Технологическая карта учебного занятия по дисциплине ХИМИЯ по теме "Амины"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Скакунова Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока «Амины» включает описание деятельности преподавателя и  обучающихся, предполагаемые УУД на каждом этапе урока, что способствует быстрому  и эффективному контролю достигнутых результатов. В технологическую карту включен проблемный вопрос, который демонстрирует связь анилина – ароматического амина не только в изготовлении произведений искусства (шпалер или гобеленов), но  и в практической жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_teh_karty_uroka_aminy_.docx57.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине

ОУД. 09. ХИМИЯ

Автор-разработчик

Скакунова Ирина Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж», +7-921-473-71-44, skakunova.1977@mail.ru

Курс, специальность

1 курс, специальность 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Учебный цикл (в соответствии с ФГОС, учебным планом)

Учебная дисциплина «Химия» входит  в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего профессионального  образования технического профиля.

УД/МДК (в соответствии с ФГОС)

ОУД.09. Химия

Междисциплинарные связи

Дисциплины:  математика, биология

Цели учебного занятия: формирование представлений о строении и свойствах аминов

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

рассмотреть строение, классификацию аминов;

изучить номенклатуру и изомерию аминов, их физические, химические свойства, получение и  применение.

способствовать развитию познавательной компетентности; логическому мышлению, умения работать самостоятельно

создавать условия для выражения обучающимися  собственного мнения, правильной самооценки, творческой инициативы, уважения к одногруппникам.

Формирование УУД

Личностные УУД:

-умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор, приобретение обучающимися навыков самооценки, навыков рефлексии

Познавательные УУД:

-  перерабатывают информацию для получения необходимого результата;

- умение строить логическое доказательство;

- умение устанавливать логические связи между этапами урока.

 Коммуникативные УУД:

- произвольность и рефлексивность общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, которые опираются на умение слушать и слышать друг друга;

-  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;  

- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, позволяющую решать учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации;

-  учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;

-  уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать правильность его выполнения по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Требования к результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Умения для освоения

Знания для усвоения

выдвигать гипотезы; практическое использование химических знаний, решение практических задач повседневной жизни

естественнонаучные принципы, химические теории и законы, понятия, лежащие в основе современной химической картины мира.

Наименование раздела

Раздел «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры »

Наименование темы урока

Тема «Амины»

Кол-во часов

1

Уровень освоения

Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Тип учебного занятия

Урок получения новых знания

Вид занятия

Комбинированный урок

Методы проведения занятия

По источнику приобретения знаний: словесный, наглядный

По характеру руководства мыслительной деятельности: частично-поисковый (эвристический)

Форма организации учебного занятия

Индивидуальная, групповая

Педагогические технологии

Информационно-коммуникационный, развивающее обучение

Место проведения учебного занятия

ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж», кабинет химии

Ресурсы учебного занятия

Материально-технические

Основная

литература

Электронно-информационные

Компьютер, мультимедийный проектор, возможен раздаточный материал (приложение 1)

1.  Ерохин В. М.

Химия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю. М. Ерохин. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.— 395 с.

ISBN 978-5-7695-8350-6

https://www.youtube.com/watch?v=oSCaaAO1_Fc&t=1s

https://www.youtube.com/watch?v=ETzLAbUdTb0&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=zUp0cXTAKjA&feature=emb_logo

Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия

Вид контроля: текущий

Форма контроля: фронтальная, самоконтроль

Методы контроля: анализ изученного материала

Домашнее задание

Задание для внеаудиторной

(самостоятельной) работы

На оц. «3»

1) §25.1 стр.360- 366 читать, задания стр. 366 №1,2, 5, 6

2)  На ресурсах интернета найти применение аминов в медицине (лекарственные препараты), полимерные материалы

На оц. «4» и «5»

1) §25.1 стр.360- 366 читать, контрольные вопросы стр. 366 №1,2, 5, 6

2) На ресурсах интернета найти применение аминов в медицине (лекарственные препараты), полимерные материалы

3)  §25.1 стр. 366 №10 (задача)

4) Практическое задание: окрасить кусочек ткани анилиновым красителем.

Изучите ресурсы интернета и ответьте на вопрос:

1. Ш(с)ибори (скручивание) (техника Тай Дай) - одним из способов окрашивания ткани. Цвет может быть нанесён  анилиновыми и акриловыми красителями. В чем особенность нанесения этих красителей.

2. Можно ли изделия, выполненные способом окрашивания шибори назвать произведениями искусства?

Этапы и хронология учебного занятия

Этап урока

Время

мин

Дидактическая

задача

Содержание

Планируемые результаты

 УУД

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

Н

А

Ч

А

Л

Ь

Н

Ы

Й

Организационный

1

Подготовка группы к работе, осуществление психологического настроя к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к учебному занятию.

Приветствуют преподавателя, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные: демонстрируют
умение

организовать
рабочую среду, проявляют
доброжелательность и эмоциональную отзывчивость

Актуализация знаний

3

Повторение состава органических веществ

Предлагает обучающимся прочитать стихотворение и ответить на вопрос:

1) Атомы, каких химических элементов входят в состав органических веществ?

Предполагаемый ответ: С, Н, О

2) Об атоме, какого химического элемента говорится в стихотворение?

Предполагаемый ответ: N

3) Какие классы органических веществ, содержащие азот вы знаете?

Предполагаемый ответ: аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты (биология)

Вы растете и живете, 
Словно, плавая в ….!
Знайте, в воздухе у нас
Это самый первый газ.
Все живое – все цветы, 
Все деревья и кусты
Все животные не могут
Без аминокислоты!
А в составе тех кислот
Непременно есть …

Наиболее простые азотсодержащие органические соединения – амины.

Тема нашего урока “Амины”

Читают стихотворение и отвечают на вопросы

Записывают тему урока в рабочую тетрадь

Личностные:
проявлять
эмоциональную
отзывчивость, уметь работать в
коллективе;
слушать и слышать
собеседника, анализировать ранее полученных знаний

Целеполагание

4

Постановка проблемного вопроса

Предлагает посмотреть два видео фрагмента:

1. Выставка  шпалер или гобеленов в  Эрмитаже.

2. Выставка придворных костюмов 19 века в Эрмитаже

Задает вопрос:

1) Что общего между двумя видео фрагментами.

2) Как видео фрагменты связаны с темой урока?

3) Что необходимо изучить в ходе урока, для того, чтобы убедится в правильности  (или не правильности) ваших ответов?

Предлагает  сформулировать  цель, задачи  и план изучения соединений класса «Амины»

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Участвуют в формулировке цели, задач урока  и предлагают план изучения соединений класса «Амины»

Личностные:
проявлять
эмоциональную
отзывчивость, вести и поддерживать диалог,
аргументировано
высказывать
собственное
мнение.

Коммуникативные:
умение выражать свои мысли

Регулятивные:
умения понимать цель, задачи и
стремление  их
выполнить

О

С

Н

О

В

Н

О

Й

Изучение нового материала

30

1. Дать определение классу «Амины»

2. Познакомить с классификаций  и номенклатурой аминов

3. Изучить строение, физические и химические свойства аминов

4. Изучить способы получения аминов

5. Познакомить с областями применения аминов

6.Ответить на проблемный вопрос

1. Предлагает проанализировать формулы аминов и аммиака на слайде презентации, самостоятельно дать определение классу «Амины»

Слайд 5, 6

2. Знакомит с классификацией аминов Слайд 7, предлагает выполнить задание 1 Слайд 8:

Расставьте формулы аминов на соответствующие места в схеме «Классификация аминов»

После выполнения задания предлагает сделать самопроверку Слайд 9

Объясняет правила номенклатуры, предлагает выполнить задание 2 Слайд 10

После выполнения задания предлагает сделать самопроверку Слайд 11

3. Предлагает изучить свойства и применение аминов,  заполнив сравнительную таблицу Слайд 12, Приложение 1

3.1 Для изучения физических свойств метиламина прочитать учебник §25.1 стр.361, выписать физические свойства в таблицу. Слайд 13 

Для изучения физических свойств анилина предлагает посмотреть видео, записать физические свойства в таблицу. Слайд 14

Выполнить самопроверку Слайд 15

3.2 Задание 3.  Составьте схему строения атома азота Слайд 16

Объясняет причину проявления основных свойств аминами (наличие неподелённой электронной пары); распределение основных свойств в ряду: ароматический амин < аммиак < алифатический амин Слайд 17

3.3 Изучения химических  свойств аминов.

А) основные св-ва:

Объясняет механизм реакции взаимодействия HCl метиламином (основные свойства)  Слайд 18

Для изучения основных  свойств анилина предлагает посмотреть видео, записать уравнение реакции в таблицу. Слайд 19

Выполнить самопроверку Слайд 20

Б) горение аминов:

Задает вопрос:

1) Назовите продукты реакции горения органических веществ

Предположительный ответ: СО2, Н2О.

Объясняет особенности реакции горения азотосодержащих органических веществ (N2) Слайд 21

Предлагает записать уравнение реакции горения метиламина и анилина в таблицу, расставить самостоятельно коэффициенты Слайд 22

 

В) взаимодействие с Вr2

Объясняет особенность реакции бромирования ароматических аминов Слайд 23, предлагает посмотреть видео Слайд 24, записать уравнение реакции в таблицу, отметить признаки реакции

Выполнить самопроверку Слайд 25

4. Для изучения получения аминов  прочитать учебник §25.1 стр.363 , выписать уравнения реакции в таблицу Слайд 26

Выполнить самопроверку Слайд 27

5.  Знакомство с областями применения аминов начинает со слов:

 «...Замечательные шелковые и шерстяные ткани и многие другие предметы, окрашенные в самые прекрасные цвета, радующие человеческий глаз. 
     В детстве мы удивлялись, глядя на фокусника, который из одной и той же бутылки мог налить десяток разных напитков. Но разве теперь взрослые не должны останавливаться в изумлении перед химиком, который из одной и той же каменноугольной смолы получает по своему выбору сотню различных красителей! 
     Это, в самом деле, чудесно! Замечательное достижение, которому техника обязана науке – химии». 
     О чем это идет речь? Может быть, речь идет о выставке новых изделий легкой промышленности в наше время? Нет, речь идет... о Международной выставке 1862 года в Лондоне, а приведенные строки принадлежат перу одного из крупнейших химиков того времени – Августа Гофмана. 
Слайд 28

Далее предлагает,  на уроке заслушать сообщения обучающихся о применении аминов только в одном из направлений их использования – в качестве красителей.

6. Возвращается к проблемному вопросу. Предает  вспомнить два видеофрагмента  и  снова ответить  на вопросы:

1) Что общего между двумя видео фрагментами.

2) Как видео фрагменты связаны с темой урока?

Подчеркивает практическую значимость изученного материала в настоящее время в повседневной жизни.

3) Используют ли сейчас анилиновые красители?

Показывает видео – Как покрасить джинсы («варёнки»)

Сравнивают формулы аминов и аммиак на слайде презентации, формулируют определение классу «Амины»,  записывают в тетрадь

Записывают классификацию аминов в тетрадь,  выполняют задание 1,  после выполнения задания выполняют самопроверку и самооценку.

Записывают правила номенклатуры,  выполняют задание 2,  после выполнения задания выполняют самопроверку и самооценку

Переносят  таблицу в тетрадь.

 Приложение 1

признаки сравнения

метиламин

анилин

формула

СН3NH2

C6H5NH2

физ-ие св-ва

хим-ие св-ва

получение

применение

Читают §25.1, заполняют таблицу.

Смотрят видео, заполняют таблицу.

Выполняют самопроверку и самооценку

Один обучающийся на доске составляет схему строения ат. N

Слушаю объяснения преподавателя.

Слушают, заполняют таблицу

Смотрят видео, заполняют таблицу.

Выполняют самопроверку и самооценку

Отвечают на вопрос, слушают объяснение

Записывают уравнения реакции горения, расставляют коэффициенты

Слушают объяснения, смотрят видео, заполняют таблицу

Выполняют самопроверку и самооценку

Читают §25.1, заполняют таблицу.

Выполняют самопроверку и самооценку

Выступают с сообщениями о получении первых красителей:

- индиго Слайд 29

- пурпур Слайд 30

-желтый краситель Слайд 31

(Приложение 2)

( возможно и о других красителях)

Отвечают на вопросы, сравнивают предполагаемые ответы в начале урока и после изучения нового материала

Личностные: осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

Коммуникативные: формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; характеризовать основные методы познания – наблюдение

 Регулятивные:объективно оценивать информацию о веществах, химических процессах и их применении

П

ОД
В
Е
Д
Е
Н

И

Е

И

Т

О

Г

О

В

Закрепление

5

Подвести итоги работы, обсуждение своих успехов в достижении цели урока

Провести инструктаж по домашнему заданию

1.Предлагает повторить и проанализировать успешность выполнения отдельных этапов урока и  результатов самопроверки.

2. Возвращается к проблемному вопросу и подчеркивает значимость анилиновых красителей в окрашивание тканей

3. Предлагает составить синквейн – тема «Анилин» Слайд 33

4.Объясняет выполнение домашнего задания. Обращает внимание на дополнительное задание. Слайд 34,35

На оц. «3»

1) §25.1 стр.360- 366 читать, задания стр. 366 №1,2, 5, 6

2)  На ресурсах интернета найти применение аминов в медицине (лекарственные препараты), полимерные материалы

На оц. «4» и «5»

1) §25.1 стр.360- 366 читать, контрольные вопросы стр. 366 №1,2, 5, 6

2) На ресурсах интернета найти применение аминов в медицине (лекарственные препараты), полимерные материалы

3)  §25.1 стр. 366 №10 (задача)

4) Практическое задание: окрасить кусочек ткани анилиновым красителем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

Изучите ресурсы интернета и ответьте на вопрос: Слайд 35

1. Ш(с)ибори (скручивание) (техника Тай Дай) - одним из способов окрашивания ткани. Цвет может быть нанесён  анилиновыми и акриловыми красителями. В чем особенность нанесения этих красителей.

2. Можно ли изделия, выполненные способом окрашивания шибори назвать произведениями искусства?

Отвечают на поставленные вопросы, составляют синквейн

Анализируют свою деятельность на уроке

Воспринимают информацию по домашнему заданию

Личностные: осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

Регулятивные:

коррекция знаний и умений, оценивание; планирование выполнения домашнего задания  

Рефлексия

2

Оценить собственную деятельность на уроке

Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности

Предлагает обучающимся продолжить одну из фраз Слайд 36

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

Формулируют конечный результат своей работы

Личностные: приобретение обучающимися навыков самооценки, навыков рефлексии

Приложение 1

Сравнительная характеристика аминов

признаки сравнения

Метиламин - алифатический амин

Анилин – ароматический амин

формула

СН3NH2

C6H5NH2

физ-ие св-ва

хим-ие св-ва

получение

применение

Приложение 2

Материалы для сообщений обучающихся

        Анилиновые красители представляют собой искусственные красители, которые относятся к группе соединений ароматического ряда.

        Хозяйки во времена Советского Союза часто применяли красители для различных бытовых целей – например, для преображения состарившихся вещей и для придания им второй жизни посредством покраски в другие более насыщенные цвета. Но весь этот креатив обладал одним основным недостатком – окрашенные вещи быстро утрачивали свою яркость при попадании солнечных лучей и при стирке. Несмотря на это, анилиновые красители для ткани давали возможность экспериментировать, к примеру, с узелковыми техниками окрашивания.

        Материалы и ткани, окрашенные при помощи анилиновых красок, совсем не опасны для здоровья человека. Но работа с порошком или концентратом потребует большого внимания и аккуратности, так как, несмотря на всю безопасность, анилин имеет долю ядовитых веществ в своем составе. Таким образом, во время работы понадобиться соблюдать следующие несложные меры предосторожности:

1) Всегда надевать резиновые перчатки и не допускать попадания краски на открытый участок кожи.

2) Емкость с краской должна быть хорошо закрыта.

3) Если для работы используется порошковый анилиновый краситель лучше работать в респираторе.

4) После завершения работы посуду, где готовился раствор, лучше выбросить.

 

        Цвет индиго имеет свою длинную историю, которая корнями уходит в Дохристианскую эпоху. Название «Индиго» происходит от греческого «Индикон» (Indikon), что означает «красящее вещество из Индии». Пигмент получали из растений, содержащих краситель индиготин. В Европе это было растение Вайда красильная. Для получения красящего вещества измельчали листья растения, затем вымачивали их в горячей воде до начала процесса ферментации, в результате которого вода приобретала жёлтый цвет. Остатки листьев отфильтровывались, а воду выливали в неглубокие ёмкости. В результате на дне и стенках ёмкостей образовывался синий осадок, его соскабливали, формовали в брикеты и оставляли сохнуть. В дальнейшем, чтобы сделать краску, измельчали часть полученного брикета и смешивали со связующим, например воском или яйцом.

        Другой краситель – знаменитый пурпур – древние добывали из особой улитки багрянки, водившейся в Средиземном море. 

        В одном греческом мифе рассказывается, будто однажды собака Геркулеса набросилась на эту улитку, начала ее кусать, но порезала себе десны о край раковины и окрасила мантию моллюска своею кровью. 

В действительности сама улитка не окрашена. Ремесленники измельчали ее тело с водой и полученным соком пропитывали ткань, которую затем развешивали на воздухе. При окислении кислородом воздуха сок багрянки окрашивался в пурпурный цвет. Из десяти тысяч улиток можно было получить немногим более одного грамма красителя; не удивительно, что он ценился дороже золота... 

        Основным желтым красителем древнего Востока, Греции и Рима был шафран – тот самый шафран, который и в наше время иногда добавляют в тесто, чтобы придать ему сдобный вид. В Риме шафраном красили улицы, по которым император возвращался с победоносной армией. И позже, в Европе, шафран ценился весьма высоко. Известен даже итало-швейцарский военный конфликт, в котором главным военным приобретением были не земли, золото или прекрасные королевны, а всего лишь... 800 фунтов шафрана.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия в 9 классе по химии " Сравнительная характеристика неметаллов 4 – А группы. Углерод".

Данный материал содержит технологическую карту урока по химии с использованием ИКТ-технологии, технологии критического мышления, личностно-ориентированного обучения....

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...

Технологическая карта бинарного занятия по дисциплинам Иностранный язык и Организация безопасности перевозок

Действия персонала при получении информации о наличии взрывного устройства в здании аэровокзала или ином сооружении аэропорта с применением знаний иностранного языка. Дифференцированный зачет по инос...