технологическая карта урока в 8 классе "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Методическое сопровождение урока в 8 классе по теме"Общие свойства кислот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kisloty.doc | 626 КБ |
Предварительный просмотр:
Кислоты. Общие свойства кислот.
Сегодня на уроке:
-Ты познакомишься с составам кислот, отработаешь умение определять
принадлежность веществ к классу кислот;
-Ты узнаешь о физических свойствах кислот;
-Ты начнешь изучение общих химических свойств кислот .
Из повседневной жизни вам уже известны некоторые кислоты:
- Для приготовления маринадов используют _________________________
кислоту.
- Сок лимона и апельсина содержит _______________________________
кислоту.
- В щавеле содержится _________________________________кислота.
- Когда мы заболеваем, принимаем ацетилсалициловую кислоту ( или аспирин).
- Витамин С – это __________________________кислота.
Перечисленные кислоты относятся к органическим . Сегодня познакомимся со составом и свойствами некоторых неорганических ( или минеральных) кислот.
Это интересно……
В кратере вулкана Малый Семячик (Камчатка) на глубине 170м. находится необычное кислое озеро. Температура этого непрозрачного озера колеблется от +27 0С до +42 0С, а уровень минерализации соответствует раствору серной и соляной кислот средней концентрации. Поражают размеры озера: ширина около полукилометра, а глубина — до 140м.
Знатокам биологии
Какая кислота входит в состав желудочного сока?
- Состав кислот.
При получении водорода мы использовали серную и соляную кислоты. Их химические формулы:
H2SO4 HCl
серная соляная
Вы видите, что в состав кислот обязательно входят атомы _______________
Атомы водорода соединены с атомами или группой атомов неметаллов.. Это – кислотный остаток. Обведите кружком кислотные остатки в формулах соляной и серной кислот.
Кислоты – это _____________________вещества, состоящие
(простые или сложные)
из атомов _______________________ и _____________________________
_______________________________.
Задание 1.
Поиграй в игру «крестики- нолики». Выигрышный путь составляют формулы кислот.
CuSO4 | NaOH | H2O |
CO2 | H2S | NaCl |
HCl | HNO3 | H2SO4 |
В дальнейшем нам придется составлять формулы солей, в состав которых входят кислотные остатки. А для этого необходимо уметь определять валентность кислотного остатка. В таблице 1 записаны валентности кислотных остатков некоторых кислот. Какую закономерность вы отмечаете, анализируя данную таблицу?
Валентность кислотных остатков равна _________________________________
______________________________________________________________________
Заполните самостоятельно пустые строки таблицы 1:
Таблица 1.
Название кислот | Химическая формула | Валентность кислотного остатка |
Серная | H2SO4 | II |
Сернистая | H2SO3 |
Сероводородная | H2S |
Азотная | HNO3 |
Фосфорная | H3PO4 | III |
Угольная | H2CO3 |
Кремниевая | H2SIO3 |
Соляная (хлороводородная) | HCl | I |
Бромоводородная | HBr |
Фтороводородная | HF |
Задание 2. Ученые, исследовавшие состав и структуру волос Наполеона, пришли к выводу, что его отравили соединениями мышьяка (As- мышьяк). Использовалась для этого мышьяковистая кислота. Составьте формулу этой кислоты, имеющей трехвалентный кислотный остаток ≡ AsO3. Если задание вызывает затруднения, обратись к определению «кислоты» и к таблице 1.
Формула мышьяковистой кислоты ___________________
- Общие физические свойства кислот
- Агрегатное состояние .Кислоты – жидкости ( за исключением фосфорной кислоты – ___________, которая является твердым веществом).
- Цвет. Большинство неорганических кислот бесцветны.
- Вкус. Многие кислоты имеют кислый вкус. Существуют сладкие по вкусу кислоты ( например, салициловая) и горькие ( например, никотиновая кислота).
- Запах. Некоторые кислоты , например, соляная __________и азотная __________-имеют своеобразный запах.
5.) Растворимость в воде. Кислоты хорошо растворяются в воде ( исключение – кремниевая кислота _________).
Демонстрационный опыт.
Растворение серной кислоты в воде.
Наблюдения: При растворении кислоты в воде температура увеличивается до __________0.
Вывод: При растворении кислот в воде выделяется________________________________.
Поэтому, растворяя кислоты в воде, нужно кислоту
наливать в воду, а не наоборот. Если не выполнять этого правила, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза.
Запомни:
«Чтоб не произошло беда,
Сначала вода,
А потом – кислота!»
. Концентрированные кислоты разъедают кожу, бумагу, ткани, древесину. Растворы кислот требуют осторожного обращения!
- Общие химические свойства кислот.
Сегодня мы познакомимся с одним из самых важных химических свойств кислот.
- Взаимодействие с индикаторами
Из истории химии Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Бойль провел серию опытов с цветами других растений. Оказалось, что и васильки, и роза изменяли свою окраску под действием кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим. После некоторых раздумий Бойль назвал настой лишайника ИНДИКАТОРОМ, что в переводе с латинского означает «указатель».
Индикаторами называют вещества, которые ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Подумайте! Какие вещества изменяют окраску ? (Обсудите в парах).
А) при добавлении лимонного сока? ___________________________
Б) при добавлении уксуса ( уксусной кислоты)? ___________________________________
Также изменяют окраску в кислотах индикаторы –
ЛАКМУС ( в переводе с голландского «растительная краска» ) МЕТИЛОРАНЖ. ( или метиловый оранжевый)
Лабораторный опыт 1. Налейте в две пробирки по 2 мл раствора лакмуса в воде. Запомни: водный раствор – это нейтральная среда раствора. Обратите внимание на окраску лакмуса. В одну пробирку прилейте 2 мл раствора серной кислоты ( H2SO4) , а в другую – 2 мл соляной кислоты ( HCl).
Результаты исследований занесите в таблицу2.
Лабораторный опыт2. Налейте в две пробирки по 2 мл раствора метилоранжа в воде. Обратите внимание на окраску метилоранжа. Прилейте 2 мл раствора серной кислоты ( H2SO4) и соляной кислоты ( HCl) . Результаты испытаний запишите в таблицу 2.
Таблица 2.
Название индикатора | Окраска в нейтральной среде ( водной) | Окраска в кислой среде ( т.е. при добавлении кислоты) |
ЛАКМУС |
МЕТИЛОРАНЖ |
Растительные индикаторы
Сырье для приготовления индикаторов | Весовые соотношения исходного сырья и воды | Естественный цвет индикатора | Изменение цвета от кислоты |
Плоды крушины | 1:4 | Фиолетовый | Kрасно-фиолетовый |
Плоды черемухи | 1:4 | Kрасно-фиолетовый | Kрасный |
Ягоды черники | 1:4 | Светло-фиолетовый | Фиолетовый |
Венчики цветов василька | 1:10 | Желтый | Розовый |
Листья «фиолетовой» капусты | 1:2 | Бледно-розовый | Розовый |
Kорнеплоды столовой свеклы | 1:1 | Kрасный | Ярко-красный |
Задания по теме:
- Кислоты классифицируют по разным признакам. Одна из классификаций – по наличию атомов кислорода в молекуле кислоты. Из таблицы 1 выпишите:
Кислородсодержащие кислоты: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Бескислородные кислоты:__________________________________________________________
_________________________________________________________________
- Поиграй в игру «Пятый лишний»:
СrO3 H2S CO2 CaO SO2
HCl H2CO3 H2O HI HNO3
H2S H2SO3 H2CO3 H2SiO3 H2SO4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....