Презентация на тему "Гидролиз неорганических и органических соединений"
презентация к уроку по химии (11 класс)
Презентация на тему "Гидролиз неорганических и органических соединений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidroliz_soley_11_klass.ppt | 850.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Действие индикаторов. Название индикатора Окраска индикатора в среде Кислая [H + ] рН < 7 от 0 Нейтральная [H + ] = [OH - ] рН = 7 Щелочная [OH - ] рН > 7 до 14 Лакмус красный фиолетовый синий Фенолфталеин бесцветный бесцветный малиновый Метилоранж розовый оранжевый желтый рН – водородный показатель ( от латинского "pundus hydrogenium" ― вес водорода) значения реакции среды раствора (от 0 до14) Индикаторы ― вещества, которые обратимо изменяют свой цвет в зависимости от среды растворов, т. е. рН раствора.
Лабораторный опыт: действие индикатора метилоранж на растворы солей ? ?? Na 2 CO 3 карбонат натрия NaCl хлорид натрия Al 2 (SO 4 ) 3 сульфат алюминия Нейтральная среда Щелочная среда Кислая среда H + OH - H + OH -
1) Почему изменилась окраска индикатора в растворах солей? ?
2) Почему растворы средних солей имеют разную среду раствора?
Схема гидролиза сульфата алюминия Al ( OH ) 3 H 2 SO 4 слабое основание сильная кислота [ OH ] - < [ H ] + ( что сильней, тех ионов и больше! ) Среда раствора определяется по сильному иону: К и с л о т н а я среда! H + Al 2 ( SO 4 ) 3
Механизм гидролиза сульфата алюминия 2 H 2 O = 2H + + 2 OH - Al 2 ( SO 4 ) 3 = 2Al 3+ + 3 SO 4 2- H + 2Al 3 + + 3 SO 4 2- +2HOH = 2 Al OH 2 + + 2H + + 3 SO 4 2-
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ 1. Определяем тип гидролиза. Составляем уравнение ЭД соли: Al 2 ( SO 4 ) 3 = 2Al 3+ + 3 SO 4 2- катион анион слабого основания сильной кислоты гидролиз по катиону кислая среда (подчеркиваем) 2. Пишем ионное уравнение гидролиза, определяем среду гидролиза а) сокращенное и.у. – взаимодействие иона (слабого) с молекулой воды: Al 3 + + HO - - H + = Al OH 2 + + H + Продукты: катион гидроксоалюминия и катион водорода – среда кислая . б) полное и.у. – в оби части сокращенного и.у. добавляем сильный ион 2Al 3 + + 3 SO 4 2- +2HOH = 2 Al OH 2 + + 2H + + 3 SO 4 2- 3. Составляем молекулярное уравнение. Al 2 ( SO 4 ) 3 + 2H 2 O = 2 Al ОН SO 4 + H 2 SO 4 Получили основную соль – основный сульфат алюминия.
Сформулируем вывод: Соли, образованные сильн___________ и слаб____________ гидролизируют по ________________ с образованием ___________________ и _______________, обуславливающих __________________ среду раствора.
Сформулируем вывод: Соли, образованные сильн ой кислотой и слаб ым основанием гидролизируют по катиону с образованием гидроксокатионов и катионов водорода , обуславливающих кислую среду раствора: Me n+ + H-OH = MeOH (n-1)+ + H + Продукты гидролиза: основная соль и кислота
Схема гидролиза карбоната натрия Na OH H 2 CO 3 сильное основание слабая кислота [ OH ] - > [ H ] + ( что сильней, тех ионов и больше! ) Среда раствора определяется по сильному иону: Щ е л о ч н а я среда ! Na 2 CO 3 OH -
Механизм гидролиза карбоната натрия H 2 O = H + + OH - Na 2 CO 3 = 2 Na + + CO 3 2- 2Na + +CO 3 2- +HOH = HCO 3 - +2Na + + OH - OH -
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ 1. Определяем тип гидролиза. Составляем уравнение ЭД соли: Na 2 CO 3 = 2 Na + + CO 3 2- катион анион сильного основания слабой кислоты щелочная среда гидролиз по аниону (подчеркиваем) 2. Пишем ионное уравнение гидролиза, определяем среду гидролиза а) сокращенное и.у. – взаимодействие иона (слабого) с молекулой воды: CO 3 2- +H + - OH - = HCO 3 - + OH - Продукты: гидрокарбонат анион и гироксид-анион – среда щелочная. б) полное и.у. – в оби части сокращенного и.у. добавляем сильный ион 2Na + +CO 3 2- +HOH = HCO 3 - +2Na + + OH - 3. Составляем молекулярное уравнение. Na 2 CO 3 +H 2 O = NaHCO 3 +NaOH Получили кислую соль – гирокарбонат натрия.
Сформулируем вывод: Соли, образованные сильн___________ и слаб____________ гидролизируют по ________________ с образованием ___________________ и _______________, обуславливающих __________________ среду раствора.
Сформулируем вывод: Соли, образованные сильн ым основанием и слаб ой кислотой гидролизируют по аниону с образованием гидроанионов и анионов гидроксильных групп, обуславливающих щелочную среду раствора: R n– + H-OH = HR (n-1)– + OH – Продукты гидролиза: кислая соль и щелочь
Схема гидролиза хлорида натрия NaOH HCl сильное основание сильная кислота [ OH ] - = [ H ] + Н е й т р а л ь н а я среда ! NaCl H + OH -
Механизм гидролиза хлорида натрия H 2 O = H + + OH - NaCl = Na + + Cl - Na + +Cl - +HOH = Na + + OH - + H + + Cl - H + OH - NaCl + H 2 O --- NaOH + HCl NaCl – гидролизу не подвергается, происходит ЭД воды
Сформулируем вывод: Соли, образованные сильн ым основанием и сильн ым кислотой Не гидролизируют. Происходит ЭД воды, обуславливающая нейтральную среду раствора: HOH = H + + OH –
Схема гидролиза сульфида алюминия Al ( OH ) 3 H 2 S слабое основание слабая кислота [ OH ] - = [ H ] + Н е й т р а л ь н а я среда ! Al 2 S 3 H + OH - Al 2 S 3 + 3 H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2 S
Сформулируем вывод: Соли, образованные ___________ и ____________ гидролизируют по ________________ с образованием ___________________ и _______________, обуславливающих __________________ среду раствора.
Сформулируем вывод: Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием гидролизируют одновременно по аниону и катиону с образованием гидроксид-анионов и катионов водорода , обуславливающих нейтральную среду раствора. Продукты гидролиза: нерастворимое основание и слабая кислота.
Сформулируем определение понятия «гидролиз»: К какому типу мы отнесем данные реакции? Какие вещества в них участвуют? В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения ТЭД получаются? ГИДРОЛИЗ – это реакция ионного обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита. ПРАВИЛА: Гидролизирует СЛАБЫЙ ИОН Среду раствора определяет СИЛЬНЫЙ ИОН.
Закрепление: самостоятельно заполните таблицу на основе эксперимента Название соли Уравнение гидролиза Среда раствора Окраска Индикатора (м-о) Карбонат калия Нитрат железа ( II) Хлорид бария
Название соли Уравнение гидролиза Среда раствора Окраска индикатора (м-о) Карбонат калия K 2 CO 3 = CO 3 2- + 2К + слабый ион сильный ион CO 3 2- + HOH = HCO 3 - + OH - 2К + + CO 3 2- + HOH = 2К + + HCO 3 - +OH - K 2 CO 3 + H 2 O = KHCO 3 + KOH щелочная желтая Нитрат железа ( II) Fe(NO 3 ) 2 = Fe 2+ + 2 NO 3 - слабый ион сильный ион Fe 2+ + HOH = FeOH + + H + 2 NO 3 - + Fe 2+ + HOH = 2 NO 3 - + FeOH + + H + Fe(NO 3 ) 2 + H 2 O = FeOHNO 3 + HNO 3 кислотная розовая Хлорид бария Ba 2+ + 2Cl - + HOH = Ba 2+ + 2Cl - + H + + OH - BaCl 2 + H 2 O – НЕ идет нейтральная оранжевая Закрепление: проверка.
Роль гидролиза в природе: Преобразование земной коры Обеспечение слабощелочной среды морской воды Роль гидролиза в повседневной жизни человека: Стирка Мытье посуды Умывание с мылом Процессы пищеварения
Роль гидролиза в народном хозяйстве Выработка из непищевого сырья ценных продуктов (бумага, мыло, спирт, глюкоза, белковые дрожжи) Очистка промышленных стоков и питьевой воды (сульфат алюминия + вода = гидроксид алюминия) Подготовка тканей к окрашиванию Известкование почв основано на гидролизе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку:«Основы номенклатуры органических соединений»
Презентация к уроку 10 класс...
Программа элективного курса «Химия и производство некоторых неорганических и органических соединений» для учащихся 11-х классов.
Основной целью изучения данного элективного курса является расширение научного кругозора обучающихся профильного класса по химии, оптимизация подготовки обучающихся данного класса в ВУЗы в соответстви...
Основы номенклатуры неорганических и органических соединений
В данном пособии изложены основы номенклатуры органических веществ в соответствии с прави-лами IUPAC с учетом традиций отечественной химической номенклатуры и особенностей русского язы-ка. Данное посо...
Урок химии "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений".
Технологическая карта для урока химии в 11 классе по теме "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений". Цель данного урока: составить генетические цепочи отражающи...
Учебная презентация . 10 класс.Химия . Кислородсодержащие органические соединения. Углеводы.
Учебная презентация...
Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями
Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями...