Технологическая карта урока "Понятие о кислотах"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок «Понятие о кислотах» является пятым уроком в теме «Водород. Понятие о кислотах и солях». В рамках данной темы формируется представление о водороде, простом веществе, его свойствах и способах получения. Кислоты – вещества, необходимые для лабораторного получения водорода. Поэтому учащиеся на данном этапе должны знать важнейшие минеральные кислоты, уметь записывать их формулы и отличать кислоты от сложных неорганических веществ других групп. Учебный материал, подобранный для рассмотрения на уроке, соответствовал этой цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_ponyatie_o_kislotah.docx | 55.26 КБ |
ponyatie_o_kislotah.pdf | 587.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Понятие о кислотах»
Цель урока: сформировать первичное представление о кислота (составе, классификации)
Задачи урока:
Создать условия для формирования знаний о составе молекул кислот, основах номенклатуры и классификации кислот, простейших способах идентификации кислот
Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся знают состав кислот, умеют по формуле отличить кислоту сложных неорганических веществ других классов, знают классификацию кислот по числу атомов водорода в молекуле и по составу кислотного остатка, умеют характеризовать кислоты и относить их к определённым группам, знают как кислоты действуют на индикаторы.
Метапредметные: развитие навыков классификации, осуществлять информации на незнакомые объекты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственные связи, делать выводы на основании полученной информации, формулировать собственное мнение, владение устной и письменной речью, осуществлять констатирующий контроль результата и способа действия.
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса
Оборудование.
Учебник Химия 8 класс. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А, Сладков – М.: Просвещение. 2021
электронная презентация,
раздаточный материала для учащихся (приложении 1).
Видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» https://www.youtube.com/watch?v=FmgbgDMo9jA
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие учащихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос. Что объединяет продукты, представленные на слайде? Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы. Просит отдельных учеников озвучить ответы. Акцентирует внимание учеников, что дано больше отрицательных ответов. В конце урока отрицательные ответы должны смениться на положительные. | Продукты объединяет кислый вкус, который им предают кислоты. Тема урока «Кислоты» Учащиеся отвечают на вопросы. Озвучивают ответы. | Презентация (слайды 1, 2) Презентация (слайд 3) карта урока. Знаете ли вы как выглядит химическая формула кислоты? Можете ли вы отличить кислоту по формуле от других сложных неорганических веществ? Знаете ли вы физические и химические свойства кислот? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Номенклатура кислот. Беседа. Задает вопросы: Сколько слов в названии кислоты? Какое слов стоит вторым и есть в каждом названии? Как первое слово в названии (прилагательное) связано с составом кислоты? 3.2. Состав кислот. Определение понятия «кислота» Задает вопросы Какой элемент есть в составе любой кислоты? Поясняет, что вторая часть молекулы кислоты называется «кислотный остаток» Предлагает сформулировать определение понятия «кислота» 3.3 Классификация кислот. Предлагает учащимся назвать признаки, по которым можно классифицировать кислоты. Сообщает учащимся, что по числу атомов водорода кислоты делятся на одноосновные, двухосновные и многоосновные. По составу кислотного остатка кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные. Объясняет, как определить растворимость вещества по таблице растворимости. Задает вопросы. Что такое валентность? Как определить валентность кислотного остатка? Предлагает ученикам описать несколько кислот из таблицы и кислот, которых в таблице нет | Отвечают. В названии кислоты два слова. Обязательно в названии есть слово «кислота». Прилагательное образуется от названия химического элемента-неметалла, который есть в составе кислоты. Ответ. В молекуле каждой кислоты есть атомы водорода. Формулируют определение понятия «кислота» Предлагают основания для классификации кислот: число атомов водорода в молекуле, наличие кислорода в кислотном остатке, растворимость. Записывают характеристики кислоты в таблицу. Используя таблицу растворимости, записывают характеристику кислот в таблицу. Формулируют определение понятия «валентность» высказывают предположение, что валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода в молекуле. Записывают значение валентности кислотных остатков в таблицу. Описывают кислоты (соляную, сернистую, сероводородную, уксусную, щавелевую) | Презентация (слайды 4–9) Карта урока
Кислота – это сложное вещество, которое состоит из атомов водорода и кислотного остатка. В завершении работы на данном этапе заполняется таблица «Характеристика кислот». У каждого ученика есть таблица, по которой он может описать любую кислоту. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает учащимся выполнить задания Задание 1 Применение знаний о составе кислот Задание 2 Классификация кислот. | Выполняют задания. Два ученика у доски.
| Презентация (слайды 11, 12) Карта урока Задание 1 «Пирамида» Составьте формулы 10 разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части кислот по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз) при условии, что кислотообразующие составные части стоят рядом. Задание 2 Запените таблицу. Запишите формулы кислот в соответствующие графы, учитывая число атомов водорода в молекуле и состав кислотного остатка
HCl H2SO4 HClO4 H2Se H4P2O7 HCNS HMnO4 H2CO3 H4SiO4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действие кислот на индикаторы. Способ идентификации кислот Предлагает посмотреть видеофрагмент и запомнить признаки реакций. Предлагает обратить внимание на термин «Индикатор» Предлагает провести эксперимент. Определите среду раствора серной кислоты, используя лакмусовую бумагу. Предлагает заполнить таблицу. Сообщает о водородном показателе, как характеристике кислотности среды | По окончании просмотра отвечают, что лакмус и метиловый оранжевый в растворах кислот красные Читают и записывают определение понятия «индикатор» в тетрадь Выполняют эксперимент. Делают вывод, что в растворе любой кислоты лакмус красный. Заполняют таблицу. | Видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» https://www.youtube.com/watch?v=FmgbgDMo9jA Презентация (слайд 13) Презентация (слайд 14) На каждом столе пробирка с раствором серной кислоты и полоска лакмусовой бумаги. Презентация (слайды 15, 16) Карта урока.
Презентация (слайд 17) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1. Организует выполнение проверочной работы. Предлагает ученикам ответить на вопросы, проверить правильность выполнения и оценить результат. Организует проверку ответов и подведение итогов 6.2 Оценка эмоционального состояния. Предлагает ученикам оценить рН своего настроения. Озвучивает результат самооценки. 6.3. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы. Просит отдельных учеников озвучить ответы. Акцентирует внимание учеников, что дано больше положительных ответов. На третий вопрос на данный момент ответить «да» нельзя. Изучение химических свойств кислот ждет учеников в будущем. | Отвечают на вопросы теста Записывают ответы в тетрадь. Оценивают результаты (ученики, сидящие за одной партой, оценивают друг друга) Определяют удовлетворенность своей работой и достигнутых результатов. Учащиеся отвечают на вопросы. Озвучивают ответы. | Презентация (слайды 18–22) На экране вопросы теста Вопрос 1 Выберите из списка формулы кислот. Запишите их. NaOH HClO NH3 H2SO4 H2O2 Вопрос 2 Верно ли высказывание? Валентность кислотного остатка не зависит от числа атомов водорода в молекуле кислоты Вопрос 3 Какая кислота лишняя в списке? HCl HCNS HNO3 HBr Вопрос 4 Какая кислота лишняя в списке? Н2S H2SiO3 HF H2MnO4 Вопрос 5 Верно ли высказывание? В растворе фосфорной кислоты лакмус останется фиолетовым
Каждый ученик получает полоску «индикаторной бумаги» (фиолетовый листок как раствор лакмуса). Предлагается опустить листок в стакан с указанием значения рН. рН = 3 - ученик неудовлетворен результатом своей работы, рН = 7 - ученик в основном доволен результатом, но есть отдельные моменты, которые требуют доработки, рН = 10 – ученик удовлетворен работой на уроке. Знаете ли вы как выглядит химическая формула кислоты? Можете ли вы отличить кислоту по формуле от других сложных неорганических веществ? Знаете ли вы физические и химические свойства кислот? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Прочитайте параграф 16. Письменно выполните задания 2–4 на с. 78 * Подготовьте краткую справку о тривиальных названиях кислот «Почему фтороводородная кислота называется плавиковая, а хлороводородная – соляная?» «Что такое «купоросное масло» и какое отношение оно имеет к кислотам?» |
Карта урока «Понятие о кислотах»
Ответьте на вопросы
Ответ | |||
в начале урока | в конце урока | ||
1 | Знаете ли вы, как выглядят химические формулы кислот? | ||
2 | Можете ли вы отличить кислоту от других веществ по химической формуле? | ||
3 | Знаете ли вы физические и химические свойства кислот? |
Название | Формула | Характеристика кислоты | ||||
1 | Плавиковая кислота (фтороводородная) | HF | ||||
2 | Соляная кислота (хлороводородная) | HCl | ||||
3 | Бромоводородная кислота | HBr | ||||
4 | Иодоводородная кислота | HI | ||||
5 | Азотная кислота | HNO3 | ||||
6 | Азотистая кислота | HNO2 | ||||
7 | Серная кислота | H2SO4 | ||||
8 | Сернистая кислота | H2SO3 | ||||
9 | Сероводородная кислота | H2S | ||||
10 | Угольная кислота | H2CO3 | ||||
11 | Кремниевая кислота | H2SiO3 | ||||
12 | Фосфорная кислота | H3PO4 |
Задание 1 «Пирамида»
Составьте формулы 10 разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части кислот по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз) при условии, что кислотообразующие составные части стоят рядом.
Задание 2
Запените таблицу. Запишите формулы кислот в соответствующие графы, учитывая число атомов водорода в молекуле и состав кислотного остатка
Одноосновная | Двухосновная | Многоосновная | |
Бескислородная | |||
Кислородсодержащая |
HCl H2SO4 HClO4 H2Se H4P2O7 HCNS HMnO4 H2CO3 H4SiO4
Здание 3. Выполните эксперимент
Опустите лакмусовую бумагу в раствор серной кислоты. Как изменился цвет бумаги? Какие выводы вы можете сделать?
Задание 4. Заполните таблицу «Действие кислот на индикаторы»
Индикатор | Цвет | |
исходный | в кислоте | |
Лакмус | ||
Метиловый-оранжевый |
рН
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс
Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет: химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...
технологическая карта урока в 8 классе "Кислоты"
Методическое сопровождение урока в 8 классе по теме"Общие свойства кислот"...
Технологическая карта к уроку "Кислоты" 8 класс
урок по ФГОСС...
Технологическая карта урока "Серная кислота"
Урок в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
Технологическая карта по теме "Кислоты" для инклюзивного класса
Данная технологическая карта рассчитана для класса в котором учаться дети с ОВЗ.При работе с учеником с ЗПР нужно давать более простые задания, нежели, чем здоровым детям . Учитель после т...
Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"
Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"...