Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

                                                                                учитель химии и биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Технологическая карта урока химии

по теме «Классификация химических реакций»

Предмет, класс, дата

Химия, 9 класс

Тема урока

«Классификация химических реакций»

Тип урока

Усвоения новых  знаний

Цель урока

Изучить классификацию химических реакций;

Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и  характеризовать химические реакции  на основе их классификации.

Задачи урока

Образовательные

Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

Развивающие

Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные

Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке,  культуры   речи,  трудолюбия, усидчивости.

Планируемые результаты

Личностные

Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками

Предметные

Знать: классификацию химических реакций по разнообразным признакам. Определение окислителя и восстановителя.

Уметь: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы

организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии

  • технология оценивания учебных успехов;
  • технология проблемного диалога;
  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Методы обучения

  • метод проблемного изложения;
  • репродуктивный
  • иллюстративный метод;
  • эвристический метод;
  • поисковый метод;
  • метод анализа и синтеза.

Методы познавания

Самопознания

Оборудование, средства обучения

  • учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку;
  •  лабораторное оборудование – пробирки; спиртовка, спички, газоотводная трубочка, химический стакан, ложечка, штатив для пробирок;
  •  химические вещества – пероксид водорода, оксид марганца (IV), серная кислота, хлорид бария, цинк, соляная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия.

Основные виды деятельности

лабораторный опыт, самостоятельная работа

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный

этап

Приветствие учащихся,

Психологический настрой, включение в деловой ритм.

Готовятся к началу урока.

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивационно - целевой

Эти явления знаете вы.

В природе и в быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.

- Что же это за явления?

Фронтальная беседа:

А что такое химическая реакция?

Каковы признаки химических реакций?

Каковы условия возникновения химических реакций?  

Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций?

Что такое классификация?

Так как же звучит тема нашего урока?

Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?

Что мы будем изучать?

Отвечают на вопрос.

Ответ: Химические реакции.

Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие.

Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций.

Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций.

Ответ: Классификация химических реакций.

Ответ: Деление на группы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы.

Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод

Личностные УУД

Интерес к учебному материалу

Метапредметные:

- Регулятивные:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

- коммуникативные:    

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

3. Актуализация знаний учащихся    

1) Работа у доски: дописать уравнения реакции

Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2                                    

AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓

Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O              

Cu(OH)2 = CuO+ H2O

2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O                      

2H2 + O2 = 2H2O

CaO +H2O = Ca(OH)2                                        

2K + 2H2O = 2KOH + H2

Работа у доски  учащихся.

4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Откройте учебники на стр. 30-32. Какую вам предлагают информацию? Изучите таблицу «Классификации химических реакций».

Самостоятельную работу с текстом учебника вы проведите в форме кластера.

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

  • Соединение;
  • Разложение;
  • Замещение;
  • Обмен.
  1. По тепловому эффекту
  • Экзотермические (+ Q).
  • Эндотермические (-Q).
  1. По признаку обратимости
  • Обратимые реакции – протекают одновременно в двух противоположных направлениях
  • Необратимые реакции – протекают только в одном направлении
  1. По агрегатному состоянию веществ
  • Гетерогенные реакции – протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т).
  • Гомогенные реакции – протекают между веществами в однородной.
  1. По наличию катализатора
  • Каталитические.
  • Некаталитические
  1.  По изменению степеней окисления химических элементов
  • Окислительно-восстановительные.
  • Не окислительно-восстановительные. (С. О. – const)

Слушают учителя.

Поиск и обработка информации из разных источников.

Творческая работа:

в тетрадях составляют кластер

Личностные результаты

1.Стремится к речевому самосовершенствованию.

2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль  в процессе речевой деятельности.

5. Физминутка

Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

З а д а н и я.

1). В периодической системе найдите элемент-неметалл - самый сильный окислитель:VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F.)

2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В.)

3). Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он  в  7-м  периоде.(Fr.)

4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы,  

2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О.)

5). Переведите  взгляд вниз и влево, на элемент, атомы   которого  образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg.)

6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.)

Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

6. Первичное усвоение новых знаний

Класс разделен на 3 группы, задания напечатаны в рабочих листах.

Инструктаж по технике безопасности.

      1 группа

Задание: проведите химические реакции, которые относятся к первому признаку классификации (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции)

Оборудование: химический стакан, пробирка.

Вещества: цинк, соляная кислота, карбонат натрия, соляная кислота.

Выполнение работы:

  1. На дно пробирки поместите 2 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?
  2. В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете
  3. Оформите отчет о проделанной работе:

- запишите уравнения реакций;

- наблюдения;

- сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку).

     2 группа

Задание: проведите химические реакции, которые относятся ко второму и третьему признаку классификации (обратимость и тепловой эффект)

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки,

Вещества: раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты.

Выполнение работы:

  1. В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
  2. В пробирку  налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и столько же раствора серной кислоты. Что вы ощущаете прикасаясь к пробирке?
  3. Оформите отчет о проделанной работе:

- запишите уравнения реакций;

- наблюдения;

- сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку).

     3 группа

Задание: проведите химические реакции, которые относятся к четвертому признаку классификации (изменение степеней окисления элементов в молекулах реагирующих веществ) и

Оборудование: штатив с пробирками.

Вещества: раствор серной кислоты, раствор иодида калия, 3% раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV).

Выполнение работы:

  1. В пробирку налейте немного раствора иодида калия и подкислите его серной кислотой. Прибавьте  3% раствор пероксида водорода. Налейте полученный  раствор в пробирку с крахмалом. Что наблюдаете?
  2. В пробирку налейте 2 мл 3% раствора пероксида водорода и насыпьте немного оксид марганца (IV). Что наблюдаете?
  3. Оформите отчет о проделанной работе:

- запишите уравнения реакций;

- наблюдения;

- сделайте выводы (расставьте степени окисления атомов, классифицируйте реакции по заданному признаку).

Слушают учителя.

Делятся на 3 группы.

Выполняют лабораторную работу, соблюдая правила техники безопасности.

Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод.

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

7. Закрепление изученного материала

- Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы.

- Какие из них нам удалось решить?

Самостоятельная работа по вариантам

Закрепление знаний.

 1.  Самостоятельная работа -

Дайте характеристику следующим реакциям:

1 вариант: C (тв.) + 2Н2 ↔ СН4 +Q

2 вариант: 2 HgO(тв.) =2Hg (ж.) + О2(г.) – Q

2. Тестовая работа «Классификация химических реакций» - подготовка к ОГЭ.

Вариант 1.

1. К реакциям соединения относится:

а) горение фосфора                                    

в) реакция между медью и раствором азотной кислоты                                  

б) реакция между калием и водой          

г) реакция между мелом и соляной кислотой

2. Верно утверждение, что реакция нейтрализации – это реакция:

а) окислительно-восстановительная;      

б) обмена;

в) всегда обратимая;                                  

г) каталитическая.

3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

а) горение;      

б) кипение                    

в) возгонка;    

г) плавление

4. Необратимой является реакция:

а) разложения угольной кислоты;      

б) получения сернистой кислоты из оксида серы(IV) и воды;

в) разложения гидроксида меди (П);  

г) получения аммиака из простых веществ.

5. К реакциям ионного обмена относится реакция между:

а) раствором гидроксида калия и соляной кислотой;      

б) магнием и серой;

в) цинком и соляной кислотой;                                         г) раствором хлорида меди (II)  и железом.

Вариант 2.

 1. Гомогенной является реакция:

а) горение фосфора                    

б) реакция между оксидом фосфора (V) и водой

в) окисление оксида азота (II) кислородом    

г) реакция между мелом и соляной кислотой

2. Верно утверждение, что реакция: Zn + 2 HCl = ZnCl2 + Н2

а) окислительно-восстановительная;                           б) обмена;

в) обратимая;                                                                  г) каталитическая.

3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции не относится:

а) горение магния;                                          

б) ржавление железа

в) кипение воды;                                              

г) разложение карбоната кальция

4. Сокращённому ионному уравнению реакции Ва2+ +СО3 2-  =ВаСО3 соответствует взаимодействие между:

а) оксидом бария и угольной кислотой                       в) гидроксидом бария и карбонатом кальция

б) хлоридом бария и карбонатом натрия                   г) барием и карбонатом калия

5. К реакциям ионного обмена относится реакция между:

а) натрием  и водой;                                  

 б) железом и серой;

в) магнием  и соляной кислотой;              

 г) раствором  хлорида бария и раствором сульфата натрия.

Ключи: I вариант: 1-а;  2-б; 3-а; 4-в; 5-а;

             II вариант: 1-в;  2-1; 3-в; 4-; 5-а;

Критерии, оценки (на доске)

«5»-нет ошибок

«4»- одна ошибка

«3»-две ошибки

Более двух ошибок Вам стоит постараться

3) Выступление учащихся с  творческими проектами: «Химические реакции на кухне» (видеофрагмент), «Типы химических реакций», «Значение химических реакций», «Оловянная чума».

Фронтальная работа

Выполняют задания самостоятельной работы.

Оценивают и корректируют свои знания.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

8. Рефлексия.

Составьте синквейн по теме урока.

«Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой

Повторим цель урока.  Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии.

Вывод: Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Самооценивание

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность,            достижение поставленной цели.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений,

координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УУД

Осознание ответственности за личное дело.

9. Домашнее задание, инструктаж по  выполнению.

По выбору:

1. Работа с КИМами ОГЭ.

2. Работа с компьютером (ЦОР).

Продвинутая группа:

  1. Расчетная задача повышенного уровня сложности.
  2. Сообщения на тему: «Химические реакции в нашей жизни».

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Кластер «Явления»

Приложение 2.

Синквейн «Типы химических реакций»

 1. Реакция

2. Экзотермическая, эндотермическая

3. Изучили, повторили, закрепили

4.  Без химических реакций невозможна жизнь

5. Явление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....

Технологическая карта урока «Окислительно восстановительные реакции» 8 класс

Урок "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе построен по требованиям ФГОС в форме технологической карты....

Технологическая карта урока "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)

материал для подготовки к уроку "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)...

Технологическая карта урока для учащихся 8 класса "Типы химических реакций"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Он входит в первую тему «Первоначальные химические понятия» и логически следует за уроком «Химические уравнения». В о...

Технологическая карта урока "Окислительно – восстановительные реакции", 11 класс

Химия- 11, профильный.Габриелян О.С.       Тема урока: Окислительно – восстановительные реакции (90 минут) + урок- упражнение на отработку умений составлять уравнения ОВР в р...