Конспект урока «Гидролиз неорганических и органических веществ (11класс)»
план-конспект урока по химии (11 класс)

Иванова Людмила Евгеньевна

Конспект урока по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.ivanovaledoc.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«На конкурс»

III Всероссийский конкурс методических разработок

«Лучший конспект»

Конкурсная работа (конспект)

«Гидролиз неорганических и органических веществ (11класс)»

Ивановой Людмилы Евгеньевны,

учителя химии муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина»

г. Смоленска


Конспект урока по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ (11класс)»

Важность реакции гидролиза в природе (в живых объектах) и на химическом производстве трудно переоценить. Это один из немногих химических процессов, который своей сутью изящно и просто объединяет в себе естественную закономерность превращения веществ в природе и научное обоснование химико-технологического процесса на заводе.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о гидролизе, как обменной реакции между веществом и водой.

Задачи урока: в ходе учебной деятельности обучающиеся

научатся:

  1. на конкретных примерах объяснять сущность процесса гидролиза минеральных солей и органических веществ;
  2. составлять краткие, полные ионные и молекулярные уравнения гидролиза солей и записывать схемы гидролиза органических соединений;
  3. определять практически и теоретически реакцию среды раствора соли, объяснять наблюдения;
  4. проводить качественные реакции на обнаружение продуктов гидролиза углеводов;
  5. характеризовать реакцию гидролиза с точки зрения химического равновесия.

получат возможность:

  1. научиться составлять уравнения реакций практического использования гидролиза;
  2. развить умение наблюдать, анализировать, делать выводы и обобщении;
  3. расширить представление о биологической роли гидролиза в живых организмах.

Оборудование и реактивы:

– реактивы для лабораторных опытов указаны в заданиях;                         – правила по охране труда (распечатка),

– таблицы растворимости,                                                                 – бумага, фломастеры,

– приложение к уроку по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ».

Методы: самостоятельная деятельность обучающихся, частично-поисковая беседа.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационно-

мотивационный

Организация фронтальной беседы по вопросам:

А. Что мы понимаем, представляем (ощущаем) под словом «гидролиз»?

Б. По каким основным направлениям можно рассматривать процесс гидролиза?

В. Учитель предлагает раскрыть каждое из трех определений и показать значение гидролиза по каждому из направлений.

Обучающиеся работают в группах по 4 человека.

1. Выбор 1-2 высказываний в группе.

2. Озвучивание высказываний для всех обучающихся в классе.

3. Фронтальное обсуждение и вывод:

Гидролиз – это химическая реакция,

                  – биологический процесс и

                  – процесс производства.

II. Операционно-исполнительский

Организация деятельности обучающихся в группах (выполнение заданий по вариантам).

Вариант 1: распознать выданные растворы веществ с помощью индикатора.

Вещества: сульфат цинка, сульфат натрия, карбонат натрия (вещества выдаются в виде растворов).

Индикатор: лакмус, универсальная индикаторная бумага.

Вариант 2: распознать выданные растворы веществ с помощью индикатора.

Вещества: нитрат алюминия, нитрат калия, сульфид калия (вещества выдаются в виде растворов).

Индикатор: лакмус, универсальная индикаторная бумага.

Вариант 3: обнаружить продукты гидролиза крахмала.

Вещества: черный хлеб (тщательно разжеванный и смоченный слюной экспериментатора кусочек хлеба), сульфат меди (II), гидроксид натрия (вещества выдаются в виде растворов), спиртовка, спички, держалка, инструкция по выполнению опыта.

Вариант 4: используя различные источники информации, изучить практическое значение гидролиза углеводов, жиров, белков и АТФ.

Вариант 5: используя различные источники информации, рассмотреть производства ацетилена карбидным способом (химические реакции и принципы организации производства).

Организация представления результатов деятельности каждой группы.

Основные выводы по уроку.

Обучающиеся выполняют задание в группах (варианты 1 и 2), используя выданные реактивы, таблицы растворимости и приложение к уроку по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ».

Полученные результаты представляются в виде таблицы* (см. внизу, ниже конспекта урока) и уравнений реакций (+ кинетическая характеристика реакции гидролиза одной из солей по 7-ми признакам).

Обучающиеся выполняют задание в группе (вариант 3), используя выданные реактивы и приложение к уроку по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ».

Полученные результаты представляются в виде описания опыта (в том числе наблюдений) и уравнений реакций (+ кинетическая характеристика реакции гидролиза крахмала по 7-ми признакам).

Обучающиеся выполняют задание в группе (вариант 4), используя учебную литературу по химии и биологии, а также интернет-источники.

Полученные результаты представляются в виде схемы, плаката и т.д.

Обучающиеся выполняют задание в группах (вариант 5), используя дополнительную литературу и интернет-источники.

Полученные результаты представляются в виде короткого выступления 2-3 минуты (+ кинетическая характеристика реакции гидролиза карбида кальция по 7-ми признакам).

III. Применение знаний в новых условиях

Организация закрепления по вопросам** (см. внизу, ниже конспекта урока варианты карточек с вопросами)

 

Обучающиеся в группе отвечают на вопрос из карточки (которую вытягивает один из членов группы) письменно на отдельных листах.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает обучающимся в группах составить синквейн по теме урока:

По окончании урока оценивается работа каждой группы (или отдельных ее членов), при этом учитывается правильность представленных результатов деятельности при выполнении группового задания, участие в обсуждении, ответ на вопрос закрепления.

1 строка: гидролиз

2 строка: (два прилагательных, описывающих основную суть (значение) процесса) …

3 строка: (три глагола, описывающих действия в рамках темы) …

4 строка: (фраза, выражающая отношение к теме) …

5 строка: (заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) …

V. Домашнее задание

Домашнее задание:

1) Записать уравнения реакций гидролиза сульфата алюминия и силиката калия (указать характер среды раствора соли и его рН).

2)  Составить задание формата ЕГЭ (№ 26): установить соответствие между исходным веществом и продуктом(-ами) его гидролиза для органических веществ.

3) (мысленный эксперимент, ЕГЭ (№ 32): карбид алюминия сожгли. Полученное твердое вещество поместили в раствор гидроксида натрия, через образовавшийся прозрачный раствор пропустили газ, полученный при действии на магний концентрированной серной кислоты. При пропускании газа произошло выпадения осадка и образование соли бескислородной кислоты. Напишите уравнения описанных реакций.

4) Нарисовать плакат «Значение гидролиза в природе и жизни человека».

* Таблица для представления результатов опытов (варианты 1 и 2):

Исследуемый

раствор

Индикатор

(цвет)

Среда раствора

Н+/ОН-

избыток

рН

раствора

1

2

3

4

5

** Вопросы для закрепления (рефлексивно-оценочный этап):

1. Для каких целей в технике используют гидролиз жиров?

2. Каковы условия смещения химического равновесия в реакции гидролиза соли?

3. Каковы условия гидролиза белков в лаборатории и живых организмах?

4. Записать уравнения реакций ступенчатого гидролиза сульфата меди (II).

5. Почему гидролиз в живых организмах протекает быстрее и при более низкой температуре, чем в условиях лаборатории?

6. Привести примеры проведения реакций гидролиза в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Взаимосвязь неорганических и органических веществ"

Методическая разработка урока с разновозрастной группой учащихся. Данный урокВ условиях профильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок для разно­возрастной гру...

11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"

Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....

Электролиз неорганических и органических веществ.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявле...

Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...

Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»

Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...

Презентация на тему "Гидролиз неорганических и органических соединений"

Презентация на тему "Гидролиз неорганических и органических соединений"...

Технологическая карта урока «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»

Предмет: биологияКласс: 5Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок. (Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издат...