналогов.
11.Влияние газированных напитков на организм человека.
Раздел 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов)
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды растворов кислот и щелочей, солей. Качественные реакции на ионы в растворе: хлорид, иодид, фторид, бромид, сульфат, сульфит, нитрат, карбонат - ионы, ион аммония.
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач.
Демонстрации и/или лабораторные опыты (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Получение водорода и кислорода, их отличия по физическим и химическим свойствам. Получение и качественная реакция на углекислый газ. Качественные реакции на хлорид, иодид, фторид, бромид, сульфат, сульфит, нитрат, карбонат - ионы, иона аммония.
Темы возможных проектов
12.Вода которую мы пьем.
13.Химический анализ состава йогуртов популярных торговых марок (или других продуктов первой необходимости).
14.Витамин С в продуктах питания.
15.«Соса-сола» - или яд малыми дозами.
Раздел 5. Химия в быту. Химическое загрязнение окружающей среды
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Работа с тестами и заданиями в форме ОГЭ, PISA, TIMS по темам раздела.
Тема возможных проектов
16.Сравнение некоторых лекарственных препаратов и их аналогов.
17.Анализ жидких средств бытовой химии.
Раздел 6. Решение расчетных задач на основные типы (4 часа)
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тематическое планирование
ПЗ( практические занятия)
ДО (демонстрационные опыты)
ЛО (лабораторные опыты)
Д (демонстрации)
№п/п | Раздел с указанием часов | Количество часов | Практические занятия, демонстрационные опыты/лабораторные опыты | Использование цифрового и аналогового оборудования центра естественно научной и технологической направленностей «Точка роста» |
1 | Строение вещества | 5 | ПЗ: №1.Составление электронных и структурных формул веществ. №2.Конструирование молекул сложных и простых веществ, неорганических и органических (метана, этана, пропана). (Работа с конструктором веществ). ЛО: №1Взаимодействие металлов с растворами солей. №2Практическое осуществление цепочек превращения веществ. Д: Кристаллические решетки (атомные, молекулярные, ионные, металлические). Объемные модели молекул. | Объемные модели молекул. Конструктор веществ. Кристаллические решетки (атомные, молекулярные, ионные, металлические) |
2 | Химические реакции | 5 | ПЗ: №3.Гидролиз солей разных типов. Испытание растворов солей индикаторами и pH – метром. №4.Электролитическая диссоциация. ДО: №1Электропроводимость воды (дистиллированной), солей (твердых), растворов солей, раствора сахара, воды из водопровода. | pH датчик, датчик электропроводности, магнитная мешалка |
3 | Элементарные основы неорганической химии. Представления о неорганических и органических веществах | 13 | ПЗ: №5 Получение сульфата меди и медного купороса реакцией обмена между оксидом меди и серной кислотой. №6.Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. ЛО: №3.Взаимодействие сильных кислот со щелочами и основаниями, слабых кислот со щелочью и основанием. №4.Действие этилового спирта на белок куриного яйца (обратимая и необратимая денатурация). №5.Обнаружение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. ДО:№2. Плавление и кристаллизация серы. №3.Обнаружение непредельных соединений в табачном дыме. №4. Изучение силы одноосновных карбоновых кислот. Д: Шаростержневые и объемные модели структурных и пространственных молекул углеводородов | Датчик рН Датчик высокой температуры Датчик рН |
4 | Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии | 6 | ЛО:№4.Получение водорода и кислорода, их отличия по физическим и химическим свойствам. №5.Получение и качественная реакция на углекислый газ. №6.Качественные реакции на хлорид, иодид, фторид, бромид – ионы. №7.Качественные реакции на сульфат, сульфит, нитрат, карбонат - ионы, иона аммония. | |
5 | Химия в быту. Химическое загрязнение окружающей среды | 1 | ||
6 | Решение расчетных задач на основные типы | 4 | ||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970261-1510114511.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1170637-1570292050.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439442-1669564320.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-721661-1674876342.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...