Разработка урока для 10 класса по теме "Гомология и изомерия"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 10 класса (базовый уровень) общеобразовательных школ.
Изучение темы "Гомология, изомерия" имеет большое теоретическое и практическое значение для дальнейшего изучения курса органической химии и основных класов органических соединений, поскольку при изучении каждой последующей темы затрагиваются вопросы, связанные с гомологическим рядом и изомерией изучаемого класса соединений.
Методическая разработка может быть использована при изучении химии по программе О.С.Габриеляна.
Цели урока: дать обучающимся обобщающее представление о гомологии и изомерии углеводородов.
Обучающие цели: сформировать умение находить способ действия для осознанного познания и его применения при составлении названий углеводородов, определении изомеров и видов изомерии.
Воспитательные цели: создать условия для самостоятельной работы учащихся.
Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.
Задачи урока:
образовательная: создать мотивацию к учебной деятельности, определить цель и тематические рамки урока; научить сравнивать состав, строение углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи; составлять структурные формулы; организовать анализ учащимися возникшей проблемы, выявить места и причины затруднения в решении упражнений; организовать выполнение работы по основным вопросам контроля и самоконтроля результатов деятельности; выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; организовать самооценку учащимися результатов своей деятельности, соотнести цели и результат;
развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с другими учащимися при работе на уроке;
воспитательная: определить взаимосвязь классов углеводородов, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через стимулирование успешности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Давать определение понятиям «гомологи, изомеры»,
различать принадлежность к классам органических соединений
называть углеводороды
Метапредметные
1.Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.
2.Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
4. Личностные:
Выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к химии.
Формы работы на уроке: Работа с информационными материалами. Исследовательская деятельность в группах. Оформление информационного проекта по заданной теме.
Раздаточный материал: рабочий лист, модели молекул алканов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gomologiya_izomeriya_10_klass.doc | 69.5 КБ |
rabochiy_list.docx | 58.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Гомология и изомерия углеводородов»
Предмет ХИМИЯ
Класс 10
Автор УМК О.С.Габриелян
Тема урока Гомология, изомерия и номенклатура углеводородов
Тип урока Комбинированный
Учитель Самойленко О.А.
Цели урока: дать обучающимся обобщающее представление о гомологии и изомерии углеводородов.
Обучающие цели: сформировать умение находить способ действия для осознанного познания и его применения при составлении названий углеводородов, определении изомеров и видов изомерии.
Воспитательные цели: создать условия для самостоятельной работы учащихся.
Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.
Задачи урока:
образовательная: создать мотивацию к учебной деятельности, определить цель и тематические рамки урока; научить сравнивать состав, строение углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи; составлять структурные формулы; организовать анализ учащимися возникшей проблемы, выявить места и причины затруднения в решении упражнений; организовать выполнение работы по основным вопросам контроля и самоконтроля результатов деятельности; выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; организовать самооценку учащимися результатов своей деятельности, соотнести цели и результат;
развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с другими учащимися при работе на уроке;
воспитательная: определить взаимосвязь классов углеводородов, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через стимулирование успешности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Давать определение понятиям «гомологи, изомеры»,
различать принадлежность к классам органических соединений
называть углеводороды
Метапредметные
1.Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.
2.Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
4. Личностные:
Выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к химии.
Формы работы на уроке: Работа с информационными материалами. Исследовательская деятельность в группах.
Раздаточный материал: рабочий лист, модели молекул алканов
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
познавательные | регулятивные | коммуникатив-ные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | |||||
Организует деятельность по актуализации понятий «изомерия», Предлагает ответить на вопросы: - Что такое изомерия? | Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся | Умение давать определения понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания | Восприятие на слух вопросов учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Понимание единства естественнонаучной картины мира |
2. Организует работу по выполнению задания (рабочий лист №1): - предлагает самостоятельно выполнить задание; - контролирует процесс выполнения задания | Выполняют задание в рабочей тетради | Анализирование объектов, осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Формирование умения самостоятельно выполнять задания учителя, планировать свою деятельность и взаимодействие с учителем. Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения | Понимание единства естественно-научной картины мира и значимости естественно-научных знаний в практической жизни |
3. Организует работу по анализу выполнения задания: - предлагает осуществить самооценку; - предлагает озвучить правильный ответ; - предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины. Вспомните правила составления названий орг.соединений по систематической номенклатуре. | Отвечают на вопросы учителя | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений | Развитие навыков самооценки и самоанализа; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; целеполагание. | Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимание границы собственного знания и «незнания» |
II. Этап «Изучение нового материала» | |||||
1. Вводит новые понятия: гомология, изомерия Учитель предлагает вопросы и задания, подводящие их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. 1) Предлагает по две формулы представителей алкенов, алкинов, алкадиенов. 2) Предлагает на слух найти общность в составе слов, отражающих групповое название углеводородов. 3) Знакомит с понятием «гомологический ряд» 4) Организует сравнение двух понятий «изомерия, гомология» | Осмысливают сущность новых понятий гомология, изомерия 1) Ищут и находят математическую закономерность в формулах и составляют общие формулы гомологических рядов. 2) Сравнивают формулы, находят сходство (количественный состав) и различие (строение молекулы); формулируют понятие «изомеры» (способ действия: сосчитайте число атомов углерода и водорода, если они совпадают – значит данные вещества изомеры). Выслушивают ответы одноклас-сников | Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков | Принимать и сохранять учебную задачу. Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Понимать значимость химической науки в практической жизни |
3. Организует работу по выполнению задания учащимися (рабочий лист № 2-4): Корректирует и комментирует ответы учащихся. | Воспринимают информацию учителя, выполняют задания на доске и в тетрадях | Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков | Умение принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона | Умение использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, уметь слушать собеседника | Понимать значимость химических знаний в жизни |
4. Организует обсуждение Что общего у данных веществ? Чем отличаются данные вещества? Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение? Как называется такой вид изомерии? Как называются вещества, имеющие разный состав, но подобное строение? | Отвечают на вопросы, выполняют задания, делают записи в тетради Учащиеся выдвигают гипотезы, предположения, объяснения Отвечают на вопросы | Умения давать определения понятиям; переводить информацию из словесной формы в символьную; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; развитие навыков самооценки и самоанализа; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. | Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию | Представление о многообразии и познаваемости окружающего мира |
III. Этап «Домашнее задание» | |||||
Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: рабочий лист №5 | Слушают учителя. Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание | Анализ, построение логической цепи рассуждений. | Адекватно воспринимать оценку учителя, оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения) | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме “Изомерия, гомология”
- Еще раз вспомните, что такое изомерия _______________________________
Составьте формулы перечисленных ниже соединений и определите, какие из них являются изомерами:
а) 2-метилпентан б) 3-метилгексан в) 3-этилпентан г) 2,2-лиметилгексан
д) 2,4-диметилпентан е) 2-метилгептан
- Сравните состав и строение углеводородов, заполните таблицу и сделайте вывод:
Углеводороды | Состав | Строение |
а) | ||
б) | ||
в) |
Гомологический ряд - это_________________________________________________
2. Сравните понятия об изомерии и гомологии
Понятия | Качественный состав | Количественный состав | Химическое строение | Химические свойства |
Изомерия | ||||
Гомология |
- Среди приведенных схем веществ определите:
а) вещества-гомологи б) вещества-изомеры г) одно и то же вещество
- Назовите вещество
СН3 ─ СН ─СН2 ─ СН3
│
СН3
Составьте для него структурные формулы двух гомологов и двух изомеров. Назовите их.
Гомологи:
Изомеры:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...