Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azotnaya_kislota.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Евстафьева Марина Сергеевна
Предмет: химия
класс:9
Учебник: О.С.Габриелян.
Тема урока: Азотная кислота и её соли
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)
Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголёк, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди
РегулятивныеУУД: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную (2 уровень)
Познавательные УУД: определять способы решения проблем под руководством учителя (1 уровень), выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (1 уровень), формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2 уровень)
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы (2 уровень)
У большинства учащихся недостаточно сформированы
Личностные УУД: проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов | |
ПРЕДМЕТНЫЕ | Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества» «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе» Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения | 2 уровень - определение понятий 2 уровень, действия по образцу | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | Регулятивные УУД | Преобразуют практическую задачу в познавательную Планируют собственную деятельность Осуществляют контроль и оценку своих действий | 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся 1 уровень – совместное с учителем действие учащихся |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку | 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя | |
Коммуникативные УУД | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений | 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя | |
ЛИЧНОСТНЫЕ | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы | 2 уровень – устойчивый познавательный интерес |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивацион-но-целевой этап | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний Вызвать познавательный интерес к проблеме Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Создание проблемной ситуации: | Групповая (парная), фронтальная | Предлагает выполнить задание 1 Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их: C2H5OH CH3NH2 NH3 HNO3 PH3 H3PO4 CaCO3 CuO NO Предлагает выполнить задание 2. Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд Предлагает выполнить задание 3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме Предлагает проблемную ситуацию - выполнить задание 4. С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: С, ZnO, Сu, Сu(OH)2 Предлагает поделиться впечатлениями 5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи 6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную. | 1.выполняют задание 1 на узнавание и запоминание 2. Выполняют задание на понимание -(предположительный ответ NH3 -- NO-- HNO3 -- NaNO3) 3. задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO NO2 и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия 4. Выбирают не все вещества. 5. Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод - неметалл 6.Составляют вопросы. Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью
| Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний) Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап | Организовать совместное с учителем планирование и выбор методов исследования | беседа | фронтальная | Предлагает в соответствии с поставленными вопросами определить порядок действий и выбрать метод | Предлагают ответить на вопросы. Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна Предлагают провести опыт | Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании РегулятивныеУУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы |
Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу | Слушают информацию о технике безопасности Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно. | |||||
Поисково-исследовательский этап | Организовать поиск решения проблемы | Исследование | Групповая (парная) и фронтальная | Выдаёт необходимое оборудование | Получают оборудование, организуют рабочее место | ПредметныеУД: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли РегулятивныеУУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели |
Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II) | Слушают, уясняют поставленную задачу | |||||
Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся | Проводят экспериментальную проверку гипотезы | |||||
Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при нагревании в вытяжном шкафу | Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки | |||||
Организует обмен мнениями, результатами | Сообщают свои наблюдения и полученные результаты | |||||
Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций Помогает сделать выводы | Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом. Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4 | |||||
Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты | Слушают и смотрят презентацию | |||||
Практический этап | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов | Упражнение в выполнении заданий | Групповая | Предлагает ответить на вопросы на слайде | Обсуждают ответы в группе, сообщают классу | Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету |
Рефлексивно-оценочный этап | Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности | беседа | Индивидуальная, фронтальная | Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то …. | Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства. | |
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму: | Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму | Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели | ||||
Формулирует и комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований" с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...
технологическая карта урока Кислоты
Состав. Классификация. Номенклатура. Технологическая карта урока....
технологическая карта "растворение и очистка поваренной соли"
В данной работе представлена технологическая карта внеурочного занятия по естествознанию в 6 классе....
Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства"
Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства", для 8 класса . Учебник О.С.Габриелян...
Технологическая карта по химии к уроку "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс Рудзитис, Фельдман...
Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...