Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организация класса. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) Цель: -создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность; |
Готовятся к работе.
| Приветствует гостей. Включает в деловой ритм, создаёт положитель- ный эмоциональ- ный настрой.
| - Добрый день! Я рада видеть Вас на уроке. - Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку? -Что ещё необходимо для успешной работы на уроке? |
| Личностные: самоорганизация
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока (7 мин) Цель: 1.Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме. 2.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности. | Вспоминают изученный материал, применяют полученные знания в практической работе, рассуждают о требованиях к одежде Составляют план достижения цели и определяют средства. | Выявляет уровень знаний, ведет с учащимися диалог, в ходе которого учащиеся выявляют возникшие затруднения. Подводит учащихся к теме и цели урока. Учитель пошагово предлагает ученикам составить алгоритм работы . | - Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. - Вспомните, о каких текстильных волокнах вы узнали на уроках? (слайд 1) - Вспомните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей. (слайд 2) - Перед вами на парте лежат образцы тканей. Определите, какая ткань хлопчатобумажная, а какая льняная? - Молодцы! - Вы любите красиво одеваться? - Одежда, которую вы носите должна быть какой? - А какой должна быть одежда для школьника? - Что необходимо, чтобы она соответствовала перечисленным вами требованиям? (А ещё?) -Конечно, ткань должна обладать определёнными качествами, а точнее свойствами. И мы должны знать об этих свойствах, чтобы правильно подобрать ткань для определенной модели. - Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани? - Какой будет тема урока? (Свойства тканей) -Все натуральные и химические ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени. - А есть ли у вас желание изучить, как проявляют свойства хлопчатобумажные и льняные ткани? -Какую поставим цель? - Цель урока: - Познакомиться и изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
- Как вы думаете, как можно познакомиться со свойствами тканей и изучить свойства тканей? -Попробуйте предположить.
| Понимать для чего необходимо знать о свойствах тканей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные: осознание своих возможностей
Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в коллективе
Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать цели |
III. Открытие нового знания. (7 мин) Цель: Формирование представления детей о свойствах тканей и признаках разделения свойств на группы. | Слушают, запоминают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, устанавливают логическую связь между свойствами и признаками разделения их на группы. | Изложение учебного материала с использованием презентации, диалог с учащимися. | - Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой.
- Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, вида переплетения и особенностей отделки.
- Все свойства тканей можно разделить на три группы.
Механические свойства: - Прочность – способность ткани противостоять разрыву. Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи. - Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости волокон. - Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Ткани проявляют эти свойства при воздействии внешних сил. - Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода и т.д.)
Гигиенические (физические) свойства тканей -Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека) - Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге. - Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Например, зимняя одежда должна защищать от холодного воздуха, а летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко. - Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность ткани, тем теплее одежда. Технологические свойства тканей – свойства, проявляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО. - Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия ,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать. - Усадка Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали? – это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке. - И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.
- Но проявляют эти свойства ткани в различной степени.
| Знать свойства тканей, понимать признаки разделения свойств на группы. | Личностные: осознание значимости темы Регулятивные: принимают учебную задачу, сохраняют, решают Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учеником, слушают, слышат друг друга, составляют связные высказывания Познавательные: логические умения (сравнивают, анализируют, классифицируют)
|
IV. Физкультминутка (2мин) Цель: Снятие физического и умственного напряжения. |
Учащиеся выполняют упражнения |
Учитель показывает упражнения для формирова- ния правильной осанки. |
| . |
|
V.Этап закрепления (первичное закрепление и примение знаний) Исследовательская работа с самопроверкой по эталону. (15 мин)
Цель: Проговаривание нового знания, применение на практике.
| Выполняют задание в группе, используя инструкцион- ные карты; фиксируют результаты своей работы.
| Организует выполнение задания, инструктирует по правилам т/б, корректирует работу учащихся, демонстрирует проведение опыта по определению «усадки» ткани.
| -Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют эти свойства х/б и льняные ткани. -Для этого вы будете работать в группах. Чтобы работа была успешной нужно соблюдать правила: 1.Выбрать организатора группы. 2. Выбрать секретаря и хранителя времени. 3. Выбрать оратора (выступающего). 4. Все члены группы равны. 5. Все должны проявлять активность в работе. 6. Нести ответственность за результат работы.
- После проверки работы вам необходимо заполнить оценочный лист. Ф.И. | Само оценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты, инструкционные карты. - Руководствуясь инструкционными картами, проведите работу и запишите результаты в таблицу: « Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
Свойства тканей | Хлопчато бумажные | Льняные | Механические: - прочность -сминаемость - драпируемость |
|
| Гигиенические: - гигроскопичность - теплозащитность - воздухопроницаемость |
|
| Технологические: - осыпаемость нитей - усадка |
|
|
-Так же не забывайте соблюдать правила техники безопасности.
- Для того чтобы проверить Усадку, я проведу опыт сама - Беру лоскутки тканей размером 10х10 см, пропитываю образцы водой, отжимаю, высушиваю с помощью утюга. - Сравниваю размеры образцов, накладывая их на квадрат из бумаги (10х10 см). - Делаем вывод: усадка значительная. Воздухопроницаемость мы на уроке проверить не сможем, для этого нужно специальное оборудование, поэтому запишем готовые результаты. Теплозащитность вы можете определить исходя из своего опыта.
| Уметь определять свойства тканей, работая по инструкцион ной карте. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение планировать свою трудовую деятельность
|
VI. Обобщение и систематизация знаний (4 мин)
Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (таблица).
| Озвучивают получившиеся результаты, сравнивают результаты соей работы с эталоном, фиксируют правильные результаты в таблице.
| Выслушивает, корректирует, оценивает результаты работы учащихся.
| - Итак, работу вы закончили. Проверим ваши результаты с эталоном.
Свойства тканей | Хлопчатобумажные | Льняные | Механические: - прочность -сминаемость - драпируемость |
-средняя -средняя - малая |
- высокая - большая - малая | Гигиенические: гигроскопичность
теплозащитность воздухопроницаемость |
- высокая
- средняя - высокая |
- выше, чем у х/б - малая - средняя | Технологические: - осыпаемость нитей - усадка |
- слабая - значительная |
- средняя - значительная |
| Знать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. |
Регулятивные: коррекция и оценка Коммуникативные: умение выразить мысли Познавательные: логические умения |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: - зафиксировать новое содержание урока, - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Организует рефлексию. Организует оценку и самооценку учебной деятельности. |
- Какая была цель урока?
- Удалось ли ее достигнуть?
- Каким способом?
- Что понравилось на уроке, что не понравилось?
- Чему вы сегодня научилась?
- Над чем ещё необходимо поработать?
- Где вы можете применить новые знания?
- Молодцы! Спасибо за работу.
|
| Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку, осознанность учения |