Рабочая программа пропедевтического (вводного) курса «Занимательная химия»
рабочая программа по химии (7 класс)

Коликова Ольга Юрьевна

Изучение вводного курса «Занимательная химия» в 7 классе направлено на достижение следующих целей: подготовить учащихся к изучению нового учеб­ного предмета; создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета; сформировать предметные знания, экспериментальные умения и на­выки. Программа курса построена на основе межпредметных связей с курсами физики, биологии, географии и математики. Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: проведение домаш­него химического эксперимента, подго­товка сообщений для ученических конференций, за­щита проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_himiya_7_klass_.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Утверждена

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе Ломинцевской средней школы №22 им. В.Г. Серегина

Директор Ломинцевской средней школы №22 им. В.Г. Серегина

________________ /М.В. Зайцева

________________ /А.С. Копылова

«_______» ___________________ 2022

«_______» ___________________ 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ломинцевская средняя школа №22 имени Героя Советского Союза

 В.Г. Серегина»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная химия»

7 класс

Учитель: Коликова О.Ю.

Принято на педагогическом совете

протокол №1 от «______» _________ 2022

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла

протокол №___ от «____» _________ 2022

2022/2023 учебный год

Рабочая программа пропедевтического (вводного) курса «Занимательная химия»,

7 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

– Программа пропедевтического курса для основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2007 г.

– Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2010 г.

– Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». – М.: Дрофа, 2010 г.

– Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: рабочая тетрадь. 7 класс. –  М.: Дрофа, 2010 г.

– Габриелян О.С., Аксёнова И.В. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна «Химия. Вводный курс. 7 класс». – М.: Дрофа, 2010 г.

Изучение вводного курса «Занимательная химия» в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

– подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;

– создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;

– сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь, расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;

– показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;

– интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

        

Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.

Курс состоит из четырех частей, и каждая часть решает следующие задачи:

1. «Химия в центре естествознания»:

1. Позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета.

2. Способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.

2. «Математика в химии»:

1. Позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).

3. «Явления, происходящие с веществами»:

1. Дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.

4. «Рассказы по химии»:

1. Способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

Химия – наука экспериментальная, поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза» и «вывод».

Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера.

Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.

Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез.        

Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии и математики.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта.

Место предмета в учебном плане  

Согласно утвержденному учебному плану школы на изучение пропедевтического курса «Занимательная химия» отведен 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана на 35 учебных часов в год. В рабочую программу внесено изменение: добавлен 1 час на изучение курса в конце года в виде заключительного занятия для подведения итогов, так как авторская программа рассчитана на 34 часа. Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен:

знать /понимать:

 химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

– важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;

– основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

– важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;

уметь:

 называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

– определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;

– характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

– объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

– выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;

– проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

– определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

– экологически грамотного поведения в окружающей среде;

– безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

– приготовления растворов заданной концентрации в быту.

Содержание программы по химии 7 класс

Глава I. Химия в центре естествознания (11часов)

Химия как часть естествознания. Предмет химии

Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.

Моделирование

Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Химические знаки и формулы

Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

Химия и физика

Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.

Химия и география

Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии

Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

Демонстрации

– Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение».

– Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

– Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.

– Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

– Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

– Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.

– Коллекция   минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).

– Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита – мел, мрамор, известняк).

– Коллекция   горючих   ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Демонстрационные эксперименты

– Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

– Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

– «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

– Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Лабораторные опыты

– Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.

– Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

– Диффузия перманганата калия в желатине.

– Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

– Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

– Определение содержания воды в растении.

– Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

– Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

– Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).

– Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду

– Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

Домашние опыты

– Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.

– Диффузия сахара в воде.

– Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

– Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.

Практические работы

№ 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

№ 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Глава II. Математика в химии (9 часов)

Относительные атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).

Чистые вещества и смеси

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

Объемная доля газа в смеси

Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.                             

Массовая доля вещества в растворе

Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Демонстрации

– Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него.

– Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

– Коллекция нефти и нефтепродуктов.

– Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.).

– Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.

– Коллекция «Минералы и горные породы» (образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей).

Домашние опыты

Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.   

Практические работы

№ 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Глава III. Явления, происходящие с веществами (11 часов)

Разделение смесей

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и па производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

Дистилляция, или перегонка

Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций

Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

Демонстрации

– Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.

– Респираторные маски и марлевые повязки.

– Противогаз и его устройство.

– Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Демонстрационные эксперименты

– Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

– Разделение смеси порошка серы и песка.

– Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

– Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.

– Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

– Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

– Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.

– «Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца (IV)).

– Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

– Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.

– Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

– Взаимодействие хлорида железа с желтой   кровяной солью и гидроксидом натрия.

– Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

Лабораторные опыты

– Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

– Изучение устройства зажигалки и пламени.

Домашние опыты

– Разделение смеси сухого молока и речного песка.

– Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

– Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

– Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

– Приготовление известковой воды и опыты с ней.

– Изучение состава CMC.

Практические работы

№ 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

№ 5. Очистка поваренной соли.

№ 6. Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент).

Глава IV. Рассказы по химии (4часа)

Ученическая конференция

Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся).

Конкурс сообщений учащихся

Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.

Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций)

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

По программе  О. С. Габриеляна

По рабочей программе

Контрольных,

практических работ

1

Химия в центре естествознания.

11

11

Пр. р. № 1, Пр. р. № 2

2

Математика в  химии

9

9

Пр. р. № 3, К. р. № 1

3

Явления, происходящие  с веществами

11

11

Пр. р. № 4, Пр. р. № 5, Пр. р. № 6, К. р. №2

4

Рассказы по химии

3

4

Итого:

34

35

К. р. – 2, Пр. р. – 6

                               

Календарно-тематическое планирование пропедевтического (вводного) курса «Занимательная химия»

7 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)

урока

урока в

теме

Тема урока

Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков

Практические и контрольные работы,

лабораторные опыты

Оборудование

Домашнее задание

ГЛАВА I.   ХИМИЯ   В ЦЕНТРЕ   ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов)

Задачи изучения темы:

1. Позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета.

2. Способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.

1

1

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Инструктаж по ТБ.

Естествознание – комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Д. Коллекция разных предметов, и ли фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства – применение».

Пробирки, образцы веществ для исследования физических свойств

§ 1.

Составить простой план § 1.

2

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени

Спички, спиртовка, сухое горючее

§ 2.

Подготовка к практической работе № 1 (стр. 14).

Нарисовать знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов.

3

3

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности». Инструктаж по ТБ.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения.

Практическая работа № 1

Пробирки, колбы, воронки, цилиндры, ступка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания

Оформить отчет о работе.

Подготовка к практической работе № 2.

4

4

Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки». Инструктаж по ТБ.

Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами.

Практическая работа № 2

Спиртовка, спички, лучинка, стеклянная трубка, фарфоровая пластина

Подготовка  до кладов по темам: «Из истории изобретения электрофорной машины», «История появления глобуса».

5

5

Моделирование.

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения).

Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических  решеток

Глобус, карта, муляжи органов и систем органов растений, животных и человека, модели кристаллических решеток, молекул

§ 3.

Выучить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S).

6

6

Химические знаки и формулы.

Химический элемент. Химические знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества.

Д. Шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.

Шаростержневые модели молекул веществ, пластилин,

ПСХЭ

§4. Домашний опыт «Изготовление моделей молекул веществ из пластилина».

Выучить символы и названия элементов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn).

7

7

Химия и физика.

Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Д. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия перманганата калия в желатине.

Модели кристаллических решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант

§ 5.

Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине».

8

8

Агрегатные состояния

веществ.

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Д. Вода в трех агрегатных состояниях. Твердые вещества.

ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

Пластиковая бутылка, весы, разновесы, лед, вода

§ 6.

Подготовка кратких сообщений о минералах. Задание 8 (стр. 41).

9

9

Химия и география.

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Д. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита – мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Л. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

Коллекция минералов и горных пород, горючих ископаемых, лупа

§ 7.

Найти в сказах П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок» описание минералов.

10

10

Химия и биология.

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы и витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

ДЭ. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.

Л. Определение содержания воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).

Д. Таблица «Животная и растительная клетка».

Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальная  бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, спиртовой раствор йода

§ 8.

Домашний опыт «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках)».

11

11

Качественные реакции в химии.

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Известковая вода, стеклянная трубка, образцы пищевых продуктов, вода, спички, лучина, таблица Органы чувств

§ 9.

Домашний опыт «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов)

Задачи изучения темы:

1. Совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).

12

1

Относительные атомная и молекулярная массы.

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Д. Шкала объектов (замок – человек, человек – яблоко, яблоко – гусеница, гусеница – амеба, амеба – белок, белок – ДНК, ДНК – молекула воды, молекула воды – атом водорода).

ПСХЭ, алгоритм вычисления масс

§10.

13

2

Массовая доля элемента в сложном веществе.

Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

Алгоритм вычисления массовой доли элемента

§ 11.

 Вопросы 4, 5 (стр. 65)

14

3

Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Д. Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.)

Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС

§ 12.

Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам.

15

4

Объемная доля газа в смеси.

Понятие об объемной доле компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной

доле и наоборот.

Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.

Алгоритм решения задач, диаграммы

§ 13.

Составление диаграмм: состав вдыхаемо го и выдыхаемого воздуха.

16

5

Массовая доля вещества в растворе.

Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с  использованием этих понятий.

Алгоритм вычисления массовой доли вещества

§ 14.

Подготовка к практической работе № 3    (стр. 77)

17

6

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 3

Шпатель, колбы, весы, разновесы, стакан, мерный цилиндр, соль, сахар, вода

Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля».

18

7

Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Д. Коллекция «Минералы и горные породы».

ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.

Коллекция «Минералы и горные породы», этикетки от бытовых и фармацевтических препаратов

§ 15.

Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам

19

8

Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии».

Задания на карточках

Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Математика в химии».

20

9

Тестирование № 1 по теме «Математика в химии».

Тестирование № 1

Индивидуальные задания на карточках

ГЛАВА   III.   ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов)

Задачи изучения темы:

1. Дополнить сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.

21

1

Разделение смесей. Простейшие способы разделения смесей. Практическая работа № 4 «Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент)».

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.

ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование. 

ДО. Разделение смеси сухого молока и речного песка.

Вода, масло, мука, сахар, сито, делительная воронка, стаканы, песок, сера и железные опилки

§16 (стр. 83 85).

Домашний опыт «Разделение смеси сухого молока и речного песка». Практическая работа № 4 «Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент)».

22

2

Фильтрование.

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

ДЭ. Фильтрование. Разделение смеси воды и речного песка.

Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки.

 Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.

 ДО. Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

Песок, вода, фильтр, марля, ножницы, нитки, салфетки бумажные,  респиратор, противогаз

§16 (стр. 86 87).

Изготовление марлевой повязки. Предложить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация». Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д. Зелинский».

23

3

Адсорбция.

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля.

Д. Противогаз и его устройство.

ДО. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

Уголь активированный, раствор пепси-колы, кукурузные палочки, одеколон, противогаз

§16 (стр.87  89).

Домашний опыт «Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси- колы»,  «Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ».

24

4

Дистилляция.

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чаш ки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор.

ДО. Очистка воды.

Учебный дистиллятор, Коллекция «Нефть и нефтепродукты», таблица «Переработка нефти»

§17.

Домашний опыт «Очистка воды».

25

5

Обсуждение результатов практической работы № 4 «Выращивание кристаллов соли (домашний опыт)».

Этапы выращивания кристаллов соли.

Подготовка к практической работе № 5 «Очистка поваренной соли» (стр. 96).

26

6

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Очистка поваренной соли». Практическая работа № 6 «Изучение процесса коррозии железа (домашний опыт)».  

Практическая работа № 5

Стаканы, воронка, фильтр, лабораторный штатив, соль, песок, фарфоровая чашка, вода, стеклянная палочка

Практическая работа № 6 «Изучение процесса коррозии железа (домашний опыт)».

27

7

Химические реакции.  Условия протекания и прекращения химических реакций.

 

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Д. Устройство кислотного огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор диоксид марганца IV).

Растворы кислоты, известковой воды, мрамор,  железо, сера, асбестовая сетка

§18.

Домашний опыт «Изготовление самодельного огнетушителя».

28

8

Признаки химических реакций.

Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла.

ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Воз гонка йода. Выделение газа из раствора.

Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора йода.

ДО. Приготовление лимонада.

Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка

§ 19.

Домашний опыт «Приготовление лимонада».

29

9

Обсуждение результатов практической работы № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт).

Процесс коррозии железа. Условия, вызывающие коррозию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народному хозяйству.

Подготовить доклады на тему «Выдающиеся  русские ученые-химики» к конференции.

30

10

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами». Подготовка к тестированию №2.

Задания на карточках

Подготовка к контрольной работе № 2.

31

11

Тестирование № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами».

Тестирование № 2

Индивидуальные задания на карточках

Подготовить проекты на тему «Исследования химических реакций».

ГЛАВА IV.  РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 часа)

Задачи изучения темы: 

1. Способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

32

1

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева,

А.М. Бутлерова.

Вклад, внесенный русскими учеными – химиками в развитие химии.  Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова.

Портреты ученых М.В. Ломоносова,

Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова и др.

Стр. 111 – 122.

 Подготовить сообщение «Мое любимое химическое вещество» (об открытии, получении и значении выбранного химического вещества).

33

2

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.

Многообразие химических веществ.

Книги для дополнительного чтения по химии, презентации о химических веществах

Стр. 123 – 145.

Завершить проекты на тему «Исследования химических реакций».

34

3

Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций.

Выставка работ учащихся

Стр. 146 – 154.

35

4

Заключительный урок. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина.

Задания химической викторины, карточки, жетоны, призы

Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

1. Габриелян О.С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А.К. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2010 г.

2. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». – М.: Дрофа, 2010 г.

Дополнительная литература:

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.

2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2005 г.

3. Булычева Н.В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. – 1997 г. – № 3. – стр. 70 –72.

4. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5 – 6 кл: методическое пособие. – М.: Дрофа, 1995 г.

5. Загорский В.В. Огни потешные.  Фейерверк: история, теория, практика. – М.: Школа им. А.Н. Колмогорова «Самообразование», 2000 г.

6. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию /Авт. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Mypaвьев. – СПб.: Крисмас, 2003 г.

7. Камни мира. – М.: Аванта+, 2001 г.

8. Краузер Б., Фримантл М. Химия: лабораторный практикум. – М.: Химия, 1995 г.

9. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8 – 9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005 г.

10. Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995 г.

11. Химия. Интересные уроки. / Авт.-сост. В.Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005 г.

12. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2004 г.

13. В.А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 2003 г.

 14. Химия в таблицах: А.Е. Насонова. – М.: Дрофа, 2004 г.

15. Химия в формулах: В.Г. Иванов, О.Н. Гева. – М.: Дрофа, 2004 г.

16. 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр. – М.: Просвещение, 1994 г.

17. Что мы знаем о химии? Ю. Н. Кукушкин. – М.: Высшая школа, 1993 г.

18.  Проектная деятельность учащихся. Химия: Н.В. Ширшина. – Волгоград: «Учитель», 2007 г.

Интернет-ресурсы:

http://him.1september.ru/ Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://www.openclass.ru/   сайт образовательный Открытый класс

http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру  ( презентации, разработки…)

http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо

http://www.uroki.net/   все для учителя на сайте Уроки.нет

http://www.rusedu.ru/subcat_37.html  архив учебных программ и презентаций РусЕду

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница  Википедия на русском языке

http://window.edu.ru/  Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

http://festival.1september.ru/  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.uchportal.ru/  Учительский портал

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа по элективному курсу по химии "Тайны воды"

Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г.

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г. Программа рассчитана на 68 ч (по 34 ч в год, 1 ч в неделю)...

Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"

Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...

Рабочая программа модульного дополнительного курса по химии для 9-10х классов

Программа данного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов химии, которые входят в содержание государственной итоговой аттестации по химии за курс основной и средней школы. Курс дополняе...

Рабочая программа по дополнительному курсу «Занимательная математика»

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающ...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса, «Занимательный английский», 5 класс

Предлагаемая программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики  для внеурочных занятий осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения английского языка и языково...