Конспект урока по теме "Аммиак и соли аммония"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Цель урока: изучить строение и свойства аммиака и соли аммония.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить строение аммиака;
  • изучить физические и химические свойства аммиака;
  • изучить свойства солей аммония;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ammiak_i_soli_ammoniya.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Аммиак и соли аммония.

Цель: изучить строение и свойства аммиака и соли аммония.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить строение аммиака;
  • изучить физические и химические свойства аммиака;
  • изучить свойства солей аммония;

Воспитательная: 

  • продолжить развитие абстрактного мышления у обучающихся путем развития умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • продолжить формировать у учащихся способность самостоятельно анализировать правильность выполнения действий;

Задачи развития:

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением аммиака и его физическими и химическими свойствами;
  • развивать умение анализировать свойства химических веществ;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением солей аммония и их физическими и химическими свойствами;

Тип и вид урока: традиционный.

Методы, приемы,

средства

Ход урока:

Фронтальный опрос.

Письменный опрос по карточкам.

Формирование умений применять знания по свойствам азота и фосфора.

Работа у доски.

Запись на доске и в тетради.

Устанавливать причинно-следственные связи (познавательные  УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи (познавательные  УУД)

Характеризовать общие химические свойства (предметные)

Запись на доске и в тетради.

Осуществлять сравнение (познавательные УУД)

Характеризовать общие химические свойства (предметные)

Осуществлять сравнение (познавательные УУД)

Работа у доски. Применение умений решать задачи.

I.Организационный момент.

   Здравствуйте. Присаживайтесь. Кто у нас сегодня отсутствует?

   Давайте подготовимся к уроку: достанем дневники, тетрадки, ручки и книгу.

   Сейчас мы с вами проверим домашнее задание.

II.Проверка знаний, умений и навыков по домашнему заданию. 

1.Физические свойства азота.

2. Какие степени окисления характерны для азота?

3.Химические свойства азота?

4.Степень окисления фосфора?

5.Физические свойства фосфора?

6.Химические свойства фосфора?

Карточка №1.

Задание 1. Написать химические свойства азота как окислителя.

Карточка №2.

Задание №1. Написать химические свойства фосфора как окислителя.

1. Написать химические свойства азота как восстановителя.

2. Написать химические свойства фосфора как восстановителя.

III.Изложение нового материала.

    На предыдущем уроке мы с вами изучили азот и фосфор, а сегодня мы с вами рассмотрим аммиак и его свойства, а так же соли аммония.

И тема нашего урока: «Аммиак и соли аммония».

   Химическая формула аммиака NН3.Так как азот более электроотрицательный элемент, чем водород, то химическая связь в молекуле аммиака ковалентная полярная.

Получение аммиака.

   Из курса биологии вам известно, что азот входит в состав белков, с помощью которых осуществляются важные процессы в организме. Но связывать атмосферный азот не могут ни животные, ни растения (исключения бобовые-клубеньки с азотобактериями).

   Растения усваивают азот из его соединений, а животные из растительной пище.

   Долгое время в с.х. использовали чилийскую селитру (нитрат натрия) для удовлетворения потребностей растений в связанном азоте. Поэтому ученым нужно было найти наиболее выгодный способ промышленного связывания азота. Таким способом оказался синтез аммиака из азота и водорода:

N2 + 3 H2  2 NH3 + Q

   Эта обратимая реакция, которая протекает в присутствие катализатора - пористого железа.

   В лаборатории аммиак получают при нагревании смеси солей аммония со щелочами, чаще всего используют хлорид аммония:

2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3↑ + 2H2O

Физические свойства.

   Аммиак - бесцветный газ с характерным резким запахом, почти в два раза легче воздуха.

   Аммиак – активное вещество. Реакции, в которых участвует аммиак, сопровождаются либо изменением степени окисления азота, либо образованием особого вида ковалентной связи.

   При растворении аммиака в воде, образуется аммиачная вода.

   В результате образуются ионы аммония NH4+  и гидроксид-ионы OH-.

   Механизм образования иона аммония аналогичен процессу образования иона гидроксония H3O+. Атом азота в молекуле аммиака имеет неподелённую электронную пару, а ион водорода свободную s-орбиталь. При взаимодействии аммиака с ионом водорода, атом азота является донором своей неподелённой электронной пар, а ион водорода ее акцептором. Так образуется четвертая ковалентная связь по донорно-акцепторному механизму. Этот процесс можно изобразить так

   Так, как в ионе аммония четвертая связь не отличается от остальных трех, то их изображают одинаково. В аммиаке и в ионе аммония степень окисления азота одинакова и равно – 3. Однако валентность азота в молекуле аммиака равна 3, а в ионе аммония 4.

Химические свойства аммиака.

   1.Связаные с изменением степени окисления азота.

а) Аммиак - непрочное соединение и при нагревании разлагается:

2NH3 = N2 + 3H2

б) аммиак горит в кислороде:

4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20

в) в присутствие катализатора аммиак окисляется кислородом воздуха с образованием оксида азота (II):

4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O

2.Реакции, связанные с образованием ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму

а) аммиак реагирует с водой:

б) аммиак реагирует с кислотами:

NH3 + HCl = NH4Cl

С многоосновными кислотами аммиак реагирует двояко.

NH + HSO= NHHSO

2NH+ HSO === (NH)2SO

Применение аммиака.

   Используют для производства азотной кислота и азотных удобрений, а так же для получения аммиачной воды (применяют в медицине, с.х)

   Аммиачную воду называют гидроксид аммония, а в быту нашатырным спиртом.

   А теперь перейдем к изучению солей аммония.

   Соли аммония - это сложные вещества, в состав которых входят ионы аммония NH4+,соединённые с кислотными остатками.

   Примеры солей аммония                    ,

   Многоосновные кислоты могут образовывать, так же кислые соли аммония  

Получение солей аммония.

   Соли аммония получают:

1. При взаимодействии аммиак с кислотами.

2. При нейтрализации аммиачной воды кислотами.

Физические свойства солей аммония.

   Все соли аммония твердые, кристаллические вещества и, подобно солям щелочных металлов растворимы в воде.

Химические свойства солей аммония.

   Соли аммония обладают общими свойствами всех солей и некоторыми специфическими свойствами.

1.Свойства общее с другими солями

  а) сильные электролиты, в водном растворе диссоциируют на ионы:

NH4NO3 → NH4+ + NO3-

б) реагируют с кислотами:

(NH4)2CO3 + HCl → H2O + CO2↑ + NH4Cl

в) реагируют с другими солями:

(NH4)2SO4 + BaCl2 → NH4Cl + BaSO4

г) Соли аммония подвергаются гидролизу.

2.Спецефические свойства.

а) при высокой температуре разлагаются:

NH4Cl → NH3 + HCl

б) реагируют со щелочами

NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3 + H2O

   Эту реакцию используют для распознавания солей аммония. Над пробиркой, в которой проходит реакция, держат смоченную водой красную лакмусовую бумагу  и  она синеет.

IV. Контроль, за качеством усвоения изучаемого материала.

Задача:

   Сколько соли образуется в граммах при взаимодействии 44,8 литров аммиака (NH3) и 33,6 литров хлороводорода (HCl).

Решение:

1. Составим уравнение реакции взаимодействии аммиака (NH3) c хлороводородом (HCl):

реакция получения хлорида аммония

2. Найдем массу аммиака (NH3) и хлороводорода (HCl), вступивших в реакцию:

формула нахождения массы газа через объем

3. Рассчитаем молярные массы аммиака (NH3), хлороводорода (HCl) и соли хлорида аммония (NH4Cl):

M (NH3) = 14 + 3  1 = 17 (г/моль);

M (HCl) = 1 + 35,5 = 36,5 (г/моль);

M (NH4Cl) = 14 + 4  1 + 35,5 = 53,5 (г/моль).

Получаем:

m (NH3) = 44,8  17 /22,4 = 34 (г);

m (HCl) = 33,6  36,5 /22,4 = 54,75 (г).

4. Найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке. Для удобства расчета за х г примем массу хлороводорода (HCl):

уравнение реакции получения хлорида аммония

17 г NH3 вступает в реакцию с 36,5 г HCl

34 г NH3 вступает в реакцию с х г HCl

Откуда:

масса соляной кислоты

Следовательно, хлороводород (HCl) дан в недостатке, так как по условию его 54,75 г, а по расчету необходимо 73 г, поэтому расчет ведем по хлороводороду (HCl), найдём сколько грамм образуется:

реакция взаимодействия аммиака c хлороводородом

36,5 г HCl участвует в образовании 53,5 г соли

54,75 г HCl участвует в образовании у г соли

Откуда найдем сколько соли образуется:

сколько грамм соли образуется

Ответ: 80, 25 г.         

V. Задание на дом.

   А теперь давайте откроем дневники и запишем задание на дом §17-18. Всем спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Состав и свойства солей"

Материал включает разработку урока химии в 8 классе "Состав и свойства солей", а также презентацию к уроку и самоанализ деятельности....

Конспект урока по теме "Гидролиз солей"

Тема урока: «Гидролиз солей»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучени...

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект урока по теме "Соли аммония"...

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...

Конспект урока по теме: "Соли аммония"

В конспекте урока "Соли аммония" приведена основная информация по получению солей аммония, их химическим свойствам и применению...

Конспект урока "Соли аммония"

Цель: Продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационно-коммуникативных и регулятивных компетенций учащихся на основе изучения содержания информации о солях аммония....