Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир органических веществ» для учащихся 10 классов
рабочая программа по химии
«Мир органических веществ»
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение курса по органической химии.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.Внеурочная деятельность даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в инструмент творческого освоения мира. И, кроме того, служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_10_kl_po_himii.docx | 44.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир органических веществ»
для учащихся 10 классов
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Овчинникова Алла Львовна
учитель химии,
высшей квалификационной
категории
Санкт-Петербург
2021-2022 уч. год
«Мир органических веществ»
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение курса по органической химии.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:
- помочь учащимся усвоить курс органической химии
- расширение и углубление знаний об органических веществах
- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных
- воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества
Задачи курса:
- раскрыть более подробно содержание предмета органической химии
- развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту
- показать практическое значение органических веществ для человека
- научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека
- раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем
- способствовать развитию способности к самостоятельной работе
- совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности
Внеурочная деятельность даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в инструмент творческого освоения мира. И, кроме того, служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.
В данномкурсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и практические умения.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием; решение расчетных задач - контрольной работой; практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий, электронных библиотек, дополнительной литературы в виде защиты проекта по одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55% - 60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке- конференции проектную работу.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения
Учебно-познавательные
- применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме;
- принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ)
Информационные
- владение современными средствами информации
- поиск, анализи отбор необходимой информации, ее преобразование
- работа со словарями, справочниками при изучении новых понятий, терминов;
- подготовка презентаций, использование Интернет-ресурсов, научной литературы при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов;
- привлечение обучающихся к самостоятельному составлению всевозможных задач на производственные, бытовые темы.
Коммуникативные
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Ценностно-смысловые
- – способность ориентироваться в окружающем мире;
- – интерес к творческой деятельности;
- – понимание активной преобразующей роли человека в обществе;
Социально-трудовые
- – ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- – активное творческое отношение к окружающей действительности;
- – уважительное отношение к труду и творчеству;
- – бережное отношение к результатам труда и творчества;
Личностные
- экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- неприятие вредных привычек: курения, употребление алкоголя, наркотиков.
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении химических задач.
Контроль
По окончании курса учащиеся:
будут знать:
- классификацию органических соединений;
- общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
- практическое значение отдельныхпредставителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
- способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
будут уметь:
- устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- составлять уравнения реакций разных типов;
- соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Из истории органической химии. (3 ч)
Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа |
- Классификация органических соединений. (2ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены); карбо-циклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
- Молекулы из двух элементов-углеводороды. (11 ч)
Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Алканы. Строение(sp3 – гибридизация). Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Циклоалканы. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Особые свойства циклопропана, циклобутана. Алкены. Ацетилен.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
- О веществах с гидроксильной группой. (7 ч)
Особенности электронного строения молекул спиртов. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с
этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Фенолы. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая, проблемная работа. |
- Два противоположных мира. (5ч)
Особенности строения карбоксильной группы. Свойства и применение важнейших карбоновых кислот. Качественные реакции на карбоновые кислоты и альдегиды.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
6. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (6ч)
Сложные эфиры высших карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры. Омыление жиров. Натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот. СМС.
Виды деятельности | Формы организации работы |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, интеллектуальные игры. |
Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Сроки проведения | Описание занятий | Планируемые результаты | |||
общее | теория | практика | предметные | Метапредметные и личностные | ||||
Тема 1: Из истории органической химии | 3 | 2 | 1 | при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии; | - расширить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; | |||
1 | «Растительные и животные вещества» и «минеральные тела». | сентябрь | Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. | |||||
2 | «Непохожие друг на друга». Об отличии органических веществ от неорганических. | сентябрь | ||||||
3 | Самый главный атом. | сентябрь | ||||||
Тема 2:Классификация органических соединений | 2 | 1 | 1 | |||||
4 | Классификация органических соединений по строению углеродного скелета. | сентябрь | Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. | - научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком; | - развить познавательные интересы; - умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; | |||
5 | Классификация органических соединений по функциональным группам. | октябрь | ||||||
Тема 3: Молекулы из двух элементов-углеводороды | 11 | 9 | 2 | |||||
6 | Тетраэдр-«подарок» природы. | октябрь | Происхождение природных источников углеводородов. Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Химический анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений как методы научного познания. Математическое моделирование пространственного строения молекул органических веществ. Современные физико-химические методы установления состава и структуры веществ. Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии | показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека; | - развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; | |||
7 | Всегда ли двойная связь прочнее? | октябрь | ||||||
8 | Про всем известный ацетилен! | ноябрь | ||||||
9 | Молекулы-циклы. | |||||||
10 | «Ароматический» не значит ароматный. | ноябрь | ||||||
11 | Бензольные кольца вместе и врозь. | ноябрь | ||||||
12 | Пестициды: вред и польза. | декабрь | ||||||
13 | Происхождение природных источников углеводородов. Природный газ. | декабрь | ||||||
14 | Происхождение природных источников углеводородов. Нефть-чёрное золото. | декабрь | ||||||
15 | Решение практических задач по теме углеводороды. | декабрь | ||||||
16 | Практическое занятие. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный элементный анализ соединений. | декабрь | ||||||
Тема 4: О веществах с гидроксильной группой | 7 | 5 | 2 | |||||
17 | Спирты-они же алкоголи. | январь | Особенности электронного строения молекул спиртов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Практическое определение нахождения спиртов в организме (проведение качественных реакций) | - совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; | неприятие вредных привычек: курения, употребление алкоголя, наркотиков. | |||
18 | Действие этанола на белковые вещества. | январь | ||||||
19 20 21 | Алкотестер. Алкоголь в крови человека. Действие алкоголя на пищеварение. Глицерин и этиленгликоль. Та же группа, но уже кислая. Про фенол. | январь | ||||||
22 | Практическое занятие. Обнаружение функциональных групп: спиртов, фенолов | февраль | ||||||
23 | Викторина «Спирты и фенолы» | февраль | ||||||
Тема 5: Два противоположных мира. | 5 | 4 | 1 | |||||
24 | Союз двух групп. О кислотах и основаниях. | февраль | Особенности строения карбоксильной группы. Свойства и применение важнейших карбоновых кислот. Практическое определение ФГ. Качественные реакции на карбоновые кислоты и альдегиды. | при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии; | - сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со справочными материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации | |||
25 | Муравьиная кислота и ее «Родственники». | март | ||||||
26 | Анестезин. | март | ||||||
27 | Практическое занятие. Качественные реакции на альдегиды и карбоксильную группу. | март | ||||||
28 | Химическая эстафета «Органические кислоты» | март | ||||||
Тема 6: Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. | 6 | 4 | 2 | - возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде | экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; | |||
29 | Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. | апрель | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии. Химия в медицине. Разработка лекарств. Химические сенсоры. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. | |||||
30 | Правила безопасности со средствами бытовой химии. | апрель | ||||||
31 | Практическое занятие. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков. | апрель | ||||||
32 | Про эфиры. | май | ||||||
33 | Практическое занятие. Извлечение эфирных масел из растительного материала. | май | ||||||
34 | Интеллектуальная игра «Великие русские химики». | май | ||||||
ИТОГО: | 34 | 25 | 9 |
Литература для учащихся:
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 2018.
- Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2016.
- Аликберова Л.Ю., РуккН.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2015.
- Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа, 2005.
- Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2015.
- Г. Фелленберг – Загрязнение природной среды – М, мир, 1997 г
- Т.Н. Литвинова – Задачи по химии с медико-биологической направленностью, - Ростов-на-Дону. Феникс, 2018 г
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Библиотека электронных наглядных и учебных пособий www.edu. rt.ru
- Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».
- htpp://www.alhimik.ru
- htpp//www./schoolchemistry.by.ru
- www.1september.ru
- htpp//www./school-collection.edu.ru
- edu.tatar.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Компьютерное сопровождение проекта» для 5 класса
Рабочая программа курса «Компьютерное сопровождение проекта» составлен на основе авторской программы Цветковой М.С. «Мой инструмент - компьютер», изложенной в сборнике «Информатика. Математика. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса
Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «ГТО в школе» для учащихся 2-х классов, (учитель Романов А.А)
laquo;Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО" является основой нормативных требований к физической подготовке учащейся, определяющей уровень физической готовности молодежи к труду и обороне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» (для учащихся 10-11-х классов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» (для учащихся 10-11-х классов)...