Технологическая карта открытого урока "Растворы. Растворение. Растворимость".
методическая разработка по химии (8 класс)

Ирина Вадимовна Орлова

В этой публикации представлена технологическая карта и презентация открытого урока по теме "Растворы. Растворение. Растворимость"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта комбинированного урока по теме «Растворы.  Растворение.  Растворимость»

  (8 класс, дата проведения:  10.12.2021г.)

Тема урока

Комбинированный урок по теме «Растворы. Растворение. Растворимость»

Тип урока

Комбинированный урок изучения нового материала

Методическая цель урока

Представить различные приемы организации учебной деятельности  на комбинированном уроке изучения нового материала

Цель урока

Сформировать комплекс знаний по теме «Растворы. Растворение. Растворимость».

Задачи урока:

- организовать повторение основных элементов знаний по теме «Чистые вещества и смеси»: определения чистых веществ, смесей, виды смесей, их отличия от соединений

- дать определение понятиям «раствор», «процесс растворения», «растворимость», «коэффициент растворимости»;

- классифицировать растворы по количеству растворенного вещества;

- определить зависимость растворимости от температуры, научиться пользоваться кривыми растворимости;

- продолжить формировать умения применять теоретический материал для решения практических заданий разного вида и  разного уровня сложности;

- актуализировать познавательные умения учащихся посредством формирования  УУД при выполнении практических заданий разных видов и разного уровня сложности;

- создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при работе в мини-группе, инициативном сотрудничестве в поиске и систематизации информации, участии в диалоге;

- дать возможность учащимся представить результаты самостоятельно выполненных заданий;

- развивать интеллект, познавательные интересы, воспитывать организованность, инициативность, настойчивость.

Методы обучения:

метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования

Основные понятия темы

Раствор;  растворение; растворимость; коэффициент растворимости; кривые растворимости; насыщенный, ненасыщенный, пересыщенный растворы;

Применяемые современные технологии

Элементы технологии проблемного обучения, технологии диалогового взаимодействия, технологии формирования УУД

Организация пространства

 Кабинет химии

Межпредметные связи

С биологией, технологией

Ресурсы.

Оборудование:  - ПК и мультимедийный проектор, экран.

- презентация к уроку;

- наборы для лабораторного практикума

Дидактическое обеспечение урока: - рабочая карта;  конверт с заданиями; лист самооценки и оценки

              Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

-  знать, какие системы называются растворами, отличия и сходство растворов с соединениями;

- знать признаки химических и физических явлений, которые сопровождают процесс растворения;

- знать, что такое растворимость и коэффициент растворимость, как классифицируют растворы по содержанию растворенных веществ с точки зрения их растворимости;

- уметь пользоваться кривыми растворимости лля решения задач;

- уметь применять теоретические знания  в стандартной и нестандартной ситуациях;

-  уметь работать со справочным материалом (таблица растворимости, кривые растворимости);

-  понимать, как использовать знания, полученные в ходе лабораторного эксперимента, для объяснения природы процесса растворения, зависимости растворимости веществ от различных факторов.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде  формул и названий, извлекать информацию из формул веществ

Регулятивные: уметь  определять последовательность действий при выполнении задания; уметь работать по плану;  научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат;

Коммуникативные: уметь слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; получить возможность научиться работать в мини-группе, представлять результаты своей работы.

Формировать познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в применении теоретических знаний для решения практических заданий; развивать ценностное отношение друг к другу, к преподавателю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу.

Ход урока

Этапы организации  учебной деятельности

Формируемые УУД

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Вводно-мотивационный

  ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.

РУУД   самооценка

 

РУУД  планирование ЛУУД (самоопределение) мотивация учения

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует вводную беседу. Проводит лабораторный эксперимент: смешивает поваренную соль и подсолнечное масло. Просит определить, какие смеси приготовлены.

Помогает сформулировать тему урока.

Задает вопрос: «Что бы вы хотели узнать о растворах?» Выслушивает ответы учащихся и помогает сформулировать цель и план урока.  Открывает на экране готовую цель, план  урока  и спрашивает: «Устраивает-ли предложенный план, или его нужно доработать?» Выслушивает ответы  и предложения учащихся, вносит коррективы

Приветствуют преподавателя, осуществляют самоконтроль. Наблюдают лабораторный опыт. Участвуют  в беседе.

Называют элементы знаний и умений, освоенных при изучении темы предыдущего урока. Отвечают на вопрос.  Предлагают варианты формулировок темы урока. Осознают цель урока.

Сравнивают свой план урока с представленным на слайде

2

Технологичес-кий

ПУУД (общеучебные)

использование знаково-символических средств

ПУУД (общеучебные) узнавать, называть и определять явления окружающей действительности ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

РУУД (контроль) сличение результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

РУУД  самооценка

         Предлагает учащимся выполнить задание №1, для того,

чтобы составить определение понятия «Раствор». Задание заключается в том, чтобы вставить пропущенные слова в тексте. Учащиеся сравнивают свой вариант определения с появившемся на экране.  Ставят баллы в листе самооценки.

          Учитель спрашивает: «Есть ли нечто общее между растворами и соединениями?» и предлагает выполнить задание №2. Учащиеся выполняют задание №2 «Сходство растворов с соединениями и гетерогенными смесями»:.

        Учитель выполняет лабораторный эксперимент: растворяет едкий натр в воде. Предлагает одному из учащихся проверить, изменилась ли температура в системе. Ученик описывает свои наблюдения для всего класса. Предлагает учащимся выполнить задание №3 «Доказательство химического и физического взаимодействия компонентов раствора»: разложить карточки по признакам физических и химических  явлений, сделать вывод о природе процесса растворимости. Сравнить с ответом на экране, оценить выполнение задания в листе самооценки

Выполняют задание.  Дают определения понятий. Осуществляют коррекцию знаний и проводят самооценку.

Участвуют в беседе. Определяют сходство растворов с соединениями и гетерогенными смесями: раскладывают карточки с характеристиками растворов. Сравнивают с ответом на экране, оценивают выполнение задания в листе самооценки.

  Называют признаки процесса растворения. Сверяют свои ответы с информацией на экране.  Осуществляют коррекцию знаний и проводят самооценку.

Учащиеся выполнить задание  «Доказательство химического и физического взаимодействия компонентов раствора»: раскладывают карточки по признакам физических и химических  явлений, делают вывод о природе процесса растворимости. Осуществляют коррекцию знаний и проводят самооценку.

ПУУД (информационные) поиск и выделение необходимой информации в различных формах (текст, график, формула)

ПУУД (общеучебные) структурирование информации

          Предлагает учащимся прочитать часть §24 (стр. 101 и 102) и заполнить в рабочей карте следующие пункты:  дать определение растворимости,   ненасыщенного, насыщенного и пересыщенного растворов, по таблице растворимости привести примеры растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых веществ. Пользуясь определением в учебнике, составить формулу для нахождения коэффициента растворимости. Предлагает учащимся озвучить результаты работы.

Изучают текст, записывают в рабочую карту определения понятий: растворимости,   ненасыщенного, насыщенного и пересыщенного растворов. По таблице растворимости приводят примеры растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых веществ. Пользуясь определением в учебнике, составляют формулу для нахождения коэффициента растворимости. Отвечают на поставленные вопросы вслух.  Осознают и удерживают учебную задачу.

РУУД  выдвижение гипотезы

 ПУУД (общеучебные)  выделение и структурирование информации, полученной экспериментальным путем

КУУД работа во взаимодействии

РУУД  самооценка

Для определения зависимости растворимости от различных факторов, предлагает учащимся выполнить лабораторный эксперимент. Напоминает о правилах ТБ при работе со спиртовкой. Спрашивает: « выдвигают  гипотезу: «Какие факторы, по их мнению, окажут влияние на растворимость веществ?» Предлагает учащимся выполнить лабораторный эксперимент по готовой инструкции в рабочих картах, сделать вывод  о влиянии различных факторов на растворимость веществ, сравнить  полученные выводы с гипотезой.

Работа в парах. Учащиеся вспоминают правила ТБ работы со спиртовкой, анализируют лабораторные наборы и выдвигают гипотезу о зависимости растворимости от различных факторов. По готовой инструкции выполняют  лабораторный эксперимент, делают выводы о зависимости растворимости от температуры, природы растворенного вещества и растворителя. Участвуют в диалоге. Сравнивают полученные  выводы с гипотезой. Осознают и удерживают учебную задачу.

ПУУД (информационные) поиск и выделение необходимой информации (график)

ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

РУУД контроль

РУУД  взаимооценка

Предлагает учащимся рассмотреть графическую зависимость растворимости веществ от температуры  - кривые растворимости (на слайде).  Просит проанализировать и рассказать, какую информацию  можно извлечь из этого графика – выслушивает ответы учащихся. Предлагает выполнить задание №4: решить задачу, пользуясь кривыми растворимости, произвести взаимную оценку

Учащиеся анализируют кривые растворимости и рассказывают о том, какую информацию они могут из этого графика извлечь. Выполняют задание №4: решают задачу, записывают ответ в рабочую карту, осуществляют взаимную проверку

ПУУД (общеучебные) узнавать, называть и определять явления окружающей действительности ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

Предлагает привести примеры применения растворов в быту, производстве, медицине и пр.

Учащиеся участвуют в беседе, называют области применения растворов

3

Рефлексивный

РУУД (оценка) выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения

РУУД самооценка

ЛУУД

(самоопределение): мотивация учения

Просит подвести итог в листах самооценки и оценки. Предъявляет таблицу перевода баллов в оценку и просит выставить себе отметку.  

Предлагает выбрать два незаконченных предложения и завершить их

1)Сегодня я узнал, что…

2) Я понял, что…

) Я научился…

4) У меня получилось…

5) У меня не получилось…

6) Я считаю важным

Предлагает по желанию озвучить свои ответы.

Подводят итог в листах самооценки. Используя критерии перевода баллов в оценку, выставляют оценку за урок. Заполняют лист самооценки.  Оценивают свою активность на уроке.

Выбирают два предложения и заканчивают их.

Озвучивают ответы.



Предварительный просмотр:

Однородность

(гомогенность)

Состав может меняться в широких пределах

Многие свойства исходных компонентов сохраняются

Состав постоянный

Свойства исходных компонентов полностью меняются

Растворенное вещество можно выделить физическим методом

Задание №2

Задание №3

Диффузия

Раствор приобретает

вкус растворенного вещества

Раствор приобретает

цвет растворенного вещества

При растворении веществ выделяется или поглощается теплота

Изменение окраски некоторых веществ  при растворении

При растворении всех веществ в воде обязательно выделяется газ

При растворении растворенные вещества и растворитель никак не взаимодействуют

Однородность

(гомогенность)

Состав может меняться в широких пределах

Многие свойства исходных компонентов сохраняются

Состав постоянный

Свойства исходных компонентов полностью меняются

Растворенное вещество можно выделить физическим методом

Задание №2

Задание №3

Диффузия

Раствор приобретает

вкус растворенного вещества

Раствор приобретает

цвет растворенного вещества

При растворении веществ выделяется или поглощается теплота

Изменение окраски некоторых веществ  при растворении

При растворении всех веществ в воде обязательно выделяется газ

При растворении растворенные вещества и растворитель никак не взаимодействуют

Однородность

(гомогенность)

Состав может меняться в широких пределах

Многие свойства исходных компонентов сохраняются

Состав постоянный

Свойства исходных компонентов полностью меняются

Растворенное вещество можно выделить физическим методом

Задание №2

Задание №3

Диффузия

Раствор приобретает

вкус растворенного вещества

Раствор приобретает

цвет растворенного вещества

При растворении веществ выделяется или поглощается теплота

Изменение окраски некоторых веществ  при растворении

При растворении всех веществ в воде обязательно выделяется газ

При растворении растворенные вещества и растворитель никак не взаимодействуют

Однородность

(гомогенность)

Состав может меняться в широких пределах

Многие свойства исходных компонентов сохраняются

Состав постоянный

Свойства исходных компонентов полностью меняются

Растворенное вещество можно выделить физическим методом

Задание №2

Задание №3

Диффузия

Раствор приобретает

вкус растворенного вещества

Раствор приобретает

цвет растворенного вещества

При растворении веществ выделяется или поглощается теплота

Изменение окраски некоторых веществ  при растворении

При растворении всех веществ в воде обязательно выделяется газ

При растворении растворенные вещества и растворитель никак не взаимодействуют

Однородность

(гомогенность)

Состав может меняться в широких пределах

Многие свойства исходных компонентов сохраняются

Состав постоянный

Свойства исходных компонентов полностью меняются

Растворенное вещество можно выделить физическим методом

Задание №2

Задание №3

Диффузия

Раствор приобретает

вкус растворенного вещества

Раствор приобретает

цвет растворенного вещества

При растворении веществ выделяется или поглощается теплота

Изменение окраски некоторых веществ  при растворении

При растворении всех веществ в воде обязательно выделяется газ

При растворении растворенные вещества и растворитель никак не взаимодействуют

Однородность

(гомогенность)

Состав может меняться в широких пределах

Многие свойства исходных компонентов сохраняются

Состав постоянный

Свойства исходных компонентов полностью меняются

Растворенное вещество можно выделить физическим методом

Задание №2

Задание №3

Диффузия

Раствор приобретает

вкус растворенного вещества

Раствор приобретает

цвет растворенного вещества

При растворении веществ выделяется или поглощается теплота

Изменение окраски некоторых веществ  при растворении

При растворении всех веществ в воде обязательно выделяется газ

При растворении растворенные вещества и растворитель никак не взаимодействуют


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растворы. Растворение. Растворимость комбинированный урок изучения нового материала Автор: учитель химии Орлова Ирина Вадимовна ГБОУ лицей №378 Санкт-Петербурга Программа: Н.Е. Кузнецова Химия-8 (68 часов)

Слайд 2

Тема урока: Растворы. Растворение. Растворимость Цель урока: Сформировать комплекс знаний по теме «Растворы. Растворение. Растворимость»

Слайд 3

План урока 1. Дать определение растворам 2. Охарактеризовать растворы, сравнить их свойства с гетерогенными смесями и соединениями веществ. 3. Определить, к каким явлениям относится процесс растворения – к физическим или к химическим? 4. Ответить на вопрос: «Все ли вещества растворяются одинаково в разных растворителях? От чего это зависит?» 5. Какие виды растворов бывают? 6. Где используются растворы? 7. Подведение итогов урока

Слайд 4

Раствор - что это? Задание 1 . Вставьте пропущенные слова в готовый текст определения (самопроверка) Раствором называется гомогенная система, состоящая из двух или более компонентов (растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия ), относительные количества которых могут меняться в широких пределах

Слайд 5

Характеристика растворов Задание №2: Достаньте карточки из конверта, разложите по соответствующим категориям. Внимание: карточки могу быть и лишними! Самопроверка Сходство с соединениями Сходство с гетерогенными смесями - Однородность - Состав может изменяться в широких пределах. - Сохраняются многие свойства исходных компонентов. - Растворенные вещества можно выделить физическими методами

Слайд 6

Процесс растворения Задание №3: Достаньте карточки из конверта, разложите по соответствующим категориям. Внимание: карточки могу быть и лишними! Самопроверка Растворение – физико-химический процесс. Вопрос: химический процесс – что это? Какие новые вещества могут образоваться? Это продукты взаимодействия растворителя с растворенным веществом. Если растворитель – вода, то такие соединения называются гидратами Признаки физических явлений Признаки химических явлений Диффузия: переход свойств растворенных веществ в раствор (вкус, цвет) Выделение или поглощение теплоты при растворении различных веществ. Изменение окраски некоторых веществ при растворении

Слайд 7

Растворимость Прочитайте текст учебника на стр. 101 и 102 В рабочей карте дайте определения: 1) Растворимость – это… Пользуясь таблицей растворимости приведите примеры 2) Растворимых вещества – … 3) Малорастворимых вещества – … 4) Практически нерастворимых вещества – … 5) По данному в учебнике определению коэффициента растворимости составьте формулу: Кр =… 6)Ненасыщенный раствор – это… 7)Насыщенный раствор – это… 8)Пересыщенный раствор – это…

Слайд 8

Лабораторный опыт Посмотрите, какое оборудование и реактивы находятся в ваших наборах. Предположите, что может повлиять на растворимость веществ? По инструкции выполните эксперимент. Сделайте вывод: какие факторы влияют на растворимость. Подтвердилось ли ваше предположение?

Слайд 9

Кривые растворимости Какую информацию можно извлечь из этого графика? Задание №4. Решите задачу: определите, какой раствор образуется: насыщенный, ненасыщенный или пересыщенный, если а)в 100г воды растворить 50г хлорида аммония NH 4 Cl при 50 0 С б) в 1000г воды растворить 300г калийной селитры KNO 3 при 30 0 С Ответы: а) насыщенный б) ненасыщенный

Слайд 10

Значение растворов в жизни человека

Слайд 11

Что оцениваю баллы Определил тему и цель урока 2 Задание №1. Вставил правильно в текст 7 слов 1 × 7 7 Задание №2. Правильно охарактеризовал растворы. Лишняя карточка - минус 2 балла 2 × 3 6 Задание №3. Правильно охарактеризовал процесс растворения. Лишняя карточка - минус 2 балла 2 × 3 6 Анализ текста учебника: за каждый правильный ответ - 1 балл 1 х 8 8 Лабораторный опыт. Провел эксперимент в соответствии с правилами ТБ. Определил факторы, влияющие на растворимость веществ. 5 5 Задание №4. Решил оба пункта задачи без ошибок4 2 х 2 4 Критерии оценивания Моя активность на уроке 4 Итого: 42

Слайд 12

Итоги урока 5» 42 - 38 «4» 37 - 28 «3» 27 - 20 Выберите два предложения и закончите их 1)Сегодня я узнал, что… 2) Я понял, что… ) Я научился… 4) У меня получилось… 5) У меня не получилось… 6) Я считаю важным

Слайд 13

Домашнее задание стр. 103 № 6

Слайд 14

БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 8 класса "Растворение. Растворимость. Типы растворов."

Презентация позволяет в интересной форме провести завершающий урок по теме "Растворение". Рассчитана на игру между командами учащихся 8 класса, в ходе которой повторяются основные вопросы по теме и ре...

План-конспект урока "Растворы. Растворение" 8 класс

Методическая разработка урока по теме "Растворы. Растворение" с сопровождением мультимедийной презентации....

Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"

Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при  объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....

Растворение. Растворимость. Типы растворов.

Презентация и рабочий лист - реализация нового поколения ФГОС...

Технологическая карта урока "Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Вода как растворитель"

В данной методической разработке приводится план  урока, построенного с помощью технологии развития критического мышления. Используемая технология позволяет не только умело овладеть информа...

Технологическая карта урока: «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» (7 класс)

Данный урок даёт возможность учащимся приобрести опыт познания, имеющий универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информац...

Технологическая карта урока химии "Растворы. Растворимость. Растворение" 8 класс

Технологическая карта урока химии "Растворы. Растворимость. Растворение" 8 класс...