Методическая разработка урока на тему "Взаимосвязь неорганических и органических веществ"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Методическая разработка урока с разновозрастной группой учащихся. Данный урок

В условиях профильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок для разно­возрастной группы (9-й и 10-й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов более осознанно подойти к выбору профиля, по которому предстоит обучаться в 10-11-х клас­сах. Учащиеся 11-го класса обоб­щают и систематизируют получен­ные знания по курсу химии и гото­вятся к поступлению в вуз.

Важной частью урока является использование идеи Штейнберга о конструкторно-технологическом моделировании в деятельности учи­теля. Построение логико-смысло­вой модели позволяет системати­зировать знания учащихся 11-х классов и определяет перспективы дальнейшего обучения девяти­классников.

   Использование логико-смысло­вой модели развивает логическое мышление учащихся и формирует навыки индивидуальной конструк­торной деятельности в процессе познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 с углублённым изучением  отдельных предметов Зеленодольского муниципального района республики Татарстан»

422550, РТ, г. Зеленодольск, ул. Гоголя, 40а

тел. (84371) 5-44-15, 5-27-08,

Тема урока:

Взаимосвязь неорганических и органических веществ

Урок разработан учителями высшей квалификационной категории:  Абдулиной Маргаритой Ивановной

                     Тяпковой Ириной Николаевной.

                                    Объяснительная записка

В условиях профильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок для разновозрастной группы (9-й и 10-й классы). Это позволяет учащимся 9-х классов более осознанно подойти к выбору профиля, по которому предстоит обучаться в 10-11-х классах. Учащиеся 11-го класса обобщают и систематизируют полученные знания по курсу химии и готовятся к поступлению в вуз.

Важной частью урока является использование идеи Штейнберга о конструкторно-технологическом моделировании в деятельности учителя. Построение логико-смысловой модели позволяет систематизировать знания учащихся 11-х классов и определяет перспективы дальнейшего обучения девятиклассников.

   Использование логико-смысловой модели развивает логическое мышление учащихся и формирует навыки индивидуальной конструкторной деятельности в процессе познания.

                   

                Тема: Взаимосвязь неорганических и органических веществ

   Цель: Показать взаимосвязь между органическими и неорганическими веществами. Сформировать представление об особенностях органических соединений. Совершенствовать навыки логического мышления и умения использовать полученные знания на практике.

   Основные понятия: Органические и неорганические вещества, органическая химия.

   Средства обучения: Периодическая система Д.И. Менделеева, графопроектор, химическая посуда, химические реактивы.

 Ход урока. Начинает урок учитель 9 класса:

    На уроке присутствуют разновозрастные группы: учащиеся 9-го класса, изучающие элективный курс химии, выбравшие химический профиль на будущее, и учащиеся 10 -го класса естественнонаучного профиля,  посещающие подготовительные курсы КГТУ им. Кирова, для которых химия является профилирующим предметом при поступлении в вуз.

До сих пор мы изучали неорганическую химию, которая насчитывает более 500 тысяч веществ. Нет такого элемента, который входил бы в состав всех неорганических веществ. Но химия многогранна и есть её раздел, называемый органической химией, который насчитывает более 5 миллионов веществ. В состав каждого из них входит один и тот же химический элемент – углерод.

Почему химия углерода выделена в отдельный раздел, в чем сходство и различие  неорганических и органических веществ, каким законам подчиняется органическая химия? Все это мы постараемся выяснить на нашем уроке.

Тема урока:  Взаимосвязь неорганических и органических веществ

Ответить на поставленные вопросы нам поможет логико-смысловая модель (ЛСМ), которую мы начнем составлять.

Углерод – это элемент шестой группы главной подгруппы. Учитель предлагает дать характеристику этого элемента по Периодической системе.

В ходе построения ЛСМ учитель просит назвать:

аллотропные модификации углерода, чем они отличаются

 формулы сложных веществ (оксидов, кислоты, гидроксидов, солей, летучее водородное соединение), которые образует углерод. 

привести примеры реакций соединения, разложения, обмена, замещения с участием углерода и его соединений и определить в качестве окислителя или восстановителя выступает углерод в окислительно-восстановительных реакциях.

Учащиеся 9 класса составляют таблицу, в которой отображают некоторые химические свойства углерода и его соединений, вспоминают типы химических реакций, обращают внимание на окислительно-восстановительные реакции.

1. С + Н2 = СН4

Р-ция соед.

C2H4 +H2 = C2H6

2.Na2CO3 + HCL = NaCL + CO2 + H2O

Р-ция обмена

CH3COOH+NaOH =

3. H2CO3=  CO2 + H2O

Р-ция разлож.

C 2H5OH =

4.FeO + C =Fe + CO

Р-ция замещ.

CH4 + Cl2 =

5.CH4 + O2 = CO2 + H2O

Р-ция горения

C 3H8 + O2=

 

(Уравнения реакций для органических веществ составляют учащиеся 10 класса.)

   Учитель продолжает:

    Все о чем сейчас говорилось относится к разделу неорганической химии. Неорганическая природа по- своему красива и в то же время сурова, но она мертва без органической природы. Большинство процессов протекающих в живых организмах - это химические реакции органических веществ. Органическая химия – это химия жизни, органическая химия – это химия углерода. Помогут получить представление об органических веществах учащиеся 10 класса, которые изучают данный раздел химии.

Продолжает урок учитель 10 класса:

     Сегодня мы обобщим полученные на уроках  знания и применим их на практике, а для этого продолжим составление ЛСМ.

    Учащиеся предлагают добавить в ЛСМ:

в раздел строение атома понятие гибридизация и дают определение этого понятия и называют виды гибридизации.

классификацию углеводородов с указанием общей формулы каждого представителя

классификацию кислородсодержащих органических веществ

   Учитель задает вопрос: «Почему органических веществ значительно больше, чем неорганических?» Чтобы ответить на данный вопрос учащимся 9 класса предлагается составить структурную формулу угольной кислоты, а учащимся 10 класса структурную формулу вещества, формула которого С5Н12.

   Девятиклассники написали одну формулу, ученики 10 класса несколько.

   Учащиеся 10 класса дают определение изомерии, которое девятиклассники записывают в тетради

   Учитель поясняет, что основой для классификации неорганических веществ является Периодическая система Д.И. Менделеева, а для органических веществ теория А.М Бутлерова. Учитель просит учащихся 10 класса озвучить положения теории А.М Бутлерова.

   Далее учащимся 10 класса предлагается вспомнить, характерны ли реакции соединения, разложения, обмена, замещения для органических веществ и есть ли среди них окислительно-восстановительные реакции. Десятиклассники дополняют таблицу, которую начали составлять ученики 9 класса.

  Учащиеся приходят к выводу, что органические и неорганические вещества имеют много общего.

Основа  всего живого – это органические вещества. Процессы, происходящие в живых организмах – это окислительно-восстановительные реакции, конечным продуктом которых являются углекислый газ и вода.

Вывод,

    Модель, которая  составлена на уроке, показала взаимосвязь неорганических и органических веществ, а также особенности органических веществ, которые послужили причиной выделения органической химии в отдельную область химической науки.

   Заканчивает урок учитель 9 класса:

Многолетняя работа в школе показала, что изучение органической химии, трудно дается учащимся, так как они считают, что это новая наука со своими законами. Сегодня на уроке мы постарались развеять этот миф и доказать, что в химии законы одинаковы для любого раздела, нужно только их правильно и умело использовать

   Нам бы хотелось, чтобы этот урок помог развить вам логическое мышление, умение применять знания, полученные ранее, сравнивать, анализировать, сопоставлять. Все это необходимо для сдачи экзаменов по новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

    В  завершение урока учащимся предлагается решить тестовое задание.

Вариант 1.

 А1. Распределению электронов по электронным слоям в атоме углерода соответствует схема.

1) 2;8;2;        2) 2;6;      3) 2;4;    4) 2;8;

А2. Окислительные свойства углерод проявляет при взаимодействии с

 1) О2       2)Са       3)Fe O       4) CuO

 

А3. Каждое из указанных веществ реагирует с оксидом углерода (IV)

1) вода и оксид фосфора (V)         2) известковая вода и  оксид магния

3) соляная кислота и оксид серы (IV)      4) оксид кальция и хлор

А4. Сокращенное ионное уравнение:

+ +СО32- = Н2О + СО2

Соответствует реакции:

соляной кислоты и едкого натра

 соляной кислоты и карбоната калия

Соляной кислоты и оксида натрия

Соляной кислоты и нитрата серебра

А5. Установите соответствие

Химическая формула                                   Класс соединений

А) С2 Н2                                                            1) алкан

В) С3 Н 8                                                          2) алкен

В) С4 Н8                                                 3) алкин

А6. Верны ли следующие суждения об изомерах:

А. изомеры – это вещества, имеющие одинаковое строение, но разный состав.

Б. Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.

1) верно только А

2) верно только Б  

3) верны оба суждения

4)  оба суждения неверны.                                                        

Вариант 2.

 А1. Число протонов в атоме углерода равно.

1) 2;        2) 6;      3) 4;    4) 8;

А2. Восстановительные свойства углерод проявляет в реакциях:

 1) Са + 2С = СаС 2      2)СО + Li 2O = Li2 CO3

  3)Fe O + C = Fe + CO       4) 4 Al + 3C =Al 4C3

 

А3. Какое из указанных веществ реагирует с оксидом углерода (II)

1) вода          2) известковая вода

3) соляная кислота       4) оксид железа (II)

А4. Сокращенное ионное уравнение:

++СаСО3 = Н2О + СО2 +Са2+

Соответствует реакции:

1)соляной кислоты и едкого натра

2) соляной кислоты и карбоната кальция

3)Соляной кислоты и оксида кальция

4)Соляной кислоты и  кальция

А5. Установите соответствие

Химическая формула                                   Класс соединений

А) С 3Н 6                                                           1) алкан

В) С5 Н12                                                          2) алкен

В) С4 Н 6                                                          3) алкадиен                  


А6. Укажите формулы изомеров:

1) СН 3-СН 2-СН 2-СН2-СН2-СН3       3) СН2-СН-СН2-СН3    4) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3

2 ) СН3-СН2-СН2-СН 3                              │      |                  

                                                              СН3  СН3               

Карб. Кислоты

                 Эфиры

            Углеводы, жиры

Альдегиды

Спирты

Диен

   СпН2п-2

ен

пН2п

Алкан

СпН2п+2  

   ин

Арены

СпН2п-6

Соединение

Разложение

Обмен

Замещение

Горение

Летуч.водор

.соедин.

Кислоты

Н2СО3

Соли

Средние, кислые

Оксиды

СО2, СО

Степень окисл.

-4,0,+2,

+4

Гибридизация

Валент

ность

II.IV

ПС

Фуллерен

Карбин

Графит

Алмаз

Азотсодержащие орг. вещества

Кислородсодержащие орг. вещества

Углеводороды

Химические свойства

Сложные вещества

Простые вещества

Строение атома

Л С М

УГЛЕРОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...

Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"

Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока:  Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...

Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»

Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...

Методическая разработка урока физики по теме «Строение вещества. Молекулы» 7 класс

Методическая разработка урока «открытия» новых знаний по теме «Строение вещества. Молекулы» включает в себя подробный план урока, технологическую карту урока, презентацию к уро...

Методическая разработка урока "Смотр знаний по органической химии" для 10 класса

Урок проводится на День открытых дверей в 10 классе, на который приглашены родители учеников, члены родительского комитета школы, члены управляющего совета, представители общественности....

Методическая разработка урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание."

Методическая разработка урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание."...