Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2019 г.
Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ОГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, выборочное изложение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ОГЭ 2020 года, а также перечень заданий КИМов 2020 года.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Секреты грамотного письма" рабочая программа для 9 класса | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения;
готовность к самостоятельной творческой деятельности;
толерантное сознание и поведение в обществе;
навыки сотрудничества со сверстниками;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к самообразованию.
Ученик научится:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать собственные тексты;
- изучать языка; осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
умение ориентироваться в различных источниках информации;
умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
владение навыками познавательной рефлексии.
Ученик научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятий
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Предметные:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Ученик научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Ученик получит возможность научиться:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
II. Содержание учебного курса
Раздел 1 Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту. Жанровая специфика текстов для изложения представляет собой содержание текстов различных жанров (путевые заметки, записки, очерки, рецензия, дневник и др.). Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных навыков, важнейшими из которых являются следующие:
-точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
-адекватно воспринимать авторский замысел;
-вычленять главное в информации;
-сокращать текст разными способами;
-правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
-находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы предусматривает выполнение 7 заданий: 4 задания (задания 2-5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный , грамматический анализ; три задания (задания 6-8) нацелены на анлиз тектса, а именно проверяют глубину и точность понимиания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиция автора или героя; характеристика героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3 Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи - рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
III. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2019. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | 1 |
2. | Раздел 1. Сжатое изложение | 9 |
3. | Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом. | 15 |
4. | Раздел 3. Сочинение-рассуждение. | 9 |
Итого | 34 |
IV. Календарно-тематическое планирование внеурочного курса
№ урока п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | |
план | факт | |||||
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2019. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | 1 час | Мини-лекция | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. | ||
Раздел 1. Сжатое изложение - 9 часов | ||||||
2 | Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий | 1 | Мини-лекция, практикум | Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | ||
3,4 | Текст. Основное содержание текста. Тема и микротемы текста. | 2 | Мини-лекция, практикум | |||
5 | Структура задания 1. Способы сжатия текста | 1 | Мини-лекция, практикум | |||
6 | Способы сжатия текста | 1 | Мини-лекция, практикум | |||
7 | Смысловая цельность изложения. Абзацное членение. | 1 | Мини-лекция, практикум | |||
8,9 | Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения | 2 | Практикум, изложение | |||
Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом - 15 часов. | ||||||
10,11 | Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. | 2 | Практикум | Уметь определять количество грам. основ. Уметь находить предикативную основу предложений. | ||
12-14 | Задание 3. Пунктуационный анализ предложений различной конструкции. | 3 | Практикум | Повторить и обобщить знания по осложнённому ПП, ССП, СПП, БСП отработать навыки пунктуации | ||
15 | Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Виды связи в словосочетании. | 1 | Мини-лекция, практикум | Уметь определять виды связи в словосочетании, перестраивать словосочетание. | ||
16-19 | Задание 5. Орфографический анализ слова. | 4 | Практикум | Уметь классифицировать ошибки, объяснять правописание Уметь правильно писать слова с разными видами орфограмм. | ||
20 | Задание 6. Анализ содержания текста. | 1 | Мини-лекция, практикум | Уметь проводить анализ текта, распознавать основные признаки текста,выделять тему, основную мысль. ключевые слова, микротемы. | ||
21,22 | Задание 7. Анализ средств выразительности речи. | 2 | Практикум | Знать средства выразительности, находить их в тексте. | ||
23,24 | Задание 8. Лексический анализ слова. Синонимы. Антонимы. | 2 | Практикум | Уметь проводить лексический анализ слова. Уметь различать синонимы, антонимы, омонимы и находить их в тексте. | ||
Раздел 3. Сочинение-рассуждение - 9 часов. | ||||||
25,26 | Задание 15. Структура сочинения-рассуждения. | 2 | Практикум | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту. | ||
27,28 | Строим тезис. | 2 | Практикум | |||
29,30 | Приводим аргументы. | 2 | Практикум | |||
31 | Пишем заключение. | 2 | Практикум | |||
32,34 | Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения- рассуждения. | 2 | Практикум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты английского языка"
Рекомендована для подготовки обучающихся к ОГЭ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
Рабочая программа курса по выбору «Секреты грамотного письма»
Курс по выбору «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с треб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).Программа внеурочн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (5 класс)
Занимательная грамматика для 5 класса....