Конспект урока «Гидролиз неорганических и органических веществ (11класс)»
план-конспект урока по химии (11 класс)
Предварительный просмотр:
«На конкурс»
III Всероссийский конкурс методических разработок
«Лучший конспект»
Конкурсная работа (конспект)
«Гидролиз неорганических и органических веществ (11класс)»
Ивановой Людмилы Евгеньевны,
учителя химии муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина»
г. Смоленска
Конспект урока по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ (11класс)»
Важность реакции гидролиза в природе (в живых объектах) и на химическом производстве трудно переоценить. Это один из немногих химических процессов, который своей сутью изящно и просто объединяет в себе естественную закономерность превращения веществ в природе и научное обоснование химико-технологического процесса на заводе.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о гидролизе, как обменной реакции между веществом и водой.
Задачи урока: в ходе учебной деятельности обучающиеся
научатся:
| получат возможность:
|
Оборудование и реактивы:
– реактивы для лабораторных опытов указаны в заданиях; – правила по охране труда (распечатка),
– таблицы растворимости, – бумага, фломастеры,
– приложение к уроку по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ».
Методы: самостоятельная деятельность обучающихся, частично-поисковая беседа.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационно- мотивационный | Организация фронтальной беседы по вопросам: А. Что мы понимаем, представляем (ощущаем) под словом «гидролиз»? Б. По каким основным направлениям можно рассматривать процесс гидролиза? В. Учитель предлагает раскрыть каждое из трех определений и показать значение гидролиза по каждому из направлений. | Обучающиеся работают в группах по 4 человека. 1. Выбор 1-2 высказываний в группе. 2. Озвучивание высказываний для всех обучающихся в классе. 3. Фронтальное обсуждение и вывод: Гидролиз – это химическая реакция, – биологический процесс и – процесс производства. |
II. Операционно-исполнительский | Организация деятельности обучающихся в группах (выполнение заданий по вариантам). Вариант 1: распознать выданные растворы веществ с помощью индикатора. Вещества: сульфат цинка, сульфат натрия, карбонат натрия (вещества выдаются в виде растворов). Индикатор: лакмус, универсальная индикаторная бумага. Вариант 2: распознать выданные растворы веществ с помощью индикатора. Вещества: нитрат алюминия, нитрат калия, сульфид калия (вещества выдаются в виде растворов). Индикатор: лакмус, универсальная индикаторная бумага. Вариант 3: обнаружить продукты гидролиза крахмала. Вещества: черный хлеб (тщательно разжеванный и смоченный слюной экспериментатора кусочек хлеба), сульфат меди (II), гидроксид натрия (вещества выдаются в виде растворов), спиртовка, спички, держалка, инструкция по выполнению опыта. Вариант 4: используя различные источники информации, изучить практическое значение гидролиза углеводов, жиров, белков и АТФ. Вариант 5: используя различные источники информации, рассмотреть производства ацетилена карбидным способом (химические реакции и принципы организации производства). Организация представления результатов деятельности каждой группы. Основные выводы по уроку. | Обучающиеся выполняют задание в группах (варианты 1 и 2), используя выданные реактивы, таблицы растворимости и приложение к уроку по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ». Полученные результаты представляются в виде таблицы* (см. внизу, ниже конспекта урока) и уравнений реакций (+ кинетическая характеристика реакции гидролиза одной из солей по 7-ми признакам). Обучающиеся выполняют задание в группе (вариант 3), используя выданные реактивы и приложение к уроку по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ». Полученные результаты представляются в виде описания опыта (в том числе наблюдений) и уравнений реакций (+ кинетическая характеристика реакции гидролиза крахмала по 7-ми признакам). Обучающиеся выполняют задание в группе (вариант 4), используя учебную литературу по химии и биологии, а также интернет-источники. Полученные результаты представляются в виде схемы, плаката и т.д. Обучающиеся выполняют задание в группах (вариант 5), используя дополнительную литературу и интернет-источники. Полученные результаты представляются в виде короткого выступления 2-3 минуты (+ кинетическая характеристика реакции гидролиза карбида кальция по 7-ми признакам). |
III. Применение знаний в новых условиях | Организация закрепления по вопросам** (см. внизу, ниже конспекта урока варианты карточек с вопросами)
| Обучающиеся в группе отвечают на вопрос из карточки (которую вытягивает один из членов группы) письменно на отдельных листах. |
IV. Рефлексивно-оценочный этап | Учитель предлагает обучающимся в группах составить синквейн по теме урока: По окончании урока оценивается работа каждой группы (или отдельных ее членов), при этом учитывается правильность представленных результатов деятельности при выполнении группового задания, участие в обсуждении, ответ на вопрос закрепления. | 1 строка: гидролиз 2 строка: (два прилагательных, описывающих основную суть (значение) процесса) … 3 строка: (три глагола, описывающих действия в рамках темы) … 4 строка: (фраза, выражающая отношение к теме) … 5 строка: (заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) … |
V. Домашнее задание | Домашнее задание: 1) Записать уравнения реакций гидролиза сульфата алюминия и силиката калия (указать характер среды раствора соли и его рН). 2) Составить задание формата ЕГЭ (№ 26): установить соответствие между исходным веществом и продуктом(-ами) его гидролиза для органических веществ. 3) (мысленный эксперимент, ЕГЭ (№ 32): карбид алюминия сожгли. Полученное твердое вещество поместили в раствор гидроксида натрия, через образовавшийся прозрачный раствор пропустили газ, полученный при действии на магний концентрированной серной кислоты. При пропускании газа произошло выпадения осадка и образование соли бескислородной кислоты. Напишите уравнения описанных реакций. 4) Нарисовать плакат «Значение гидролиза в природе и жизни человека». |
* Таблица для представления результатов опытов (варианты 1 и 2):
Исследуемый раствор | Индикатор (цвет) | Среда раствора | Н+/ОН- избыток | рН раствора |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
** Вопросы для закрепления (рефлексивно-оценочный этап):
1. Для каких целей в технике используют гидролиз жиров? | 2. Каковы условия смещения химического равновесия в реакции гидролиза соли? | 3. Каковы условия гидролиза белков в лаборатории и живых организмах? |
4. Записать уравнения реакций ступенчатого гидролиза сульфата меди (II). | 5. Почему гидролиз в живых организмах протекает быстрее и при более низкой температуре, чем в условиях лаборатории? | 6. Привести примеры проведения реакций гидролиза в быту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему "Взаимосвязь неорганических и органических веществ"
Методическая разработка урока с разновозрастной группой учащихся. Данный урокВ условиях профильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок для разновозрастной гру...
11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"
Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....
Электролиз неорганических и органических веществ.
В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявле...
Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...
Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»
Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...
Презентация на тему "Гидролиз неорганических и органических соединений"
Презентация на тему "Гидролиз неорганических и органических соединений"...
Технологическая карта урока «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Предмет: биологияКласс: 5Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок. (Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издат...