Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Евстафьева Марина Сергеевна

Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azotnaya_kislota.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Евстафьева Марина Сергеевна

Предмет: химия

 класс:9        

 Учебник: О.С.Габриелян.

Тема урока: Азотная кислота и её соли

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)

Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголёк, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди

РегулятивныеУУД: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную (2 уровень)

Познавательные УУД: определять способы решения проблем под руководством учителя (1 уровень), выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (1 уровень), формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2 уровень)

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы (2 уровень)

У большинства учащихся недостаточно сформированы

Личностные УУД: проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ

Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества»  «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе»

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

2 уровень - определение понятий

2 уровень, действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

1 уровень – совместное с учителем действие учащихся

1 уровень – совместное с учителем действие учащихся

1 уровень – совместное с учителем действие учащихся

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

2 уровень – устойчивый познавательный интерес

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивацион-но-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний

Вызвать познавательный интерес к проблеме

 Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблемной ситуации:

Групповая (парная), фронтальная

Предлагает выполнить задание 1 Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их:  C2H5OH   CH3NH2   NH3    HNO3       PH3   H3PO4   CaCO3    CuO    NO    

Предлагает выполнить задание 2. Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд  

Предлагает выполнить задание 3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме

Предлагает проблемную ситуацию - выполнить задание 4. С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд  правильные варианты ответов: С, ZnO, Сu, Сu(OH)2     

Предлагает поделиться впечатлениями

5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи

6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную.

1.выполняют задание 1 на узнавание и запоминание

2. Выполняют задание на понимание -(предположительный ответ  NH3 --   NO--     HNO3   -- NaNO3)

3. задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO   NO2   и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия

4. Выбирают не все вещества.

5.  Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод - неметалл

6.Составляют вопросы.  Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью

 

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний)

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

Организовать совместное с учителем планирование и выбор методов исследования

беседа

фронтальная

Предлагает в соответствии с поставленными  вопросами определить порядок действий и выбрать метод

Предлагают ответить на вопросы.

 Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна

Предлагают провести опыт

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании

РегулятивныеУУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы

Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой

Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу

Слушают информацию о технике безопасности

Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно.

Поисково-исследовательский этап

Организовать поиск решения проблемы

Исследование

Групповая (парная) и фронтальная

Выдаёт необходимое оборудование

Получают оборудование, организуют рабочее место

ПредметныеУД: наблюдать  за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли

РегулятивныеУУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели

Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II)

Слушают, уясняют поставленную задачу

Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся

Проводят экспериментальную проверку гипотезы

Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при нагревании в вытяжном шкафу

Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки

Организует обмен мнениями, результатами

Сообщают свои наблюдения и полученные результаты

Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций

Помогает сделать выводы

Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом.

Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4

Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты

Слушают и смотрят презентацию

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов

Упражнение в выполнении заданий

Групповая

Предлагает ответить на вопросы на слайде

Обсуждают ответы в группе, сообщают классу

Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности

беседа

Индивидуальная, фронтальная

Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то ….

Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства.

Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму:

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели

Формулирует и комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"  с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...

технологическая карта урока Кислоты

Состав. Классификация. Номенклатура. Технологическая карта урока....

технологическая карта "растворение и очистка поваренной соли"

В данной работе представлена технологическая карта внеурочного занятия по естествознанию в 6 классе....

Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства"

Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства", для 8 класса . Учебник О.С.Габриелян...

Технологическая карта по химии к уроку "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...