Конспект урока по теме "Аммиак и соли аммония"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Цель урока: изучить строение и свойства аммиака и соли аммония.
Задачи:
Образовательные:
- изучить строение аммиака;
- изучить физические и химические свойства аммиака;
- изучить свойства солей аммония;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ammiak_i_soli_ammoniya.docx | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Аммиак и соли аммония.
Цель: изучить строение и свойства аммиака и соли аммония.
Задачи:
Образовательные:
- изучить строение аммиака;
- изучить физические и химические свойства аммиака;
- изучить свойства солей аммония;
Воспитательная:
- продолжить развитие абстрактного мышления у обучающихся путем развития умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- продолжить формировать у учащихся способность самостоятельно анализировать правильность выполнения действий;
Задачи развития:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением аммиака и его физическими и химическими свойствами;
- развивать умение анализировать свойства химических веществ;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением солей аммония и их физическими и химическими свойствами;
Тип и вид урока: традиционный.
Методы, приемы, средства | Ход урока: |
Фронтальный опрос. Письменный опрос по карточкам. Формирование умений применять знания по свойствам азота и фосфора. Работа у доски. Запись на доске и в тетради. Устанавливать причинно-следственные связи (познавательные УУД) Устанавливать причинно-следственные связи (познавательные УУД) Характеризовать общие химические свойства (предметные) Запись на доске и в тетради. Осуществлять сравнение (познавательные УУД) Характеризовать общие химические свойства (предметные) Осуществлять сравнение (познавательные УУД) Работа у доски. Применение умений решать задачи. | I.Организационный момент. Здравствуйте. Присаживайтесь. Кто у нас сегодня отсутствует? Давайте подготовимся к уроку: достанем дневники, тетрадки, ручки и книгу. Сейчас мы с вами проверим домашнее задание. II.Проверка знаний, умений и навыков по домашнему заданию. 1.Физические свойства азота. 2. Какие степени окисления характерны для азота? 3.Химические свойства азота? 4.Степень окисления фосфора? 5.Физические свойства фосфора? 6.Химические свойства фосфора? Карточка №1. Задание 1. Написать химические свойства азота как окислителя. Карточка №2. Задание №1. Написать химические свойства фосфора как окислителя. 1. Написать химические свойства азота как восстановителя. 2. Написать химические свойства фосфора как восстановителя. III.Изложение нового материала. На предыдущем уроке мы с вами изучили азот и фосфор, а сегодня мы с вами рассмотрим аммиак и его свойства, а так же соли аммония. И тема нашего урока: «Аммиак и соли аммония». Химическая формула аммиака NН3.Так как азот более электроотрицательный элемент, чем водород, то химическая связь в молекуле аммиака ковалентная полярная. Получение аммиака. Из курса биологии вам известно, что азот входит в состав белков, с помощью которых осуществляются важные процессы в организме. Но связывать атмосферный азот не могут ни животные, ни растения (исключения бобовые-клубеньки с азотобактериями). Растения усваивают азот из его соединений, а животные из растительной пище. Долгое время в с.х. использовали чилийскую селитру (нитрат натрия) для удовлетворения потребностей растений в связанном азоте. Поэтому ученым нужно было найти наиболее выгодный способ промышленного связывания азота. Таким способом оказался синтез аммиака из азота и водорода: N2 + 3 H2 ⇄ 2 NH3 + Q Эта обратимая реакция, которая протекает в присутствие катализатора - пористого железа. В лаборатории аммиак получают при нагревании смеси солей аммония со щелочами, чаще всего используют хлорид аммония: 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3↑ + 2H2O Физические свойства. Аммиак - бесцветный газ с характерным резким запахом, почти в два раза легче воздуха. Аммиак – активное вещество. Реакции, в которых участвует аммиак, сопровождаются либо изменением степени окисления азота, либо образованием особого вида ковалентной связи. При растворении аммиака в воде, образуется аммиачная вода. В результате образуются ионы аммония NH4+ и гидроксид-ионы OH-. Механизм образования иона аммония аналогичен процессу образования иона гидроксония H3O+. Атом азота в молекуле аммиака имеет неподелённую электронную пару, а ион водорода свободную s-орбиталь. При взаимодействии аммиака с ионом водорода, атом азота является донором своей неподелённой электронной пар, а ион водорода ее акцептором. Так образуется четвертая ковалентная связь по донорно-акцепторному механизму. Этот процесс можно изобразить так Так, как в ионе аммония четвертая связь не отличается от остальных трех, то их изображают одинаково. В аммиаке и в ионе аммония степень окисления азота одинакова и равно – 3. Однако валентность азота в молекуле аммиака равна 3, а в ионе аммония 4. Химические свойства аммиака. 1.Связаные с изменением степени окисления азота. а) Аммиак - непрочное соединение и при нагревании разлагается: 2NH3 = N2 + 3H2 б) аммиак горит в кислороде: 4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20 в) в присутствие катализатора аммиак окисляется кислородом воздуха с образованием оксида азота (II): 4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O 2.Реакции, связанные с образованием ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму а) аммиак реагирует с водой: б) аммиак реагирует с кислотами: NH3 + HCl = NH4Cl С многоосновными кислотами аммиак реагирует двояко. NH₃ + H₂SO₄= NH₄HSO₄ 2NH₃+ H₂SO₄ === (NH₄)2SO₄ Применение аммиака. Используют для производства азотной кислота и азотных удобрений, а так же для получения аммиачной воды (применяют в медицине, с.х) Аммиачную воду называют гидроксид аммония, а в быту нашатырным спиртом. А теперь перейдем к изучению солей аммония. Соли аммония - это сложные вещества, в состав которых входят ионы аммония NH4+,соединённые с кислотными остатками. Примеры солей аммония , Многоосновные кислоты могут образовывать, так же кислые соли аммония Получение солей аммония. Соли аммония получают: 1. При взаимодействии аммиак с кислотами. 2. При нейтрализации аммиачной воды кислотами. Физические свойства солей аммония. Все соли аммония твердые, кристаллические вещества и, подобно солям щелочных металлов растворимы в воде. Химические свойства солей аммония. Соли аммония обладают общими свойствами всех солей и некоторыми специфическими свойствами. 1.Свойства общее с другими солями а) сильные электролиты, в водном растворе диссоциируют на ионы: NH4NO3 → NH4+ + NO3- б) реагируют с кислотами: (NH4)2CO3 + HCl → H2O + CO2↑ + NH4Cl в) реагируют с другими солями: (NH4)2SO4 + BaCl2 → NH4Cl + BaSO4 г) Соли аммония подвергаются гидролизу. 2.Спецефические свойства. а) при высокой температуре разлагаются: NH4Cl → NH3 + HCl б) реагируют со щелочами NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3 + H2O Эту реакцию используют для распознавания солей аммония. Над пробиркой, в которой проходит реакция, держат смоченную водой красную лакмусовую бумагу и она синеет. IV. Контроль, за качеством усвоения изучаемого материала. Задача: Сколько соли образуется в граммах при взаимодействии 44,8 литров аммиака (NH3) и 33,6 литров хлороводорода (HCl). Решение: 1. Составим уравнение реакции взаимодействии аммиака (NH3) c хлороводородом (HCl): 2. Найдем массу аммиака (NH3) и хлороводорода (HCl), вступивших в реакцию: 3. Рассчитаем молярные массы аммиака (NH3), хлороводорода (HCl) и соли хлорида аммония (NH4Cl): M (NH3) = 14 + 3 ⋅ 1 = 17 (г/моль); M (HCl) = 1 + 35,5 = 36,5 (г/моль); M (NH4Cl) = 14 + 4 ⋅ 1 + 35,5 = 53,5 (г/моль). Получаем: m (NH3) = 44,8 ⋅ 17 /22,4 = 34 (г); m (HCl) = 33,6 ⋅ 36,5 /22,4 = 54,75 (г). 4. Найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке. Для удобства расчета за х г примем массу хлороводорода (HCl): 17 г NH3 вступает в реакцию с 36,5 г HCl 34 г NH3 вступает в реакцию с х г HCl Откуда: Следовательно, хлороводород (HCl) дан в недостатке, так как по условию его 54,75 г, а по расчету необходимо 73 г, поэтому расчет ведем по хлороводороду (HCl), найдём сколько грамм образуется: 36,5 г HCl участвует в образовании 53,5 г соли 54,75 г HCl участвует в образовании у г соли Откуда найдем сколько соли образуется: Ответ: 80, 25 г. V. Задание на дом. А теперь давайте откроем дневники и запишем задание на дом §17-18. Всем спасибо. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Состав и свойства солей"
Материал включает разработку урока химии в 8 классе "Состав и свойства солей", а также презентацию к уроку и самоанализ деятельности....
Конспект урока по теме "Гидролиз солей"
Тема урока: «Гидролиз солей»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучени...
Конспект урока по теме "Соли аммония"
Конспект урока по теме "Соли аммония"...
Конспект урока по теме "Соли аммония"
Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...
Конспект урока по теме: "Соли аммония"
В конспекте урока "Соли аммония" приведена основная информация по получению солей аммония, их химическим свойствам и применению...
Конспект урока химии по теме: "Соли состав, строение, свойства."
Конспект урока химии в 8 классе...
Конспект урока "Соли аммония"
Цель: Продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационно-коммуникативных и регулятивных компетенций учащихся на основе изучения содержания информации о солях аммония....