Разработка урока"Углеводы"
методическая разработка по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Углеводы».
Класс: 10
Тема урока: Углеводы.
Цель урока:
Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» | ||
Задачи: | ||
обучающие | Рассмотреть особенности строения углеводов; проанализировать разнообразие углеводов в природе и особенности их функционирования. | |
– развивающие | Развитие умений выделять существенные признаки, давать характеристику веществам; умений работать со схемами и другими источниками информации; развитие навыков практического применения знаний об углеводах; развитие логического мышления учащихся на основании анализа, синтеза, обобщения; формирование умения работать в группах. | |
– воспитательные | Показать учащимся взаимосвязь изучаемого материала с жизнью и другими науками; продолжить формирование научного мировоззрения; формирование умения работать в группах; воспитывать культуру общения. |
Образовательные результаты
Личностные
-становление устойчивого познавательного интереса к изучению углеводов
-осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости
-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию
-формирование адекватной позитивной самооценки
Метапредметные
Познавательные: -исследование практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки
-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
-установление причинно-следственных связей
-построение логической цепи рассуждений
-выстраивание доказательств
-объяснение явлений, процессов, связей
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные- оценивание качества и уровня усвоения знаний
-формирование навыков работы в группах
Коммуникативные - установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы
-умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь
-представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме
-вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений
Предметные
-координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров при выработке общего мнения в совместной деятельности-выделение основных свойств углеводов и их функций
-умение находить взаимосвязь строения углеводов с их функциями
-знать схемы строения углеводов
-выделять существенные признаки моно-, ди- и полисахаридов
-знать определения терминов по теме «Обмен углеводов»
Оборудование: ТСО - компьютер, дидактические карточки, лабораторное оборудование и химические реактивы для опытов.
План урока.
I .Организационный момент урока.
II.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний
III.Всесторонняя проверка знаний учащихся.
IY.Информация о домашнем задании. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Урок содержит задания с различным уровнем сложности. Из предложенных заданий ученик выбирает те, с которыми он сможет справиться в течение урока. Выполняя их, каждый ученик должен оценить свои возможности. Все задания даются на отдельных листах и по истечению времени сдаются учителю на проверку.
№ | Ф, И. уч-ся | Программ задание | Понятийн. диктант | Устный ответ | Упражнения | Расчетн. задача | Эксперим. задача | Итоговая оценка |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
№ | Ф, И. уч-ся | Программ задание | Понятийн. диктант | Устный ответ | Упражнения | Расчетн. задача | Эксперим. задача | Итоговая оценка |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
№ | Ф, И. уч-ся | Программ задание | Понятийн. диктант | Устный ответ | Упражнения | Расчетн. задача | Эксперим. задача | Итоговая оценка |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
№ | Ф, И. уч-ся | Программ задание | Понятийн. диктант | Устный ответ | Упражнения | Расчетн. задача | Эксперим. задача | Итоговая оценка |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
№ | Ф, И. уч-ся | Программ задание | Понятийн. диктант | Устный ответ | Упражнения | Расчетн. задача | Эксперим. задача | Итоговая оценка |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
№ | Ф, И. уч-ся | Программ задание | Понятийн. диктант | Устный ответ | Упражнения | Расчетн. задача | Эксперим. задача | Итоговая оценка |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
I. Программированное задание.
1-ый уровень (на оценку «удовлетворительно») Распределите данные вещества согласно схеме классификации углеводов.
Соотнесите:
Название углеводов: углевод:
1. фруктоза а). моносахарид
2. сахароза б). дисахарид
3. глюкоза в). полисахарид
4. крахмал
5. рибоза
6. целлюлоза
7. дезоксирибоза
8. гликоген
2-ой уровень (на оценку «хорошо»). Дайте названия веществам по их структурным формулам:
3–ий уровень ( на оценку «отлично»). Из перечисленных свойств веществ цифрами укажите верные утверждения:
1. Глюкоза - это кристаллическое вещество ,сладкое на вкус, хорошо растворимое в воде.
2. В молекуле глюкозы содержатся 4 гидроксогруппы.
3. Глюкоза слаще фруктозы и сахарозы.
4 .Глюкоза – это альдегидоспирт.
5. Изомером глюкозы является – фруктоза.
6. В промышленности глюкозу получают гидролизом сахарозы.
7. Крахмал и целлюлоза являются природными полимерами.
8. При восстановлении глюкозы образуется четырехатомный спирт.
9. Спиртовое брожение глюкозы происходит в процессе выпечки хлеба и при получении вина и пива.
10. Сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала».
II. Понятийный диктант.
- Углеводы образуются в клетках растений в процессе ______________.
- В состав ДНК входит углевод ___________________________________.
- В составе молекулы фруктозы есть функциональные группы________________________________________________________.
- Углеводы классифицируют на __________________________________.
- В состав молекулы РНК входит углевод __________________________.
- Характерна ли для фруктозы реакция «серебряного зеркала»_______.
- Макромолекулы крахмала состоят из взаимно связанных остатков молекулы ______________________________________________________.
- Так как молекулы целлюлозы имеют гидроксильные группы, то для нее характерны реакции_________________________________________.
- Волокнистое вещество нерастворимо ни в воде, ни в обычных органических растворителях. Что за это вещество?_________________.
- Какой из в крови моносахаридов содержится человека?____________.
Ответы к заданию №2:
1 . фотосинтеза.
2. дезоксирибоза.
3 карбонильная и гидроксильная.
4 моносахариды, дисахариды, полисахариды.
5. рибоза.
6 нет.
7. -глюкозы.
8. этерификации.
9. целлюлоза.
10.глюкоза.
4 – 6 баллов – «3» (60%).
7 – 8 баллов – «4» (80%). 9 – 10 баллов – «5» (100%)
III. Устный ответ
I.Одной из характерных реакций глюкозы является реакция «серебряного зеркала». Какие соединения также дают эту реакцию?
1.Углеводороды. 2. Спирты. 3.Альдегиды 4. Кислоты.
II. Какой из названных углеводов образует красный осадок оксида меди(I) при нагревании с гидроксидом меди(II)?
1. Целлюлоза. 2.Глюкоза. 3Сахароза. 4.Крахмал.
III. Глюкозу можно восстановить: Какая из функциональных групп при этом вступает в реакцию?
- Спиртовая. 2. Альдегидная.
IV. Одной из характерных реакций глюкозы является образование красного оксида меди (I) при нагревании с гидроксидом меди(II). При изучении каких соединений вы встречались с подобной реакцией?
1. Углеводородов. 2.Альдегидов. 3.Спиртов. 4.Кислот.
V. С каким из реактивов крахмал дает характерную реакцию?
1. Гидроксид меди(II). 2. Гидроксид натрия.
3. Раствор йода . 4 Аммиачный раствор оксида серебра .
VI. Сохраняет ли продукт восстановления глюкозы способность давать реакцию «серебряного зеркала»?
- Да 2. Нет.
VII.Одной из характерных реакций глюкозы является образование ярко- синего раствора при добавлении свежеосажденного гидроксида меди (II). При изучении каких соединений вы встречались с этой реакцией?
1.Спиртов. 2 Карбоновых кислот.
3. Углеводородов. 4. Многоатомных спиртов.
VIII. Какой из углеводов дает реакцию «серебряного зеркала»?
- Сахароза. 2. Крахмал. 3. Целлюлоза. 4. Глюкоза.
IX. Сколько нитрогрупп можно максимально ввести в одно звено макромолекулы целлюлозы?
1. Две. 2. Три. 3 .Одну. 4. Четыре.
X. Среди названных областей применения крахмала и целлюлозы выберите те, которые относятся и к крахмалу, и к целлюлозе.
- Продукт питания человека. 2. Изготовление бумаги.
3. Производство искусственных полимерных материалов.
XI. С давних времен при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. Почему?
IV. Упражнения.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1-ый уровень (на оценку «удовлетворительно).
Целлюлоза >Глюкоза>Этиловый спирт>Бутадиен-1,3
2-ой уровень (на оценку (хорошо).
Крахмал > Глюкоза > Этиловый спирт > Этиловый эфир уксусной кислоты >Ацетат натрия.
3-ий уровень (на оценку (отлично) .
Углекислый газ > Крахмал > Глюкоза > Этиловый спирт> Уксусный альдегид > Уксусная кислота.
V. Экспериментальная задача.
1–ый уровень
Как доказать, что в белом хлебе и сыром картофеле есть крахмал? Дайте полный ответ.
2 –ой уровень
Как можно опытным путем установить принадлежность глюкозы к классу многоатомных спиртов?
3-ий уровень
В двух пробирках содержатся глюкоза и глицерин. С помощью минимального числа реагентов определите содержимое каждой из пробирок.
VI. Расчетные задачи.
1-ый уровень (на оценку «удовлетворительно»).
Какую массу сахарозы можно получить из 1,5 т сахарной свеклы, если массовая доля сахарозы в ней составляет 20%?
2 ой уровень (на оценку «хорошо»).
При молочнокислом брожении 144кг глюкозы получили 120кг молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от теоретически возможного ?
3-ий уровень (на оценку «отлично»).
Каков выход этилового спирта в процентах от теоретически возможного, если из 5 т картофеля, содержащего 20% крахмала, было получено 450 л 95% -ного этилового спирта с плотностью 0,8 кг /л?
VII.Информация о домашнем задании.
Повторить состав, строение молекулы аммиака и ее свойства.
При подведение итогов урока выясняю следующее:
- Что было сегодня необычного на уроке?
- С какими трудностями вы сегодня встретились? Что вам предстоит сделать, чтобы преодолеть эти трудности ?
Комментирование оценок и занесение в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "углеводы" в 10 классе
Разработка урока по теме "углеводы" в 10 классе с использованием проектной деятельности учащихся. Задействованы были все учащиеся класса и за 2 часа были рассмотрены простые и сложные углеводы....
Открытый урок "Углеводы"
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов....
Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Углеводы и липиды"
Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников...
Разработка урока по биологии для 9 класса на тему: "Биосинтез углеводов - фотосинтез" (с использованием ИКТ).
Тема. БИОСИНТЕЗ УГЛЕВОДОВ – ФОТОСИНТЕЗ Тип урока: комбинированныйЦель: сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов - фотосинтезе.Задачи: 1...
Разработка урока по биологии "Углеводы и липиды" 9 класс (проектная деятельность)
Урок для 9 класса разработан с элементами ФГОС...
Разработка урока: "Углеводы"
Конспект урока Углеводы по биологии 10 класс...
Разработка урока "Углеводы" 9 коасс
Разработка урока по теме "Углеводы"...