Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»
план-конспект урока (химия, 11 класс) по теме

Напреенко Татьяна Алексеевна

Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганического происхождения; на основе анализа строения молекул лекарственных препаратов предсказать  химические свойства и экспериментальным путём доказать их качественный состав, познакомить учащихся с приёмами грамотного применения лекарственных средств, показать влияние на организм человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.05 МБ
Microsoft Office document icon kopiya_statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств» 11 химико – биологический класс

Слайд 2

Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств Парацельс Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты Д. Хевеши

Слайд 3

Цель урока: Изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганического происхождения; На основе анализа строения молекул лекарственных препаратов предсказать химические свойства и экспериментальным путём доказать их качественный состав.

Слайд 4

Лекарственные средства

Слайд 5

1) Лекарственные препараты относящиеся к неорганическим веществам

Слайд 6

KMnO 4 Перманганат калия; «Марганцовка» H 2 O 2 Пероксид водорода; «Перекись» NH 3 ▪H 2 O Водный раствор аммиака; «Нашатырный спирт» H 3 BO 3 Борная кислота NaHCO 3 Гидрокарбонат натрия; «Питьевая сода» J 2 Спиртовой раствор йода; (йод, йодид калия, этиловый спирт, вода)

Слайд 7

2) Лекарственные препараты относящиеся к органическим веществам

Слайд 8

валидол Аспирин (ацетил- салициловая кислота) глюконат кальция парацетамол анальгин новокаин стрептоцид нитроглицерин «зелёнка» (бриллиантовый зелёный)

Слайд 9

Аспирин C O O Н C CH 3 O O Кислота ацетил-салициловая , салициловый эфир уксусной кислоты Противовоспалительное, жаропонижающее, болеутоляющее средство при лихорадочных состояниях, болях различного происхождения (головной, зубной, ревматоидной )

Слайд 10

N C O C C N CH 3 CH 3 N CH 3 CH 2 SO 3 Na . H 2 O Анальгин Анальгезирующий, жаропонижающий и противовоспалительный препарат 1-фенил- 2,3-диметил- 4-метил- аминопира-золон - 5- N -мета- сульфонат натрия

Слайд 11

NH C O CH 3 OH Парацетамол Пара - Ацетаминофенол Жаропонижающее, анальгетическое и противовоспалительное средство

Слайд 12

CH CH 3 CH 3 CH 3 О H O C CH 2 CH CH 3 CH 3 CH CH 3 CH 3 CH 3 О + Валидол Раствор ментола в ментиловом эфире изовалериановой кислоты Препарат оказывающий успокаивающее действие на ЦНС и сосудорасширяющее действие при стенокардии, неврозах

Слайд 13

Нитроглицерин CH 2 CH CH 2 O O O NO 2 NO 2 NO 2 Тринитрат глицерина, тринитроглицерин, нитроглицерин Сосудорасширяющее средство для купирования приступов стенокардии

Слайд 14

Новокаин N H 2 N С H 2 C O О С H 2 С 2 H 5 С 2 H 5 . HCl Диэтиламиноэтиловый эфир пара – аминобензойной кислоты гидрохлорид Местноанестезирующий препарат

Слайд 15

Глюконат кальция Кальциевая соль глюконовой кислоты C CH 2 Н O C C C Н O Н Н Н O Н O Н Н O Н C O O Са 2 Применяется при аллергических заболева - ниях , недостатке кальция в организме, для регуляции тканевого обмена и как крово-останавливающее средство при кровотечениях

Слайд 16

Стрептоцид NH 2 H 2 N SO 3 Пара - Аминобензолсульфамид Противомикробное действие при ангине, цистите, раневых инфекциях

Слайд 17

3) Практическая часть: «Анализ состава лекарственных препаратов, определение наличия примесей в них»

Слайд 18

1 группа: Экспериментальное обнаружение функциональных групп в молекуле ацетилсалициловой кислоты; 2 группа: Определение качественного состава лекарственного средства « Ферроплекс » -препарата для лечения анемии; 3 группа: Определение наличия примесей в ацетилсалициловой кислоте (аспирине).

Слайд 19

4) Подведение итогов урока, домашнее задание:

Слайд 20

Рекомендации: Для того, чтобы избежать нежелательных последствий, советуем применять лекарственные препараты только по назначению врача и предлагаем Вам на вооружение взять следующие советы: Покупайте лекарства только в лицензированных аптеках и аптечных киосках; Проверяйте целостность упаковки, дату изготовления, срок годности и название производителя; Если приём лекарства не привёл к улучшению, сообщите об этом вашему врачу; Не занимайтесь самолечением!

Слайд 21

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

                         

                                         

                Урок химии в 11 классе (химико-биологический профиль)

Тема урока:  «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ  на примере лекарственных средств»

Цель урока:                                                                                                                                                       Изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганического происхождения; на основе анализа строения молекул лекарственных препаратов предсказать  химические свойства и экспериментальным путём доказать их качественный состав, познакомить учащихся с приёмами грамотного применения лекарственных средств,  используя связь с биологией, показать влияние на организм человека.                                                                Задачи:                                                                                                                                                     Образовательные: обобщить знания об отдельных классах органических и неорганических веществ; рассмотреть применение знаний о строении и химических свойствах соединений на практике; продолжить развитие навыков выполнения расчетных задач, составления ОВР, экспериментирования и практического решения качественных задач.                                            Воспитательные: доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики; показать взаимосвязь противоположных процессов.                                                                                      Развивающие: развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации; развитие познавательной активности и творческой деятельности.                         Тип урока:  урок обобщения и повторения с применением знаний в новых условиях. Оборудование:  электронная презентация, компьютер, проектор, экран, лекарственные средства из домашней аптечки, оборудование по группам для проведения практической части.                    Раздаточный материал на каждую парту: рабочий лист: «Лекарственные средства – неорганические вещества», рабочий лист: «Лекарственные средства – органические вещества»,     инструктивные карты для выполнения практической части (приложения 1,2,3).                    

                                                               План урока:                                                                                                                                                                             1) Объявление темы урока (СЛАЙД №1 – презентация – приложение 4), обсуждение высказываний и цели урока (СЛАЙД №2-3).                                                                                                                                                                      2) Вступительное слово учителя: «Самое «химическое» место в доме – аптечка. Чего там только нет: белые порошки и цветные жидкости, мази, таблетки, капли, витаминные драже и лекарственные травы, жаропонижающие и успокаивающие средства и еще много – много всякой всячины. К тому же не следует забывать, что многие великие химики, такие, как Иоганн Глаубер, Карл Шееле, Гемфри Дэви, учились и начинали свою профессиональную деятельность в аптеках. Какие Вы знаете лекарственные препараты?» (беседа). «Что такое лекарства? Это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию, динамике.                              

Однако, чтобы грамотно применять даже самые обычные средства первой помощи, надо хорошо знать принадлежность этих препаратов к тем или иным классам соединений, понимать особенности химических свойств и уметь решать задачи с участием этих веществ».                                                                    Начнём с того, что условно разделим  лекарства на две группы: лекарственные средства, относящиеся к неорганическим веществам и  лекарственные средства, относящиеся к органическим веществам. Какие, из названных ранее вами препаратов,  можно отнести к органическим, а какие к неорганическим веществам? (обсуждение (СЛАЙД №4)).                   Демонстрация лекарств из домашней аптечки.                                                                                                                                    3) Лекарственные средства неорганического происхождения (СЛАЙД №5,6). Называем препарат, обсуждаем его принадлежность к тому или иному классу соединений, обращаем внимание на особенности (например, KMnO4 – сильнейший окислитель, в H2O2 – у кислорода степень окисления -1 и т.п.).  Для того чтобы получить подробную информацию о применении этих средств,  прибегнем к помощи профессионала – фармацевта (один из учащихся играет роль фармацевта и параллельно с «химической характеристикой» вещества рассказывает о его применении, воздействии на организм человека - информация готовится заранее). Одновременно с этим учащимся предлагается решить задачи  различных типов и составить уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием веществ, о которых идёт речь. Этот этап урока требует затраты большого количества времени. (Рабочий лист: «Лекарственные средства – неорганические вещества»).  Далее - обсуждение и анализ заданий, выполненных учащимися (у доски, устно с мест проверка плана решения и ответов задач).                                                                                                                                                               4) Лекарственные средства органического происхождения (СЛАЙД №7,8). Учащимся предлагается по формуле препарата (СЛАЙД №9-16 и эти же формулы – на рабочем листе «Лекарственные средства – органические вещества») дать характеристику:                                                                                                       - Какие функциональные группы присутствуют в молекуле (ориентантами какого рода являются заместители)?                                                                                                                                                                         - К какому (каким) классам органических соединений можно отнести данное соединение?                                                  - Какими химическими свойствами оно будет обладать (с какими веществами предположительно вступает во взаимодействие, подвергается ли гидролизу, основные или кислотные свойства ярче выражены, какие реакции возможны для бензольного кольца, изменяет ли окраску индикаторов)?                                                                                                  Идёт обсуждение (беседа), в ходе которого ещё обращается внимание на применение этих лекарственных препаратов (надпись на слайдах).                                                                                                                                                                 5) Практическая часть урока (СЛАЙД № 17,18): Учащиеся  выполняют работу в группах – 3 группы (3варианта).                                                                                                                                                                               1 группа: Экспериментальное обнаружение функциональных групп в молекуле ацетилсалициловой кислоты;                                                                                                                                                                                     2 группа: Определение качественного состава лекарственного средства «Ферроплекс» - препарата для лечения анемии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            3 группа: Определение наличия примесей в ацетилсалициловой кислоте (аспирине).                                                               Работы выполняются по инструктивным карточкам, по окончании – обсуждение результатов, выступление представителей каждой группы, выводы.                                                                                                                                   6) Подведение итогов урока (СЛАЙД № 19-21). Обсуждение и выводы по применению лекарственных препаратов,  задание на дом (текст задачи на рабочем листе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок алгебры и географии в 9 классе по теме "Особенности структуры экономики России"

Разработка содержит: понятие и достоинства интегрированных уроков; схему анализа интегрированного урока; конспект урока алгебры-географии по теме: "Особенности структуры экономики России"; п...

Презентация для урока в 7 классе по теме " Особенности природы южной, юго-западной и центральной Азии"

Данная презентация поможет сформировать у учеников понятия о нахождении данных регионов Евразии и познакомит с особенностями их природы....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

План-конспект урока в 8 классе по теме "Особенности американского варианта английского языка".

Данный план-конспект содержит в себе основные цели урока, приводится используемый учебно-методический комплекс, описаны средства и методы обучения, расписан ход урока ....

Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"

Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...