Этапы урока | М | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание |
1 | Б | Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. |
|
|
2 | Б | Ребята, вспомните, что изучает химия? В каком виде могут встречаться вещества в природе? В жизни мы чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями? Какие бывают смеси? Приведите примеры однородных смесей. Понятие «растворы» мы связываем прежде всего с водой, с водными растворами. Однако есть и спиртовые растворы (например, раствор йода в спирте – йодная настойка; одеколон; лекарственные настойки и т.д.). Это жидкие растворы. Есть растворы твёрдые (сплавы) и газообразные (тот же воздух). Мы в этой теме будем знакомиться с водными растворами. Тема нашего урока: «Растворение как физико-химический процесс. Растворимость». Запишите ее в свои тетради. | Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. смеси, сплавы, минералы, растворы
однородные, неоднородные растворы
Тема урока: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость | Тема урока – на доске. Слайд 1 |
3 | Б | Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Сложные физико-химические процессы, протекающие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. |
|
|
4 | Б | Какова роль воды в природе? В первичном океане 1% солей, в нем появились первые организмы, вышли на сушу, но сохранили в своих организмах водный раствор; В крови человека – 90 % Пищеварение – гидролиз белков, жиров, углеводов; Почвообразование Снабжение растений питательными веществами. Какова роль воды в технике? А как вы думаете, что такое растворимость? И что такое растворы? А растворимость – это физический или химический процесс? Почему?
|
Получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги Высказывают предположения. | Слайд 2 |
5 | Б | Часто считают, что из двух компонентов раствора растворитель – это то вещество, которого для приготовления данного раствора взято больше по массе или объему. – Так ли это? Приводим пример: Если нужно приготовить раствор из 500 мл ацетона и 10 мл спирта, что растворитель, а что растворенное вещество? Другой пример: 98 мл спирта и 2 мл воды, что растворитель, а что растворенное вещество? |
Ученики выдвигают версии Спирт – растворенное вещество, а ацетон – растворитель
ВОДА – ВСЕГДА РАСТВОРИТЕЛЬ. |
|
Об | Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, рассмотрим теории растворов. Запишите в тетради В химии процесс растворения рассматривается с позиций 3 теорий: 1) физической; 2) химической; 3) физико - химической. Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды. Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.
Растворение. Растворы. Физическая теория:(Вант-Гофф, Оствальд, Аррениус) | Химическая теория: (Менделеев, Каблуков, Кистяковский). | Растворение - это процесс диффузии, а растворы – это однородные смеси. | Растворение – это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой – процесс гидратации, а растворы – это соединения – гидраты. |
Современная теория (физико-химическая теория). Растворение – это физико – химический процесс, а растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов. Непостоянный состав в растворах | постоянный состав в кристаллогидратах: 1) медный купорос – CuSO4 · 5H2O; 2) глауберова соль – Na2SO4 · 10H2O; 3) сода кристаллическая – Na2CO3 · 10H2O |
| Запись в тетради со слайда
Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
| Слайд 3 |
| Об | В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов. Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода. В этом случае вода называется кристаллизационной. При смешивании некоторых веществ с водой образуются не растворы, а мутные смеси, называемые взвесями. Примеры? Признаки растворов:однородная, устойчивая, не расслаиваются. Взвеси – наоборот. |
Запись со слайда.
Глина, керосин, туман, мел в воде, смесь подсолнечного масла и воды. | Слайд 4 ДО: Растворение песка в воде (взвесь), перманганата калия (р-р) |
| Б | какими могут быть растворы по агрегатному состоянию?
| Растворы: 1. Жидкие: растворы двух жидкостей растворы жидкости и газа растворы жидкости и твердого вещества. 2. Твердые: растворы твердых веществ растворы газа в твердом веществе. 3.Газообразные | Запись на доске |
| ДО | признаки химического взаимодействия при растворении веществ. 1. Тепловые явления экзотермические эндотермические (растворение (растворение NH4NO3, H2SO4, NaOH) NaCl)
|
Запись в тетради | Сл.5 Д.О. Разбавление серной кислоты (экзо-); Растворение нитрата аммония (эндо-) |
| Об | 2. Изменение цвета (Демонстрация опыта). белые кристаллы выпаривание синие кристаллы CuSO4 (безводного) CuSO4 · 5H2O. растворение (+ воды)
|
Запись в тетради |
Сл.6-7
|
| ДО | Факторы, от которых зависит растворимость твердых веществ 1) от температуры Почему мы кладем сахар в горячий чай? В пробирку с раствором ацетата свинца прильем раствор йодида калия. Что наблюдаете? Нагреем пробирку с осадком йодида свинца. Что наблюдаете? Поместим пробирку в холодную воду. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?
Следовательно, какой вывод мы можем сделать о растворимости твердых веществ? Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением. |
Чтобы быстрее растворился.
Выпал осадок ярко желтого цвета Осадок растворился Осадок вновь выпал Растворимость с повышением температуры увеличивается При повышении температуры растворимость увеличивается. | ДО «Вз-ие ацетата свинца с р-ром йодида калия» |
| Б | От чего зависит растворение твердых веществ? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем эксперимент: В 3 стаканчика нальем воды и добавим в 1 – нитрат натрия, во 2 – сульфат кальция, в 3 – песок. Перемешаем. Что наблюдаете?
Посмотрите в таблицу растворимости и приведите примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ. 2)от природы веществ (на 100 г Н2О при 200С): - хорошо растворимые (более 1 г); - малорастворимые (менее 1 г); -практически нерастворимые (меньше 0,01 г); |
NaNO3 растворился, CaSO4 частично, песок не растворился Примеры приводят
Запись в тетради | ДО |
| Об | А теперь давайте выясним, на какие группы делятся растворы по растворимости? Типы растворов по растворимости
ненасыщенные | насыщенные | пересыщенные | (вещество при данной температуре еще растворяется) | (вещество больше не растворяется) | (в растворе больше вещества, чем в насыщенном растворе) |
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют насыщенным, а раствор, в котором вещество еще может растворяться, - ненасыщенным. |
|
|
6 | ГД | Теперь проведем графический диктант. Первый вариант отвечает да, если речь идет о растворах; второй отвечает Да, если речь идет о взвеси. | Графический диктант. | Приложение 1. |
| СР | Теперь приглашаю одного человека к доске для решения задач на определение массовой доли вещества. №1.Вычислите массу воды, необходимую для приготовления 280 г раствора хлорида натрия, в котором массовая доля NaCl составляет 5 % или 0,05.
|
|
|
7 | Б | Подведение итогов работы на уроке |
|
|