Разработка урока "Углеводы" 9 коасс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Органические молекулы - углеводы
Цели урока: охарактеризовать особенности строения органических веществ; ознакомить учащихся с разнообразием и функциями углеводов; проанализировать особенности строения, которые позволяют им эффективно выполнять свои функции; обратить внимание на значение углеводов для жизнедеятельности живых организмов.
Оборудование и материалы: таблицы иллюстрируют особенности строения, многообразие и функции углеводов, или мультимедийный проектор или интерактивная доска, на которых эти таблицы можно демонстрировать; образцы белков; учебники биологии.
Базовые понятия и термины: углеводы, простые, сложные, моносахариды, дисахариды, полисахариды.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
III. Изучение нового материала
- Углеводы, особенности строения молекул
Рассказ учителя с элементами беседы
Открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число и тему. Сегодня мы познакомимся органическим веществом – Углеводы. Начнем с определения углеводов. Углеводы (сахариды) – органические вещества с общей формулой Сn(Н 2 О)m.
У большинства углеводов число молекул воды соответствует количеству атомов углерода, поэтому эти вещества и получили такое название.
В клетках животных углеводы содержатся в количестве не более 5% от сухой массы, в растительных клетках – до 90% (клубни картофеля).
- Классификация углеводов.
Различают три основных класса углеводов: моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Углеводы бывают простыми и сложными. К простым углеводам относятся моносахариды. К сложным – олигосахариды и полисахариды.
Моносахариды.
с греческого monos – один. Это бесцветные, кристаллические вещества, легко растворимые в воде и имеющие сладкий вкус.
Из моносахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза.
Рибоза входит в состав РНК, АТФ, витаминов группы В, ряда ферментов. Дезоксирибоза входит в состав ДНК. Глюкоза (виноградный сахар) является мономером полисахаридов, например крахмала, гликогена, целлюлозы. Она есть в клетках всех организмов. Фруктоза входит в состав олигосахаридов, например сахарозы. В свободном виде содержится в клетках растений. Галактоза также входит в состав некоторых олигосахаридов, например лактозы.
Основные функции моносахаридов
Моносахариды | Функции |
Триозы- С3 (С3Н6O3)-глицеральдегид; ПВК-пировиноградная кислота | Играют важную роль промежуточных продуктов в процессах дыхания и фотосинтеза |
Тетрозы-С4 (С4Н8O4)-эритроза | В живых организмах встречаются редко, преимущественно в некоторых прокариот |
Пентозы-С5 (С5Н10О5)-рибоза, дезоксирибоза | Входят в состав нуклеиновых кислот, участвующих в синтезе некоторых коферментов, полисахаридов и макроэргических соединений (АМФ, АТФ и т.п.), в процессе фотосинтеза |
Гексозы – С6 (С6Н12О6)-глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (плодовый сахар), лактоза (молочный сахар), | Являются источниками энергии, которая высвобождается во время реакций окисления в процессе дыхания, входящих в состав олиго - и полисахаридов |
Гептозы – С7 (С7Н14O7) | У растений из семейства Толстянковые играют важную роль как один из промежуточных продуктов фотосинтеза |
Олигосхариды.
С греческого oligos – немного. Они образованы из нескольких моносахаридов, связанных ковалентно друг с другом с помощью гликозидной связи. Большинство олигосахаридов растворимы в воде и имеют сладкий вкус.
Из олигосахаридов наиболее широко распространены дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза.
Полисахариды.
С греческого poly – много. Являются полимерами и состоят из неопределенного большого числа остатков молекул моносахаридов, соединенных ковалентными связями. Могут достигать сотен или тысяч молекул моносахаридов. К ним относятся крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин и др.
Интересно, что крахмал, гликоген и целлюлоза, играющие важную роль в живых организмах, построены из мономеров глюкозы, но связи в их молекулах различны. Кроме того. У целлюлозы цепи не ветвятся, а у гликогена они ветвятся сильнее, чем у крахмала.
С увеличением количества мономеров растворимость полисахаридов уменьшается и исчезает сладкий вкус.
Полисахариды | Функции |
Целлюлоза | Является строительным материалом- образует клеточные стенки растений. |
Хитин | Образует клеточные стенки грибов и наружный скелет членистоногих. |
Крахмал | Запасной углевод растений (клубни, плоды, семена) |
Гликоген | Запасной углевод животных (печень, мышцы), встречается в клетках грибов |
- Функции углеводов.
Основной функцией углеводов является энергетическая функция. При их ферментативном расщеплении и окислении молекул углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма. При полном расщеплении 1 г. углеводов освобождается 17.6 кДж.
Запасающая функция. При избытке они накапливаются в клетке в качестве запасающих веществ, например крахмал, гликоген. И при необходимости используются организмом как источник энергии. Усиленное расщепление углеводов происходит, например, при прорастании семян, интенсивной мышечной работе, длительном голодании.
Очень важной является структурная функция. Они используются в качестве строительного материала. Целлюлоза благодаря особому строению нерастворима в воде и обладает высокой прочностью. В среднем 20-40% материала клеточных стенок растений составляет целлюлоза, а волокна хлопка – почти чистая целлюлоза, а именно поэтому они используются для изготовления тканей.
Рецепторная функция: углеводные компоненты мембран обеспечивают узнавание клеток, рецепцию гормонов и медиаторов, группы крови.
Защитная функция. Твердые клеточные стенки одноклеточных и хитиновые покровы членистоногих, в состав которых входят углеводы, также выполняют защитные функции.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Закрепление.
А теперь давайте на закрепление, все вместе выполним тест.
1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?
А) белок В) ДНК
Б) глюкоза Г) целлюлоза
2. В клетках животных запасным углеводом является:
А) целлюлоза В) глюкоза
Б) крахмал Г) гликоген
3. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?
А) С5 Н12 О5 В) С6 Н12 О6
Б) С6 Н10 О6 Г) С6 Н12 О5
4. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?
А) клетки мышц человека В) клетки кожицы лука
Б) клетки клубня картофеля Г) подкожная клетчатка медведя.
5. Какое из соединений не построено из аминокислот?
А) гемоглобин В) инсулин
Б) гликоген Г) альбумин
И вот наш урок подошел к концу. Все вы получите соответствующие оценки за урок. До свидания!
V. Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС 6 коасс
По программе Ладыженской 210 часов, на основе Рьочей прогаммы изд ВАКО 2013...
Рабочая программа по русскому языку 5 коасс к учебнику М.Т.Баранова
Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку...
Программы для 10 и коассов химико-биологическог профиля
Данная программа составлена в соответствии ФГОС нового поколения...
Урок математики в 5 коассе по теме "Смешанные числа"
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Смешанные числа " с использованием деятельностного подхода ( технология проблемного обучения)...
Урок математики в 5 коассе по теме "Смешанные числа"
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Смешанные числа " с использованием деятельностного подхода ( технология проблемного обучения)...