Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование ЕНГ"
рабочая программа по химии (11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности, направленная на формирование и развитие естественнонаучной грамотности школьников старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnoi_deyatelnosti_22formirovanie_eng22.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.А. Погодина»
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания
методического совета
от № 1
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Формирование естественно-научной грамотности»
11 класс
Срок освоения 1 год
Составители:
Бакалова Т.А.,
учитель химии, географии
ЗАТО Александровск, 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- проявление интереса к способам познания;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
1) базовые логические действия:
- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
_ использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Предметные результаты:
- применять знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства;
- уметь проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;
- определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
- определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.)
- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических веществ А. М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека;
- уметь выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и превращений органических соединений;
- уметь использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их химического и пространственного строения;
- владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;
- соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
- устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека (14 часов).
Строение вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Химические изменения состояния вещества. Химические явления: признаки и условия проведения. Окислительно-восстановительные процессы как основа химического производства. Электрохимические процессы. Полимеры: строение, получения, область использования. Химические вещества в мире лекарственных препаратов. Новейшие достижения химической науки. Химическая безопасность в современном мире.
Практические работы. Признаки и условия химических реакций. Проведение ОВР. Распознавание полимеров.
Конференция «Полимеры в современной жизни»
Тема 2. Географическая среда (12 часов).
Географическая и окружающая среда. Стратегия устойчивого развития. Мировое производство электроэнергии. Гидроэнергоресурсы Земли. Обеспеченность человечества пресной водой. Альтернативные источники электроэнергии. Россия – атомная держава. Государственные программы развития. Территории нового освоения. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практические работы. Анализ статистических данных. Перспективы развития территорий нового освоения. Особенности ООПТ различных регионов.
Семинар «Современные научные достижения в энергетике», «Уникальные ООПТ России»
Тема 3. Экологические системы (8 часов).
Круговорот веществ в биосфере. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени. Антропогенное воздействие на биосферу. Изменение климата. Основы рационального природопользования. Ноосфера. Техногенные катастрофы и их влияние на состояние окружающей среды. Биогеохимические циклы. Экологический мониторинг. Экологическая безопасность. Экологическое право. Национальная безопасность.
Практические работы. Оценка ресурсообеспеченности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
1. Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека | 6 | 8 | 14 |
2. Географическая среда | 8 | 4 | 12 |
3. Экологические системы | 6 | 2 | 8 |
ИТОГО | 20 | 14 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека | 14 | 6 | 8 | ||
1 | Строение вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения | 1 | 1 | |||
2 | Закон постоянства состава вещества | 1 | 1 | |||
3 | Химические изменения состояния вещества | 1 | 1 | |||
4 | Химические явления. Признаки и условия проведения | 1 | 1 | |||
5 | ПР Признаки и условия химических реакций | 1 | 1 | |||
6 | Окислительно-восстановительные процессы как основа химического производства | 1 | 1 | |||
7 | ПР Проведение ОВР | 1 | 1 | |||
8 | Электрохимические процессы | 1 | 1 | |||
9 | Полимеры: строение, получения, область использования | 1 | 1 | |||
10 | ПР Распознавание полимеров | 1 | 1 | |||
11 | Химические вещества в мире лекарственных препаратов | 1 | 1 | |||
12 | Новейшие достижения химической науки | 1 | 1 | |||
13 | Химическая безопасность в современном мире. | 1 | 1 | |||
14 | Рубежное тестирование | 1 | ||||
2 | Географическая среда | 12 | 8 | 4 | ||
1 | Географическая и окружающая среда. | |||||
2 | Стратегия устойчивого развития. | |||||
3 | Мировое производство электроэнергии | |||||
4 | Гидроэнергоресурсы Земли, | |||||
5 | Обеспеченность человечества пресной водой. | |||||
6 | Альтернативные источники электроэнергии | |||||
7 | ПР Анализ статистических данных | 1 | ||||
8 | Россия – атомная держава | |||||
9 | Государственные программы развития | |||||
10 | Территории нового освоения. ПР Перспективы развития территорий нового освоения | 1 | ||||
11 | Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. ПР. Особенности ООПТ различных регионов. | 1 | ||||
12 | Рубежное тестирование | 1 | ||||
3 | Экологические системы | 8 | 6 | 2 | ||
1 | Круговорот веществ в биосфере | |||||
2 | Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени. | |||||
3 | Антропогенное воздействие на биосферу. Изменение климата. | |||||
4 | Основы рационального природопользования. ПР Оценка ресурсообеспеченности | 1 | ||||
5 | Ноосфера. Техногенные катастрофы и их влияние на состояние окружающей среды. | |||||
6 | Биогеохимические циклы | |||||
7 | Экологический мониторинг. Экологическая безопасность. Экологическое право. Национальная безопасность. | |||||
8 | Итоговое тестирование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...