Технологическая карта к уроку "Кислоты" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Бузейчук Е.В. МБОУ «Устьвашская СОШ»
Тема урока: _Кислоты, их классификация и свойства.
Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Цели урока: сформировать понятие о кислотах как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, химические свойства; актуализировать знания об оксидах, основаниях, солях.
Задачи:
Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа
Ключевые компетенции:
Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
Предметные:
исследовать строение и свойства оснований;
изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение оснований.
Оборудование: учебники 8 класса «Химия О.С. Габриелян», таблица растворимости, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы и оборудование для проведения опытов ( CaO, HCl, H2O, H2SO4 ), Демонстрационные образцы:HCl, H2 SO4 HNO3 , прибор для получения углекислого газа, фильтр, воронка, мелкие пробирки, спиртовка, держатель
Планируемые образовательные результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
научиться составлять химические уравнения по свойствам кислот; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств кислот от их строения; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания Предметные: «базовый уровень » Правильно называет химические формулы кислот. Записывает уравнения химических реакций, характерных для кислот. Умеет определять кислоту с помощью индикатора. Знать применение кислот в быту. «повышенный уровень» Знает состав, свойства и классификацию кислот. Умеет определять кислоту с помощью разных индикаторов, проводить эксперименты, доказывающие свойства кислот. «высокий уровень» Находить кислоту из предложенных веществ. Знать механизм образования кислотных дождей и их влияние на окружающую среду. | -регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении уравнений химических свойств кислот; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; -познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды; -коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения; умеет под руководством учителя формулировать цель урока, планирует свою деятельность, контролирует процесс и результаты своей деятельности; умеет работать в паре (отстаивать свою позицию; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы); соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности. | проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
Этап урока | |||||
Оргмомент | |||||
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир химии! Ориентирует учащихся на оценку эффективности своей работы в течение урока по Матрице оценивания образовательных результатов. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Знакомятся с правилами работы с Матрицей. Приложение 2 | Приветствуют учителя, организуют рабочее место | умение внимательно читать текст и извлекать информацию. Готовое рабочее место учащегося. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | знание моральных норм и правил поведения. | |
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации | |||||
Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия. – Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и кислотах. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах и кислотах». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин. Верно ли утверждение? Приложение 1 | Отвечают на вопросы, решают тест, проверяют Высказывают предположения, | целеполагание, самоконтроль, самооценка. | действие смыслообразования | ||
Самоопределение к деятельности | |||||
– Ответы на все ли вопросы вы знали? – В чём заключалась трудность при их выполнении? – С каким классом соединений тесно связаны оксиды? – Взгляните ещё раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели на урок. Назовите тему сегодняшнего урока? | Учащиеся отмечают задания, вызвавшие затруднения отвечают на вопросы и формулируют тему и цель урока.
Кислоты | Умение решить задачу известным способом, умение фиксировать проблему | умение понимать и сохранять учебную цель и задачу | умение слушать учителя, строить понятные для собеседника высказывания, умение излагать свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом | умение выдвигать гипотезу и обсуждать ее, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Записана тема урока. |
Совместное открытие новых знаний. | |||||
Организует дискуссию по вопросу: -От чего зависят свойства веществ?(от состава) — Если в состав всех кислот входит атом водорода, будут ли кислоты обладать сходными свойствами? 2. Проведение эксперимента, подтверждающего правильность высказанных гипотез. 3. Организует показ демонстрационных опытов по изучению химических свойств кислот. Обсуждение применения изученных свойств кислот в быту. (Физминутка) 4.Организует обсуждение по вопросу: «Могут ли неорганические кислоты образовываться в природе?» 5. Демонстрация видеофрагмента «Образование кислотных дождей» 6. Предлагает учащимся познакомиться с материалом учебника и дополнительной литературы по данной теме, с последующим обсуждением в группах (по отраслям применения кислот). Приложение №5 | Выполнение химического эксперимента по предложенному алгоритму «Изменение окраски индикатора в кислой среде» (работают по группам) Наблюдение за экспериментом, используя CD «Виртуальная лаборатория». Обсуждение, составление кластера, запись уравнений химических реакций в тетрадь совместно с учителем. Обмениваются мнениями и высказывают предположения. Просмотр фрагмента. Запись уравнений химических реакций, в результате которых образуются кислоты в природе ( по желанию) Работа с учебником и дополнительной литературой. Обсуждение вопроса в группе. Обмен мнениями. Записаны уравнения химических реакций по желанию. Выступление представителя из группы о применении кислот. Приложение №5 | умение самостоятельного поиска способов решения проблемы. умение проводить эксперимент, делать выводы. умение работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами. извлечение необходимой информации из просмотра учебного материала; умение структурировать знания. умение выдвигать гипотезу и обсуждать ее. формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать). знают состав кислоты. знают определение понятий: индикатор и кислотная среда. знают как изменяется окраска индикатора в кислой среде. запись выводов в тетрадь. запись уравнений химических реакций в тетрадь. знают, что кислотные дожди образуются в природе в результате человеческой деятельности. | проведение необходимого действия самостоятельность, самоконтроль и самооценка достигнутого результата. | формируем умение слушать и понимать других, учитывая позицию собеседника. умение излагать свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом. | самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению. |
Закрепление изученного материала. | |||||
1. Предлагает составить Синквейн на тему «Кислоты» | Составляют Синквейн, представляют окружающим. | умение планировать свою деятельность, оценивать эффективность своей работы и группы. Запись синквейна в тетради. | |||
Домашнее задание | |||||
Планирование работы на следующий урок. Предлагает домашнее задание на следующий урок: §20, упр. 3,4 стр. 107 (письменно) по выбору в. 1 стр. 107 | Учащиеся выбирают и записывают задания на дом | ||||
Рефлексия | Отвечают: Сегодня на уроке я научилась(ся)… Сегодня на уроке я узнал(а)… Неожиданностью для меня явилось то, что…. | ||||
Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что… -Особенно интересным было… Предлагает совместно оценить вклад каждого в общее дело по Матрице. Приложение № 3,4 | Учащиеся самостоятельно оценивают своей образовательной деятельности на уроке. Приложение № 2,3,4 | формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Приложение № 1
Утверждения | Да | нет | не знаю |
Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные | |||
Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные | |||
Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей | |||
Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой | |||
Все основные оксиды взаимодействуют с водой | |||
Все кислотные оксиды взаимодействуют с водой | |||
При взаимодействии кислот с основным оксидом образуется соль и вода | |||
Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями | |||
Всем кислотам соответствуют кислотные оксиды | |||
Кислоты могут реагировать с металлами | |||
Кислоты могут взаимодействовать с солями |
Приложение № 2 Матрица оценивания образовательных результатов.
Виды деятельности | Отлично «5 баллов» | Хорошо «4 балла» | Удовлетворительно «3 балла» |
Познавательная деятельность (оценка теоретических знаний) | Активно участвовал в обсуждении проблемы. Внимательно не перебивая, выслушивал ответы других, принимал участие в их обсуждении. На все поставленные вопросы отвечал полным ответом и самостоятельно, приводил собственные примеры, доказательства и аргументы. | Активно участвовал в обсуждении проблемы. Внимательно не перебивая, выслушивал ответы других. Отвечал на отдельные вопросы полным ответом. Приводил собственные примеры по теме обсуждения. При этом допускал несущественные ошибки, исправленные в ходе совместного обсуждения. | Слушал обсуждение проблемы другими. Отвечал на отдельные вопросы совместно с учителем или Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. |
Исследовательская деятельность — оценка экспериментальных умений | Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы) | Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. | Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. |
Групповая деятельность — оценка при работе в группе | Взаимопомощь, сотрудничество; Внимательно выслушивал мнение другого; Совместная выработка общего решения. | Взаимопомощь, сотрудничество; Перебивал, не давал высказаться другому, навязывал свою точку зрения. | Принял пассивное участие, соглашался с мнением других, не высказывал свою точку зрения. Не был заинтересован в общем результате совместной деятельности. |
Приложение №3 Таблица перевода баллов в отметку
Количество баллов | Самооценка ученика | Оценка учителя |
14-15 баллов | 5 (отлично) | |
11-13 баллов | 4 (хорошо) | |
9-10 баллов | 3 (удовлетворительно) |
Приложение №4 Оценочный лист
Виды деятельности | отлично | хорошо | удовлетворительно |
Познавательная | |||
Исследовательская | |||
Групповая | |||
Итог |
Приложение № 5 Инструктивная карта №1
Как можно доказать наличие в растворе кислотной среды?
Опорные знания: индикатор(лакмус), кислая среда.
Цель эксперимента: определить окраску индикатора (лакмуса) в растворе соляной кислоты)
Ход эксперимента:
1. в раствор кислоты внести несколько капель индикатора: лакмуса.
Что наблюдаете?
Сделайте вывод о распознавании кислот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....