Урок 8 класс Кислоты
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«Путешествие в город Кислот».
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-путешествие.
Используемые технологии:
- Проблемное обучение
- Игровые технологии
- Групповые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
Цель урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах, обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с классификацией кислот, полоски-светофоры, пробирки с кислотой и с водой, склянки с индикаторами: фенолфталеином, метилоранжем, лакмусом, полоски с индикаторной бумагой, два кубика разного цвета, карточки с формулами кислот.
1.Организационный момент.
Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада познакомиться с вами и провести для вас урок химии. Вы только начали знакомиться с законами Химии, но, наверное, уже осознали, что наука это интересная, но в тоже время и сложная. Познание законов химии дело очень непростое. Но я хочу открыть вам важную тайну, если чего-нибудь очень захотеть и если у тебя есть верные помощники, то тогда всё задуманное обязательно исполнится: сложное станет доступным, интересным и привлекательным. А чтобы уже сегодняшнего дня вы смогли приобрести себе верных помощников, я приглашу вас в сказочное химическое путешествие.
- Основная часть урока.
Итак, представим, что Химия это огромная страна, помещённая на карту. И как в любой стране в ней очень много городов: больших и не очень, старинных и современных. Сегодня мы заглянем в город с красивым названием КИСЛОТЫ, там, на центральной площади города горит вечный огонь познания нам нужно взять несколько искр этого огня, ведь эти искорки и будут в дальнейшем вашими помощниками при изучении сложных законов химии. Как истинные путешественники мы все новое и важное из нашего путешествия будем записывать в тетради. Давайте их сейчас откроем и запишем тему урока- путешествия «Кислоты. Состав и классификация». Наше путешествие начинается . В любом путешествии героям приходится преодолевать различные препятствия.
Вот и в нашем случае в городе Кислот Огонь познания охраняет верный и проверенный страж страны с именем ХИМИКУС, он, конечно, очень добрый, но искорки из огня познания он даёт только тем, кто сможет справиться со всеми его каверзными заданиями. Не боитесь? Тогда начнём.
Перед любым сложным начинанием необходима разминка:
Перед вами несколько символов различных химических элементов. ХИМИКУС хочет, чтобы вы дали им названия. Возьмите в уроки разноцветные полоски-светофоры. Один из вас будет называть химические элементы, а остальные, если согласны с ответом поднимут зелёный светофор, а если нет - красный. Посигнальте мне зелёным глазом светофора. Начинаём.
S, H, Cl, O, N, P, Si, Br, C, I
А теперь давайте вместе со мной повторим, как читаются символы этих химических элементов.
Вы успешно справились с этим заданием-разминкой. Химикус разрешает нам начать путешествие. Вперёд за искорками.
А вот перед нами и ворота города, в котором нам предстоит получить искорки познания. Кислоты.…Как вы считаете, почему город получил такое интересное название «КИСЛОТЫ».
Верно. У всех кислот очень кислый вкус. Но прошу вас помнить о законе страны ХИМИЯ: никогда и ничего нельзя здесь пробовать на вкус.
Пора войти в город и увидеть его жителей познакомиться с ними.
Что за чудеса все они спрятались в одну бегущую строку
. Вот и начались настоящие испытания. ХИМИКУС спрятал формулы кислот и теперь придётся нам самим разбираться с этой головоломкой из формул. Как разгадать головоломку? У отважных героев всегда есть помощник вот и у нас это волшебная книга знаний, конечно, учебник откройте страницу и найдем определение кислот. Итак в составе у кислот только две части( на кубиках) водород и кислотный остаток- это всё что следует за водородом. Он может быть представлен одним элементом или несколькими, но это всё только один кислотный остаток. Давайте запишем в тетрадях наш алгоритм
КИСЛОТА = ВОДОРОД + КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК
Я думаю, что теперь мы готовы выполнить задание ХИМИКУСА: найдём в строке формулы кислот.
Вот и появились представители города- КИСЛОТЫ, смотрите, а у нас зажглась наша первая искорка.
Наше путешествие продолжается.
Второе испытание от ХИМИКУСА, ещё более сложное. У вас на столах есть карточки. Посмотрите, что записано в первом столбике (названия кислот), а во втором? ( формулы кислот).Вам необходимо соединить формулу кислоты с соответствующим ей названием. Будьте внимательны, ведь разгадка названия кислот кроется в их кислотном остатке. Выполнять это задание вы будете в группе, т.е.можно советоваться и поворачиваться к вашим одноклассникам за соседними партами. Возьмите карандаши и линейки и начинайте работать.
Проверяем: все верно (один ученик у доски с презентацией)
А теперь посмотрите у меня в руках две карточки с кислотами (серная и сернистая) чем они отличаются друг от друга по формуле? Верно, количеством кислорода. Поэтому одна называется серная, а другая сернистая, что изменилось в названии – суффикс.
А в тетрадях запишем алгоритм в виде формул, нам пригодятся в его составлении правила русского языка. Слева запишем формулу кислоты, а справа название, если в составе кислоты простой кислотный остатка, а помощь вам окажет подсказка ХИМИКУСА: ЧТОБЫ НАЗВАТЬ КИСЛОТУ ПОСМОТРИ НА ЭЛЕМЕНТ, СОДЕРЖАЩИЙСЯ В ЕЁ КИСЛОТНОМ Остатке, и ДОБАВЬ те суффикс (Н) и ОКОНЧАНИЕ (АЯ)
А в тетради мы запишем с левой стороны формулы кислот сероводородную, где покажем два корня соединённых гласной О, и серной и сернистой в которых выделим суффикс и окончание.
А вот нам досталась и ещё одна искорка.
А теперь пришло время немного отдохнуть и подготовиться к следующим испытаниям.
Психофизические упражнения для стимуляции памяти, внимания, мышления «Волшебная восьмёрка» Рисуем цифру восемь в воздухе правой рукой справа налево (5 раз), левой рукой слева направо (5 раз), а затем обеими руками одновременно в разные стороны.
Упражнение «Великан» для сохранения правильной осанки.
Пора отправляться снова в путь.
А вот пришло еще одно задание ХИМИКУСА оно самое сложное, так как содержит два этапа теоретический и практический. Первая часть задания находится в конверте. Возьмите конверты и достаньте листок, как называется послание ХИМИКУСА: «Классификация». Оказывается кислоты принято делить на группы, т. е. классифицировать по определённым признакам. В послании уже приведена классификация кислот, вам необходимо догадаться, по какому признаку они разделены на группы. Если вы выполнили задание, покажите зелёную полоску светофора.
Основность вписывают в скобках признак и по наличию кислорода (5 минут) Эти листочки необходимо дома вклеить в тетрадь.
Первый теоретический этап вами был успешно выполнен, давайте перейдем к практической части. Для выполнения этого задания вам необходимо быть очень осторожными и соблюдать правила техники безопасности. У вас на столах находятся две пробирки: в одной раствор кислоты, а в другой вода. Вам необходимо опытным путём определить, в какой из пробирок находится раствор кислоты. Как справится с этим заданием?
Внимание. (Учитель демонстрирует указку) Когда учитель хочет на что-то обратить внимание учеников, он использует указку, вот и в стране химия есть свои указатели - это индикаторы. На экране слайд с названием индикаторов и их окраской в нейтральной и кислотной средах. Учитель демонстрирует пузырьки с индикаторами. Демонстрируется учащимся полоски индикаторной бумаги.
А в тетради запишем наш алгоритм - Кислота- Красный.
С помощью индикаторной бумаги учащиеся определяют, в какой из пробирок находится раствор кислоты.
На экране загорается третья искра.
Вот и появились три верных у вас помощницы. Давайте посмотрим, легче ли вам стало осваивать законы химии? На экране тест из трёх вопросов
Наши искорки успешно вам помогают, значит пришло время покинуть город «Кислот».
Но посмотрите, в городе оживление…
Известный Дом моды «Кислот» приглашает вас на химическое дефиле. Здесь будут продемонстрированы новинки сезона из коллекции «Мы вокруг вас». Модели очень желают, чтобы вы посмотрели на них и, конечно, тут же узнали.
Первая модель представлена в модном в этом сезоне цвете – жёлто-золотом (лимонная кислота)
Следующей на подиуме предстаёт модель в ярко-красном блестящем одеянье. Прошу вас угадать её (яблочная кислота)
Третья модель в интенсивно зелёном с лёгкой кислинкой одеянии (щавелевая кислота)
О, а это просто находка. В ярко зелёном, жгучем и с известным насекомым (муравьиная кислота)
И, как всегда, дефиле завершает модель невесты в белоснежном одеянии. Вы, конечно, её узнали? (молочная кислота)
Вот и окончено наше путешествие. Вы сегодня справились со всеми испытаниями и ваши верные помощники всегда с сегодняшнего дня будут вместе с вами.
Домашнее задание: пар.20, записи в тетради
Домашнее задание для желающих: проделать опыты, с черным чаем добавив в него лимон, а затем соду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."
Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....
Обобщающий урок в 8 классе " Кислоты и соли"
Урок посвящен обобщению тем " Кислоты и соли". На уроке повторяются вопросы о строении, свойствах и взаимосвязи этих классов веществ. Задания представлены в занимавиде загадок , ребусов, кроссвордов. ...
технологическая карта урока в 8 классе "Кислоты"
Методическое сопровождение урока в 8 классе по теме"Общие свойства кислот"...
Разработка урока с интерактивной доской, химия 8 класс, "Кислоты"
Цель данного материала: сформировать понятие о кислотах как классе электролитов....
открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"
Открытый урок химии в 8 классе по теме "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Урок по химии в 8 классе" Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект представлен в виде технологической карты. На данном уроке используются разнообразные формы и методы работы, что позволяет достигать хороших...