РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» (для учащихся 10-11-х классов)
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_matematika_10-11.doc | 472 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. № 1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО», утверждённый приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413; с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов со- держания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2022 г.
Уровень реализации: среднее общее образование
Направленность: общеинтеллектуальная
Срок реализации:2 года
Программа рассчитана на два года обучения в объеме 140 часов (70 часов в 10-м классе и 70 часов в 11-м классе по 2 часа в неделю).
Курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики.
Цель курса:
- углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам курса математики, необходимых для применения в практической деятельности и подготовки учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть С), к продолжению образования.
Задачи курса:
- познакомить обучающихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного курса математики;
- сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ (часть С);
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
- продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
- способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов.
Виды деятельности: лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, тестирование.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения:
Личностных:
1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных:
познавательные:
1) овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
2) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
1) умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
2) адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметных:
Базовый уровень:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Углубленный уровень:
1) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
2) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
3) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
4) сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
5) владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам, урок-презентация, урок – исследования.
Содержание курса
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы обучающиеся смогут рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
10 класс
Введение (2ч). Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по математике, с его структурой, содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий.
Тема 1. Многочлены (8ч )
Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Алгоритм Евклида для многочленов. Теорема Безу и ее применение. Схема Горнера и ее применение. Методы решения уравнений с целыми коэффициентами. Решение уравнений высших степеней.
Тема 2. Преобразование выражений (8 часов)
Преобразования выражений, включающих арифметические операции. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений. Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа.
Тема 3. Решение текстовых задач. Олимпиадные задачи. (8 ч)
Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового уровня). Приемы решения текстовых задач на движение, совместную работу, проценты, пропорциональное деление, смеси, концентрацию, на последовательности, переливания, взвешивания, движения. Софизмы, ребусы, шифры, головоломки. Задачи практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей (по типу заданий КИМ ЕГЭ профильного уровня).
Тема 4. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей (4 часа)
Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события.
Тема 5. Функции (10 ч)
Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Функции, содержащие модуль.
Тема 6. Модуль и параметр (8 ч)
Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов. Понятие параметра. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.
Тема 7.Планиметрия (22ч)
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Окружность. Хорды, касательные, их свойства. Вписанные углы. Вписанные окружности Описанные окружности.
11класс
Тема 8. Преобразование выражений (10)
Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Пре- образование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.
Тема 9. Уравнения, неравенства и их системы (часть С) (21 ч)
Различные способы решения дробно - рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем. Схема Горнера. Уравнения и неравенства со знаком модуля (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические). Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические - по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня).
Тема 10. Модуль и параметр (6 ч)
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.
Тема 11. Производная и ее применение (10 ч)
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и по- строению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Тема 12. Стереометрия (17 ч)
Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.
Решение тестов ЕГЭ (4ч)
Итоговый урок (2ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1-2 | Введение | 2 | ||
1.Многочлены | 8 | |||
3 | Действия над многочленами. Корни многочлена | 1 | ||
4 | Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения | 1 | ||
5 | Алгоритм Евклида для многочленов | 1 | ||
6 | Теорема Безу и ее применение. | 1 | ||
7 | Схема Горнера и ее применение | 1 | ||
8 | Методы решения уравнений с целыми коэффициентами | 1 | ||
9-10 | Решение уравнений высших степеней | 2 | ||
2. Преобразование выражений | 8 | |||
11 | Преобразование выражений, включающих арифметические операции | 1 | ||
12 | Сокращение алгебраических дробей | 1 | ||
13 | Преобразование рациональных выражений | 1 | ||
14 | Преобразование выражений, содержащих возведение в степень | 1 | ||
15-17 | Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени | 3 | ||
18 | Преобразование выражений, содержащих модуль числа | 1 | ||
3. Решение текстовых задач. Олимпиадные задачи | 8 | |||
19 | Приемы решения текстовых задач на движение (прямолинейное, круговое). | 1 | ||
20 | Приемы решения текстовых задач на совместную рабо ту | 1 | ||
21 | Приемы решения текстовых задач на проценты | 1 | ||
22 | Приемы решения текстовых задач на пропорциональное деление | 1 | ||
23 | Приемы решения текстовых задач на смеси, сплавы, растворы и концентрацию | 1 | ||
24 | Задачи практического содержания: физического профиля (повышенный уровень математической подготовки учащихся). | 1 | ||
25 | Задачи практического содержания: экономического профиля. | 1 | ||
26 | Задачи с параметрами (высокий уровень математической подготовки учащихся). | 1 | ||
4. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 4 | |||
27-28 | Перестановки, размещения, сочетания. | 2 | ||
29-30 | Вероятность случайного события. | 2 | ||
5.Функции | 10 | |||
31-32 | Свойства и графики элементарных функций | 2 | ||
33-34 | Тригонометрические функции, их свойства и графики | 2 | ||
35-36 | Преобразование графиков функций | 2 | ||
37-38 | Функции у=f(|x|) и у= |f(х)|, их свойства и графики | 2 | ||
39-40 | Функции у=f(|x|) и у= |f(х)|, их свойства и графики | 2 | ||
6. Модуль и параметр | 8 | |||
41-42 | Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и систем с модулем | 2 | ||
43-44 | Метод интервалов | 2 | ||
45 | Понятие параметра | 1 | ||
46-47 | Решение простейших уравнений им неравенств, содержащих параметр | 2 | ||
48 | Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром | 1 | ||
7. Планиметрия | 22 | |||
49-51 | Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника | 3 | ||
52-56 | Многоугольники. Нахождение площадей фигур | 5 | ||
57-60 | Способы нахождения площади треугольника. | 4 | ||
61-63 | Формула Пика. Задачи на квадратной решетке. | 3 | ||
64-67 | Окружность. Хорды касательные, их свойства. Вписанные углы. | 4 | ||
68-69 | Решение тестов ЕГЭ | 2 | ||
70 | Итоговый урок | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
8. Преобразование выражений | 10 | |||
1-2 | Преобразование показательных выра жений | 2 | ||
3-6 | Преобразование логарифмических выражений | 4 | ||
7-10 | Преобразование тригонометрических выражений | 4 | ||
9. Уравнения, неравенства и их системы (часть С) | 21 | |||
11-12 | Различные способы решения дробно - рациональных уравнений и неравенств | 2 | ||
13-14 | Различные способы решения иррациональных уравнений и неравенств | 2 | ||
15-17 | Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств | 3 | ||
18-20 | Различные способы решения показательных уравнений и неравенств | 3 | ||
21-23 | Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств | 3 | ||
24-25 | Основные приемы решения систем уравнений | 2 | ||
26-27 | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств | 2 | ||
28-29 | Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем | 2 | ||
30-31 | Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем | 2 | ||
10. Модуль и параметр | 6 | |||
32 | Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих модуль | 1 | ||
33 | Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих модуль | 1 | ||
34 | Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих параметр | 1 | ||
35 | Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих параметр | 1 | ||
36 | Функционально - графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем | 1 | ||
37 | Функционально- графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с параметром | 1 | ||
11.Производная и ее применение | 10 | |||
38 | Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной | 1 | ||
39 | Уравнение касательной | 1 | ||
40 | Физический и геометрический смысл производной | 1 | ||
41 | Производная сложной функции | 1 | ||
42 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков | 1 | ||
43 | Наибольшее и наименьшее значения функции | 1 | ||
44 | Экстремумы функции | 1 | ||
45 | Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах | 1 | ||
46-47 | Применение производной для нахождения наилучшего решения в социаль но-экономических задачах | 2 | ||
12. Стереометрия | 17 | |||
48-53 | Углы в пространстве. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. | 6 | ||
54-56 | Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения | 3 | ||
57-59 | Вычисление объемов многогранников, тел вращения | 3 | ||
60-64 | Расстояния в пространстве. Расстояние между прямыми и плоскостями. Расстояние от точки до прямой и до плоскости. Координатный метод. | 5 | ||
65-68 | Решение тестов ЕГЭ | 4 | ||
69-70 | Итоговый урок | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс
Целью программы курса внеурочной деятельности является: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИЗО-студия» для учащихся 1-4 классов
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование» для учащихся 2-4 классов
Самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);Создавать модели при помощи специальных элементов по ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» для учащихся 5-7 классов
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Овладение навыками коллективной деятельност...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу составила : Маёнкова Ирина Ни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол (девушки)» для учащихся 8 класс
Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Часть учащихся имеет огромное желание заниматься баскетболом, они хотят совершенствоваться в игре не только на уроках, но и во в...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г....