Технологическая карта урока химии "Растворы. Растворимость. Растворение" 8 класс
план-конспект урока по химии
Технологическая карта урока химии "Растворы. Растворимость. Растворение" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта химия 8кл "Растворы" | 25.51 КБ |
rastvory.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта комбинированного урока по теме «Растворы. Растворение. Растворимость»
(8 класс)
Тема урока | Комбинированный урок по теме «Растворы. Растворение. Растворимость» | |||
Тип урока | Комбинированный урок изучения нового материала | |||
Методическая цель урока | Представить различные приемы организации учебной деятельности на комбинированном уроке изучения нового материала | |||
Цель урока | Сформировать комплекс знаний по теме «Растворы. Растворение. Растворимость». | |||
Задачи урока: | - организовать повторение основных элементов знаний по теме «Чистые вещества и смеси»: определения чистых веществ, смесей, виды смесей, их отличия от соединений - дать определение понятиям «раствор», «процесс растворения», «растворимость», «коэффициент растворимости»; - классифицировать растворы по количеству растворенного вещества; - определить зависимость растворимости от температуры, научиться пользоваться кривыми растворимости; - продолжить формировать умения применять теоретический материал для решения практических заданий разного вида и разного уровня сложности; - актуализировать познавательные умения учащихся посредством формирования УУД при выполнении практических заданий разных видов и разного уровня сложности; - создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при работе в мини-группе, инициативном сотрудничестве в поиске и систематизации информации, участии в диалоге; - дать возможность учащимся представить результаты самостоятельно выполненных заданий; - развивать интеллект, познавательные интересы, воспитывать организованность, инициативность, настойчивость. | |||
Методы обучения: | метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования | |||
Основные понятия темы | Раствор; растворение; растворимость; коэффициент растворимости; кривые растворимости; насыщенный, ненасыщенный, пересыщенный растворы; | |||
Применяемые современные технологии | Элементы технологии проблемного обучения, технологии диалогового взаимодействия, технологии формирования УУД | |||
Организация пространства | Кабинет химии | |||
Межпредметные связи | С биологией, технологией | |||
Ресурсы. | Оборудование: - ПК и мультимедийный проектор, экран. - презентация к уроку; - наборы для лабораторного практикума Дидактическое обеспечение урока: - рабочая карта; конверт с заданиями; лист самооценки и оценки | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | ||
- знать, какие системы называются растворами, отличия и сходство растворов с соединениями; - знать признаки химических и физических явлений, которые сопровождают процесс растворения; - знать, что такое растворимость и коэффициент растворимость, как классифицируют растворы по содержанию растворенных веществ с точки зрения их растворимости; - уметь пользоваться кривыми растворимости лля решения задач; - уметь применять теоретические знания в стандартной и нестандартной ситуациях; - уметь работать со справочным материалом (таблица растворимости, кривые растворимости); - понимать, как использовать знания, полученные в ходе лабораторного эксперимента, для объяснения природы процесса растворения, зависимости растворимости веществ от различных факторов. | Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде формул и названий, извлекать информацию из формул веществ Регулятивные: уметь определять последовательность действий при выполнении задания; уметь работать по плану; научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат; Коммуникативные: уметь слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; получить возможность научиться работать в мини-группе, представлять результаты своей работы. | Формировать познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в применении теоретических знаний для решения практических заданий; развивать ценностное отношение друг к другу, к преподавателю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу. | ||
Ход урока | ||||
№ | Этапы организации учебной деятельности | Формируемые УУД | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | |||
1 | Вводно-мотивационный | ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели. РУУД самооценка
РУУД планирование ЛУУД (самоопределение) мотивация учения | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует вводную беседу. Проводит лабораторный эксперимент: смешивает поваренную соль и подсолнечное масло. Просит определить, какие смеси приготовлены. Помогает сформулировать тему урока. Задает вопрос: «Что бы вы хотели узнать о растворах?» Выслушивает ответы учащихся и помогает сформулировать цель и план урока. Открывает на экране готовую цель, план урока и спрашивает: «Устраивает-ли предложенный план, или его нужно доработать?» Выслушивает ответы и предложения учащихся, вносит коррективы | Приветствуют преподавателя, осуществляют самоконтроль. Наблюдают лабораторный опыт. Участвуют в беседе. Называют элементы знаний и умений, освоенных при изучении темы предыдущего урока. Отвечают на вопрос. Предлагают варианты формулировок темы урока. Осознают цель урока. Сравнивают свой план урока с представленным на слайде |
2 | Технологичес-кий | ПУУД (общеучебные) использование знаково-символических средств ПУУД (общеучебные) узнавать, называть и определять явления окружающей действительности ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания РУУД (контроль) сличение результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) РУУД самооценка | Предлагает учащимся выполнить задание №1, для того, чтобы составить определение понятия «Раствор». Задание заключается в том, чтобы вставить пропущенные слова в тексте. Учащиеся сравнивают свой вариант определения с появившемся на экране. Ставят баллы в листе самооценки. Учитель спрашивает: «Есть ли нечто общее между растворами и соединениями?» и предлагает выполнить задание №2. Учащиеся выполняют задание №2 «Сходство растворов с соединениями и гетерогенными смесями»:. Учитель выполняет лабораторный эксперимент: растворяет едкий натр в воде. Предлагает одному из учащихся проверить, изменилась ли температура в системе. Ученик описывает свои наблюдения для всего класса. Предлагает учащимся выполнить задание №3 «Доказательство химического и физического взаимодействия компонентов раствора»: разложить карточки по признакам физических и химических явлений, сделать вывод о природе процесса растворимости. Сравнить с ответом на экране, оценить выполнение задания в листе самооценки | Выполняют задание. Дают определения понятий. Осуществляют коррекцию знаний и проводят самооценку. Участвуют в беседе. Определяют сходство растворов с соединениями и гетерогенными смесями: раскладывают карточки с характеристиками растворов. Сравнивают с ответом на экране, оценивают выполнение задания в листе самооценки. Называют признаки процесса растворения. Сверяют свои ответы с информацией на экране. Осуществляют коррекцию знаний и проводят самооценку. Учащиеся выполнить задание «Доказательство химического и физического взаимодействия компонентов раствора»: раскладывают карточки по признакам физических и химических явлений, делают вывод о природе процесса растворимости. Осуществляют коррекцию знаний и проводят самооценку. |
ПУУД (информационные) поиск и выделение необходимой информации в различных формах (текст, график, формула) ПУУД (общеучебные) структурирование информации | Предлагает учащимся прочитать часть §24 (стр. 101 и 102) и заполнить в рабочей карте следующие пункты: дать определение растворимости, ненасыщенного, насыщенного и пересыщенного растворов, по таблице растворимости привести примеры растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых веществ. Пользуясь определением в учебнике, составить формулу для нахождения коэффициента растворимости. Предлагает учащимся озвучить результаты работы. | Изучают текст, записывают в рабочую карту определения понятий: растворимости, ненасыщенного, насыщенного и пересыщенного растворов. По таблице растворимости приводят примеры растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых веществ. Пользуясь определением в учебнике, составляют формулу для нахождения коэффициента растворимости. Отвечают на поставленные вопросы вслух. Осознают и удерживают учебную задачу. | ||
РУУД выдвижение гипотезы ПУУД (общеучебные) выделение и структурирование информации, полученной экспериментальным путем КУУД работа во взаимодействии РУУД самооценка | Для определения зависимости растворимости от различных факторов, предлагает учащимся выполнить лабораторный эксперимент. Напоминает о правилах ТБ при работе со спиртовкой. Спрашивает: « выдвигают гипотезу: «Какие факторы, по их мнению, окажут влияние на растворимость веществ?» Предлагает учащимся выполнить лабораторный эксперимент по готовой инструкции в рабочих картах, сделать вывод о влиянии различных факторов на растворимость веществ, сравнить полученные выводы с гипотезой. | Работа в парах. Учащиеся вспоминают правила ТБ работы со спиртовкой, анализируют лабораторные наборы и выдвигают гипотезу о зависимости растворимости от различных факторов. По готовой инструкции выполняют лабораторный эксперимент, делают выводы о зависимости растворимости от температуры, природы растворенного вещества и растворителя. Участвуют в диалоге. Сравнивают полученные выводы с гипотезой. Осознают и удерживают учебную задачу. | ||
ПУУД (информационные) поиск и выделение необходимой информации (график) ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания РУУД контроль РУУД взаимооценка | Предлагает учащимся рассмотреть графическую зависимость растворимости веществ от температуры - кривые растворимости (на слайде). Просит проанализировать и рассказать, какую информацию можно извлечь из этого графика – выслушивает ответы учащихся. Предлагает выполнить задание №4: решить задачу, пользуясь кривыми растворимости, произвести взаимную оценку | Учащиеся анализируют кривые растворимости и рассказывают о том, какую информацию они могут из этого графика извлечь. Выполняют задание №4: решают задачу, записывают ответ в рабочую карту, осуществляют взаимную проверку | ||
ПУУД (общеучебные) узнавать, называть и определять явления окружающей действительности ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания | Предлагает привести примеры применения растворов в быту, производстве, медицине и пр. | Учащиеся участвуют в беседе, называют области применения растворов | ||
3 | Рефлексивный | РУУД (оценка) выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения РУУД самооценка ЛУУД (самоопределение): мотивация учения | Просит подвести итог в листах самооценки и оценки. Предъявляет таблицу перевода баллов в оценку и просит выставить себе отметку. Предлагает выбрать два незаконченных предложения и завершить их 1)Сегодня я узнал, что… 2) Я понял, что… ) Я научился… 4) У меня получилось… 5) У меня не получилось… 6) Я считаю важным Предлагает по желанию озвучить свои ответы. | Подводят итог в листах самооценки. Используя критерии перевода баллов в оценку, выставляют оценку за урок. Заполняют лист самооценки. Оценивают свою активность на уроке. Выбирают два предложения и заканчивают их. Озвучивают ответы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Растворы. Растворение. Растворимость Цель урока: Сформировать комплекс знаний по теме «Растворы. Растворение. Растворимость»
План урока 1. Дать определение растворам 2. Охарактеризовать растворы, сравнить их свойства с гетерогенными смесями и соединениями веществ. 3. Определить, к каким явлениям относится процесс растворения – к физическим или к химическим? 4. Ответить на вопрос: «Все ли вещества растворяются одинаково в разных растворителях? От чего это зависит?» 5. Какие виды растворов бывают? 6. Где используются растворы? 7. Подведение итогов урока
Раствор - что это? Задание 1 . Вставьте пропущенные слова в готовый текст определения (самопроверка) Раствором называется гомогенная система, состоящая из двух или более компонентов (растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия ), относительные количества которых могут меняться в широких пределах
Характеристика растворов Задание №2: Достаньте карточки из конверта, разложите по соответствующим категориям. Внимание: карточки могу быть и лишними! Самопроверка Сходство с соединениями Сходство с гетерогенными смесями - Однородность - Состав может изменяться в широких пределах. - Сохраняются многие свойства исходных компонентов. - Растворенные вещества можно выделить физическими методами
Процесс растворения Задание №3: Достаньте карточки из конверта, разложите по соответствующим категориям. Внимание: карточки могу быть и лишними! Самопроверка Растворение – физико-химический процесс. Вопрос: химический процесс – что это? Какие новые вещества могут образоваться? Это продукты взаимодействия растворителя с растворенным веществом. Если растворитель – вода, то такие соединения называются гидратами Признаки физических явлений Признаки химических явлений Диффузия: переход свойств растворенных веществ в раствор (вкус, цвет) Выделение или поглощение теплоты при растворении различных веществ. Изменение окраски некоторых веществ при растворении
Растворимость Прочитайте текст учебника на стр. 101 и 102 В рабочей карте дайте определения: 1) Растворимость – это… Пользуясь таблицей растворимости приведите примеры 2) Растворимых вещества – … 3) Малорастворимых вещества – … 4) Практически нерастворимых вещества – … 5) По данному в учебнике определению коэффициента растворимости составьте формулу: Кр =… 6)Ненасыщенный раствор – это… 7)Насыщенный раствор – это… 8)Пересыщенный раствор – это…
Лабораторный опыт Посмотрите, какое оборудование и реактивы находятся в ваших наборах. Предположите, что может повлиять на растворимость веществ? По инструкции выполните эксперимент. Сделайте вывод: какие факторы влияют на растворимость. Подтвердилось ли ваше предположение?
Кривые растворимости Какую информацию можно извлечь из этого графика? Задание №4. Решите задачу: определите, какой раствор образуется: насыщенный, ненасыщенный или пересыщенный, если а)в 100г воды растворить 50г хлорида аммония NH 4 Cl при 50 0 С б) в 1000г воды растворить 300г калийной селитры KNO 3 при 30 0 С Ответы: а) насыщенный б) ненасыщенный
Значение растворов в жизни человека
Критерии оценивания Что оцениваю баллы Определил тему и цель урока 2 Задание №1. Вставил правильно в текст 7 слов 1 × 7 7 Задание №2. Правильно охарактеризовал растворы. Лишняя карточка - минус 2 балла 2 × 3 6 Задание №3. Правильно охарактеризовал процесс растворения. Лишняя карточка - минус 2 балла 2 × 3 6 Анализ текста учебника: за каждый правильный ответ - 1 балл 1 х 8 8 Лабораторный опыт. Провел эксперимент в соответствии с правилами ТБ. Определил факторы, влияющие на растворимость веществ. 5 5 Задание №4. Решил оба пункта задачи без ошибок4 2 х 2 4 Моя активность на уроке 4 Итого: 42
Итоги урока 5» 42 - 38 «4» 37 - 28 «3» 27 - 20 Выберите два предложения и закончите их 1)Сегодня я узнал, что… 2) Я понял, что… ) Я научился… 4) У меня получилось… 5) У меня не получилось… 6) Я считаю важным
Домашнее задание стр. 103 № 6
БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"
«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...