Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование ЕНГ"
рабочая программа по химии (11 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности, направленная на формирование и развитие естественнонаучной грамотности школьников старшей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochnoi_deyatelnosti_22formirovanie_eng22.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.А. Погодина»

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания

методического совета

от № 1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Формирование естественно-научной грамотности»

11 класс

Срок освоения 1 год

Составители:

Бакалова Т.А.,

учитель химии, географии

ЗАТО Александровск, 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

- проявление интереса к способам познания;

- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты:

1) базовые логические действия:

- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

_ использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Предметные результаты:

- применять знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;

- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства;

- уметь проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования;

- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;

- определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;

- определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;

- владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.)

- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических веществ А. М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека;

- уметь выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и превращений органических соединений;

- уметь использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их химического и пространственного строения;

- владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;

- соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;

- устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека (14 часов).

Строение вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Химические изменения состояния вещества. Химические явления: признаки и условия проведения. Окислительно-восстановительные процессы как основа химического производства. Электрохимические процессы. Полимеры: строение, получения, область использования. Химические вещества в мире лекарственных препаратов. Новейшие достижения химической науки. Химическая безопасность в современном мире.

Практические работы. Признаки и условия химических реакций. Проведение ОВР. Распознавание полимеров.

Конференция «Полимеры в современной жизни»

Тема 2. Географическая среда (12 часов).

Географическая и окружающая среда. Стратегия устойчивого развития. Мировое производство электроэнергии. Гидроэнергоресурсы Земли. Обеспеченность человечества пресной водой. Альтернативные источники электроэнергии. Россия – атомная держава. Государственные программы развития. Территории нового освоения. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Практические работы. Анализ статистических данных. Перспективы развития территорий нового освоения. Особенности ООПТ различных регионов.

Семинар «Современные научные достижения в энергетике», «Уникальные ООПТ России»

Тема 3. Экологические системы (8 часов).

Круговорот веществ в биосфере. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени. Антропогенное воздействие на биосферу. Изменение климата. Основы рационального природопользования. Ноосфера. Техногенные катастрофы и их влияние на состояние окружающей среды. Биогеохимические циклы. Экологический мониторинг. Экологическая безопасность. Экологическое право. Национальная безопасность.

Практические работы. Оценка ресурсообеспеченности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека

6

8

14

2. Географическая среда

8

4

12

3. Экологические системы

6

2

8

ИТОГО

20

14

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

1

Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека

14

6

8

1

Строение вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

1

2

Закон постоянства состава вещества

1

1

3

Химические изменения состояния вещества

1

1

4

Химические явления. Признаки и условия проведения

1

1

5

ПР Признаки и условия химических реакций

1

1

6

Окислительно-восстановительные процессы как основа химического производства

1

1

7

ПР Проведение ОВР

1

1

8

Электрохимические процессы

1

1

9

Полимеры: строение, получения, область использования

1

1

10

ПР Распознавание полимеров

1

1

11

Химические вещества в мире лекарственных препаратов

1

1

12

Новейшие достижения химической науки

1

1

13

Химическая безопасность в современном мире.

1

1

14

Рубежное тестирование

1

2

Географическая среда

12

8

4

1

Географическая и окружающая среда.

2

Стратегия устойчивого развития.

3

Мировое производство электроэнергии

4

Гидроэнергоресурсы Земли,

5

Обеспеченность человечества пресной водой.

6

Альтернативные источники электроэнергии

7

ПР Анализ статистических данных

1

8

Россия – атомная держава

9

Государственные программы развития

10

Территории нового освоения. ПР Перспективы развития территорий нового освоения

1

11

Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. ПР. Особенности ООПТ различных регионов.

1

12

Рубежное тестирование

1

3

Экологические системы

8

6

2

1

Круговорот веществ в биосфере

2

Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени.

3

Антропогенное воздействие на биосферу. Изменение климата.

4

Основы рационального природопользования. ПР Оценка ресурсообеспеченности

1

5

Ноосфера. Техногенные катастрофы и их влияние на состояние окружающей среды.

6

Биогеохимические циклы

7

Экологический мониторинг. Экологическая безопасность. Экологическое право. Национальная безопасность.

8

Итоговое тестирование

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...