технологическая карта урока в 8 классе "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Селиванова Ольга Владимировна

Методическое сопровождение урока в 8 классе по теме"Общие свойства кислот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kisloty.doc626 КБ

Предварительный просмотр:

Кислоты. Общие свойства кислот.

Сегодня на уроке:

-Ты познакомишься с составам кислот, отработаешь умение определять

 принадлежность веществ к классу кислот;

-Ты  узнаешь о физических свойствах кислот;

-Ты начнешь изучение общих химических свойств кислот .

   Из повседневной жизни вам уже известны некоторые кислоты:

  1. Для приготовления маринадов  используют _________________________

кислоту.

  1. Сок лимона и апельсина содержит _______________________________

      кислоту.

  1. В щавеле содержится _________________________________кислота.
  2. Когда мы заболеваем, принимаем  ацетилсалициловую кислоту ( или аспирин).
  3. Витамин С – это __________________________кислота.

Перечисленные  кислоты относятся к органическим . Сегодня познакомимся со составом и свойствами некоторых неорганических ( или минеральных) кислот.

  Это интересно……

В кратере вулкана Малый Семячик (Камчатка)  на глубине 170м. находится необычное кислое озеро. Температура этого непрозрачного озера колеблется от +27 0С до +42 0С, а уровень минерализации соответствует раствору серной и соляной кислот средней концентрации. Поражают размеры озера: ширина около полукилометра, а глубина — до 140м.

   Знатокам  биологии

  Какая кислота входит в состав желудочного сока?

  1. Состав кислот.

При получении водорода мы использовали серную и соляную кислоты. Их химические формулы:

                          H2SO4                HCl

                          серная             соляная

Вы видите, что в состав кислот обязательно входят атомы _______________

Атомы водорода соединены с атомами или группой атомов неметаллов.. Это – кислотный остаток. Обведите кружком кислотные остатки в формулах соляной и серной кислот.

 Кислоты – это _____________________вещества, состоящие

                    (простые или сложные)

из атомов _______________________ и _____________________________

_______________________________.

Задание 1. 

Поиграй в игру «крестики- нолики».  Выигрышный путь составляют формулы кислот.


CuSO4


NaOH


H2O


CO2


H2S


NaCl


HCl


HNO3


H2SO4

 В дальнейшем нам придется составлять формулы солей, в состав которых входят кислотные остатки. А для этого необходимо уметь определять валентность кислотного остатка. В таблице 1  записаны валентности кислотных остатков некоторых кислот. Какую закономерность вы отмечаете, анализируя данную таблицу?

Валентность кислотных остатков равна _________________________________

______________________________________________________________________ 

  Заполните самостоятельно пустые строки таблицы 1:

Таблица 1.

Название кислот

Химическая формула

Валентность кислотного остатка

Серная

H2SO4

II

Сернистая

H2SO3

Сероводородная

H2S

Азотная

HNO3

Фосфорная

H3PO4

III

Угольная

H2CO3

Кремниевая

H2SIO3

Соляная (хлороводородная)

HCl

                         I

Бромоводородная

HBr

Фтороводородная

HF

Задание 2. Ученые, исследовавшие состав и структуру волос Наполеона, пришли к выводу, что его отравили соединениями мышьяка (As- мышьяк). Использовалась для этого мышьяковистая кислота. Составьте формулу этой кислоты, имеющей трехвалентный кислотный остаток  ≡ AsO3. Если задание вызывает затруднения, обратись  к определению «кислоты»  и к таблице 1.

Формула мышьяковистой  кислоты ___________________

  1. Общие физические свойства кислот
  1. Агрегатное состояние .Кислоты – жидкости ( за исключением фосфорной кислоты – ___________, которая является твердым веществом).
  2. Цвет. Большинство неорганических кислот бесцветны.
  3. Вкус. Многие кислоты имеют кислый вкус. Существуют сладкие по вкусу кислоты ( например, салициловая) и горькие ( например, никотиновая кислота).
  4. Запах. Некоторые кислоты , например, соляная __________и азотная __________-имеют своеобразный запах.

5.) Растворимость в воде. Кислоты хорошо растворяются в воде ( исключение – кремниевая кислота _________).    

 Демонстрационный опыт.

Растворение  серной кислоты в воде.

Наблюдения: При растворении кислоты в воде температура увеличивается до __________0.

Вывод: При растворении кислот в воде выделяется________________________________.

 Поэтому, растворяя кислоты в воде, нужно кислоту

 наливать в воду, а не  наоборот. Если не выполнять этого правила, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается  на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза.

Запомни:

     «Чтоб не произошло беда,

       Сначала вода,

       А потом – кислота!»

. Концентрированные кислоты разъедают кожу, бумагу, ткани, древесину. Растворы кислот требуют осторожного обращения!

  1. Общие химические свойства кислот.

Сегодня мы познакомимся с одним из самых важных  химических свойств кислот.

  1. Взаимодействие с индикаторами 

Из истории химии  Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Бойль провел серию опытов с цветами других растений. Оказалось, что и васильки, и роза изменяли свою окраску под действием кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лишайника.  В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим. После некоторых раздумий Бойль назвал настой лишайника  ИНДИКАТОРОМ, что в переводе с латинского означает «указатель».

Индикаторами называют вещества, которые ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    Подумайте! Какие вещества изменяют окраску ? (Обсудите в парах).

А)  при добавлении  лимонного сока? ___________________________

Б)   при добавлении уксуса ( уксусной кислоты)? ___________________________________

Также изменяют окраску в кислотах индикаторы –

ЛАКМУС ( в переводе  с голландского  «растительная краска» )  МЕТИЛОРАНЖ. ( или метиловый оранжевый)

Лабораторный опыт 1. Налейте в две пробирки по  2 мл раствора лакмуса в воде.  Запомни: водный раствор – это нейтральная среда раствора. Обратите внимание на окраску лакмуса. В одну пробирку  прилейте 2 мл раствора серной кислоты  ( H2SO4) , а в другую – 2 мл  соляной кислоты ( HCl).

Результаты исследований занесите в таблицу2.

Лабораторный опыт2. Налейте в две пробирки по 2 мл раствора метилоранжа в воде. Обратите внимание на окраску метилоранжа. Прилейте 2 мл раствора серной  кислоты ( H2SO4)  и соляной кислоты  ( HCl) . Результаты испытаний запишите в таблицу 2.

Таблица 2. 

Название индикатора

Окраска в нейтральной среде ( водной)

Окраска в кислой среде

( т.е. при добавлении кислоты)

ЛАКМУС


МЕТИЛОРАНЖ


Растительные индикаторы

Сырье для приготовления индикаторов

Весовые соотношения исходного сырья и воды

Естественный цвет индикатора

Изменение цвета от кислоты

Плоды крушины

1:4

Фиолетовый

Kрасно-фиолетовый

Плоды черемухи

1:4

Kрасно-фиолетовый

Kрасный

Ягоды черники

1:4

Светло-фиолетовый

Фиолетовый

Венчики цветов василька

1:10

Желтый

Розовый

Листья «фиолетовой» капусты

1:2

Бледно-розовый

Розовый

Kорнеплоды столовой свеклы

1:1

Kрасный

Ярко-красный

Задания по теме:

  1. Кислоты классифицируют по разным признакам. Одна из классификаций – по наличию атомов кислорода в молекуле кислоты. Из таблицы 1 выпишите:

Кислородсодержащие кислоты: _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Бескислородные кислоты:__________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Поиграй в игру «Пятый лишний»:

СrO3         H2S        CO2      CaO      SO2 

HCl          H2CO3        H2O      HI       HNO3 

H2S          H2SO3       H2CO3     H2SiO3      H2SO4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...