Технологическая карта урока по теме "Получение, свойства и применение алкенов"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Технологическая карта разработана для проведения урока по химии в 10 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkeny.docx | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Чадана Дзун-Хемчикского района Республики Тыва
Методическая разработка урока
по органической химии
«Получение, свойства и применение алкенов»
Выполнил: учитель химии
МБОУ СОШ № 1 г. Чадан
Саак Аржана Олеговна
2020-2021 учебный год
Технологическая карта урока
Класс: 10
Предмет: химия
Учитель: Саак Аржана Олеговна
Тема: Получение, свойства и применение алкенов
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: научатся: пользоваться химической терминологией и символикой; называть алкены по структурной формуле и строить структурные формулы по названию; писать уравнения химических реакций.
Личностные: учатся использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности
Метапредметные:
Познавательные УУД: анализируют зависимость свойств алкенов от их строения и изомерии
Коммуникативные УУД: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; умеют обмениваться мнениями и слушать и слышать друг друга
Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебник по органической химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Оборудование: прибор для получения газов, раствор КМnO4, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, песок, таблицы «Строение молекулы этилена», «Основные химические свойства алкенов».
Ход урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап, проверка домашнего задания (1 мин) | Приветствует, организует класс, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих и проверяет выполнение домашнего задания. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовят рабочие места. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин) | Спрашивает тему предыдущего урока и продолжают изучение алкенов.
Итак, тема урока: «Получение, свойства и применение алкенов». Вместе определяют цели и задачи урока.
| Отвечают на вопросы учителя, определяют тему, цели, задачи урока. |
3. Актуализация знаний (5 мин) | Производит фронтальный опрос класса:
Выдает задания на повторение предыдущих тем на карточках (проверяют взаимопроверкой):
| Отвечают на вопросы фронтального опроса. Выполнив задания на карточках обмениваются соседом по парте. |
4. Первичное усвоение новых знаний (15-20 мин) | Сначала даёт разъяснение темы урока (презентация)
– крекинг алканов C8H18 ––> C4H8 + C4H10; (термический крекинг при 400-700 oС) 2. Химические свойства алкенов
Для наглядного примера учащиеся проводят лабораторный опыт « Получение этилена и изучение его свойств» (инструкция на столах учащихся, приложение 2), доказывающий свойства алкенов, на примере этилена. Запомните главное! 1. Непредельные углеводороды активно вступают в реакции присоединения. 3. Применение алкенов (сообщение учащегося). | Слушают учителя и записывают в тетради. Выслушивают и комментируют сообщение одноклассника. |
5. Первичная проверка понимания (2-3 мин) | Учитель задает вопросы с целю первичной проверки понимания:
| Отвечают на вопросы учителя. |
6. Первичное закрепление (4-5 мин) | Для закрепления изученного материала выполняют задания (со слайда). На доску вызываются три ученика:
СН2=СН - СН3 +Н2→ СН2=СН - СН3 +НВr→ (Возможный ответ учащихся: 1) CH3 – CH2 – СН3 2) CH3 – CHBr –СН3
С2Н4+ О2→ (Возможный ответ ученика 2CO2 + 2 H2O) | Выполняют задания учителя, 3 учащихся на доске, остальные в тетради и проверяют своих одноклассников у доски. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, выставление оценок. (1 мин) | § 10, читать, учить записи в тетрадях. Задача 1 на странице 43. | Записывают домашнее задание. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2-3 мин) | У каждого ученика на столе лист «Оцени себя на уроке» (приложение 3) Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок. | Оценивают себя на уроке, согласуются/не согласуются с выставленными оценками. |
Приложение 1
Карточка 1
Даны формулы веществ и их названия:
а) H2C = CH – CH2 - CH - CH3 б) H3C - C = CН - CH2 - CH3
CH3 CH3
4 – метилпентен – 1 2 – метилпентен – 4
в) H3C – CH = C - CH2 – CH2 - CH3 г) H3C – CH2 – CH – CH2 - CH3
CH3 CH3
3 – метилгексен – 2 3 – метилпентан
- Проверьте, правильно ли названы вещества;
- Определите изомеры;
- Найдите гомологи.
Ответы:
- Неправильно названо вещество б), так как нумерация атомов углерода должна начинаться с того конца, где ближе двойная связь. Вещество называется 2–метилпентен- 2.
- Изомеры а) и б) по положению двойной связи.
- Какие вещества называют изомерами? (вещества, имеющие один и тот же состав и одну и ту же молекулярную массу, но разное строение).
- Какие еще виды изомерии характерны для алкенов? (углеродного скелета, межклассовая, цис-, транс- изомерия).
- Гомологи а) и в).
- Какие вещества называют гомологами? (вещества, сходные по своему строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – CH2).
Приложение 2
Инструкция по получению этилена и опытов с ним
- Поместите в пробирку 2 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл спирта и небольшое количество песка;
- Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте в пламени спиртовки;
- Выделяющийся газ пропустите через раствор с перманганатом калия. Обратите внимание на изменение цвета раствора;
- Подожгите газ у конца газоотводной трубки. Обратите внимание на цвет пламени.
– алкены горят светящимся пламенем. (Почему?)
Оформление работы: C2H4 + 3O2 ––> 2CO2 + 2H2O (при полном окислении продуктами реакции являются углекислый газ и вода);
Качественная реакция: «мягкое окисление (в водном растворе)» – алкены обесцвечивают раствор перманганата калия (реакция Вагнера).
Приложение 3
Лист оценивания «Оцени себя сам»
Урок | Я на уроке | Итог |
Интересно Скучно Безразлично | Работал Отдыхал Помогал другим | Понял материал Узнал больше, чем знал Не понял |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по геометрии "Свойства секущих и касательных"
Проблемный урок. Анализируются три задачи на свойства касательных и секущих, находится общий способ доказательства этих свойств. Формируются УУД учащихся....
Технологическая карта урока "Железо,его свойства"
Технологическая карта урока по химии для 9 класса на тему "Железо, его свойства"...
Технологическая карта урока "Равнобедренный треугольник, свойства равнобедренного треугольника"
При реализации ФГОС вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятел...
Технологическая карта урока по теме "Свойства числовых неравенств"
Технологическая карта данного урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы «Свойства числовых неравенств»...
Технологическая карта урока по алгебре "Свойства степени с натуральным показателем".
Технологическая карта урока составлена по учебнику "Алгебра 7 класс" А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Тип урока: урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока на тему: "Свойства степени с натуральным показателем"
Поурочные планы на 2 урока по теме: "Свойства степени с натуральным показателем"...