Технологическая карта урока по теме: "Аммиак и его свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Кусанова Айслу Юлаевна

Технологическая карта урока по тиеме: "Аммиак и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ammiak_i_ego_svoystva.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Аммиак и его свойства»

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

1. Мотивировать к учебной деятельности.

Цели этапа: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к нормативным требованиям учебной деятельности

Называют, чем занимаются исследователи, какие качества им нужны

Здравствуйте, ребята, меня зовут АЮ, я очень рада вас видеть. Я уверена, что на сегодняшнем уроке-исследовании у нас все получится!

Я предлагаю вам побыть в роли ученых- исследователей, и как знать, возможно, кто – то из вас заинтересуется химией и свяжет свою будущую профессию с этим предметом.

Итак, представим, что наш класс – научно-исследовательский институт. В институте 4 лаборатории с полным штатом научных сотрудников. В каждой группе есть: руководитель лаборатории – руководить работой сотрудников, а все остальные – эксперты (номер 1, номер 2, номер 3, номер 4). Именно по порядку вы будете представлять все свои  отчеты.

Чем занимаются ученые?

Задают вопросы. Выдвигают предположения. Ищут ответы на эти вопросы. Наблюдают, проводят опыты. Проверяют свои догадки. Делают выводы.

2. Актуализировать знания и фиксировать затруднения в пробном действии.

Цель этапа: повторить изученный материал, который необходим, чтобы открыть новое знание

Вспоминают пройденный учебный материал. Отвечают на вопросы

Вы уже многое узнали о химических элементах, я предлагаю вспомнить характеристику одного из них - азота. А для этого нам пригодятся ПСХЭ Д.И. Менделеева.

  1. Положение в ПС: группа и период.
  2. Строение атома: общее количество электронов, количество заполняемых электронами энергетических уровней, количество электронов на последнем энергетическом уровне.
  3. Элемент азот – металл или неметалл, формула высшего оксида, характер оксида (кислотный или основный)
  4. Наивысшая и наименьшая степень окисления азота в соединениях.

(Отвечают)

Благодарим экспертов номер 1 за проделанную работу. Повторив предыдущую тему урока, мы вспомнили свойства азота, а теперь можем перейти к следующему этапу. И я хочу рассказать вам одну историю об одном удивительном веществе.

Определяют тему урока. Фиксируют индивидуальное затруднение – «я не знаю»

Знакомятся с планом

Это вещество имеет древнюю историю.  Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ.

В средние века этот газ называли «щелочной воздух», а его раствор и сейчас называют  «нашатырный спирт».

На основе общих признаков, предположите, о каком веществе идет речь. Правильно – аммиак.

Итак, вещество, о котором пойдет речь на нашем уроке – аммиак.

Сегодня на уроке мы познакомимся с  удивительным веществом и его  уникальными свойствами, использование которого, может принести пользу или навредить.

Давайте вместе выделим цель нашего урока

Цель урока: исследовать строение и свойства аммиака.

А при проведении любого исследования обязательно должен быть план. Попробуем составить план исследования по изучению нового вещества, его признаков и свойств.

  1. Изучить теорию по теме и выделить основные признаки
  2. Провести исследование по свойствам вещества.
  3. Поделиться знаниями по проделанному исследованию.
  4. Зафиксировать полученную информацию в рабочие тетради.

Ну что, приступим?

(Ответы учеников)

3. Выявить места и причины затруднений

Цель этапа: анализировать возникшую ситуацию и выявить места и причины затруднений

Обсуждают проблемную ситуацию

Давайте проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.

Называют шаги учебной деятельности

Для того чтобы провести полное исследование у нас будут работать 4 лаборатории. Каждая лаборатория работает по своему направлению.

Первая лаборатория "Физическая" расскажет нам о физических свойствах исследуемого вещества.

Вторая лаборатория "Химическая" - покажет нам взаимодействия с веществами.

Третья лаборатория "Биологическая" проанализирует влияние на организм человека

Четвертая лаборатория "Синтез" – поделится с нами информацией о получении и использовании аммиака.

В каждой лаборатории есть один руководитель лаборатории, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий, и 3-4 эксперта, роль которых заключается в поиске, обработке и анализе информации.

Этап 5. Реализовать опыты

Цель этапа: построить новый способ действий и применить его, когда решаем задачу, которая вызвала затруднение, и задачи подобного типа

Слушают правила работы в группе

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают исследователи:

1. Внимательно читайте задания, следуйте инструкциям;

2. Работайте быстро, дружно, прислушиваясь к мнению каждого;

3.Точно выполняйте возложенную на вас роль.

4. Успех команды зависит от каждого из вас.

6. Закрепить знания первично, проговорить.

Цель этапа: учащиеся усваивают новый способ действия при решении типовых задач

Работа в группах (___ минут)

Во время работы я буду находиться рядом, и консультировать вас.

Время на работу лаборатории – 3 минуты.

Время работы лабораторий подходит к концу, и прежде чем руководители лабораторий предоставят отчет,  прошу вас обратить внимание на модель молекулы аммиака.

1. Изобразите электронную и структурную формулу аммиака (стр 210)

                                             

2. Определите химическую связь в этой молекуле (между атомом водорода и азота - ковалентная полярная), между молекулами аммиака (водородная).

3. Какую пространственную форму имеет молекула аммиака? (Молекула аммиака имеет форму правильной пирамиды: в углах треугольника находятся атомы водорода, а в вершине пирамиды – атом азота. Угол  между связями Н-N-Н равен 107.)

4. Кристаллическая решётка (Молекулярная)

Ну а теперь прошу руководителей лабораторий  каждой группы подготовить материал для отчета. Отчет предоставляется в устной форме. На каждую лабораторию выделяется по одной минуте

А теперь, чтоб запомнить и структурировать, полученную информацию мы с вами применим, такую технологию, как интеллект-карта.

Интеллект-карта – это графическое изображение материала в виде общей схемы, для лучшего запоминания и воспроизведения нового материала.

Работать мы будем у доски, а сотрудники лабораторий фиксируют  материал в индивидуальных научных журналах, а в обычной жизни - тетрадях.

7. Включить новое знание в систему и повторить.

Цель этапа: повторить и закрепить ранее изученное, подготовиться к следующим разделам курса, выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Слушают учителя

8. Рефлексировать учебную деятельность.

Цель этапа: учащиеся самооценивают результаты своей учебной деятельности, осознают методы построения и границ применения нового способа действий

Слушают инструктаж по домашнему заданию. Высказываются одним предложением, выбирают начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Для проведения эксперимента мне понадобятся два эксперта.

Лабораторный опыт, подтверждающий свойства раствора аммиака в воде.  

NH4OH + FeCl3 → Fe(OH)3(бурый осадок) + NH4Cl

NH4OH + (фенолфталеин) + H2SO4 → H2O + (NH4)2SO4 (обесцвечивание раствора)

Оценивают себя

В рамках нашего исследования каждый научный сотрудник  проявил такие качества, как любознательность, старание, ответственность, трудолюбие и показали большой интерес к такому замечательному предмету, как химия.

 Поэтому получаете звания "знатоки химии" и награждаетесь почетным значком. Попрошу руководителей лабораторий получить награды для своих сотрудников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Алюминий, его химические и физические свойства"

Технологическая карта урока позволяет использовать разнообразные технологии для организации образовательного пространства. Используя карту можно четко формулировать цель и задачи каждого  этапа ...

Технологическая карта урока математики на тему "Буквенная запись свойств сложения и вычитания".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИШкола МБОУ Гордеевская СОШУчитель Грошек Т.В.Предмет Математикакласс5№ урока30Тема урокаБуквенная запись свойств  сложения и вычитания.Цели урокаНаучит упрощ...

Технологическая карта урока "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Класс 5. Урок 22. Тема  «Сложение натуральных чисел и его свойства»  ( п. 6) (4-й урок по данной теме). урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока технологии "Текстильные материалы и их свойства" 5 класс

Урок раздела материаловедение. Изучение темы носит ознакомительный и исследовательский характер...

технологическая карта урока в 6 классе "Применение распределительного свойства"

Класс:  6Учебник:  Виленкин Я.Н.Тема: «Применение распределительного свойства умножения»Цель урока:Закрепить и усовершенствовать знания по данной теме. Научить применять рас...

Технологическая карта урока "Умножение натуральных чисел и его свойства"

Тема: «Умножение натуральных чисел и его свойства»Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и уменийФорма проведения урока: урок-практикумВремя проведения: I четвертьУчастники: 5 к...