Инновационные методы и технологии как способы развития ключевых компетенций ученика.
статья
Выступление на открытом заседании МО учителей естественного цикла. В докладе освещены вопросы системно-деятельностного подхода к процессу обучения в условиях внедрения ФГОС, описание инновационных педтехнология и их элементов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС и новые образовательные технологии
ФГОС: I . Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход , который предполагает: становление личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества обеспечение преемственности дошкольного, начального общего , основного и среднего (полного) общего образования разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности самостоятельное успешное усвоение обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками (большая часть учеников чаще всего являются пассивными слушателями и никаких действий) Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Чему уч ат и чему научили на сегодняшних уроках?
Чему научат завтрашние уроки ?
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности » Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Какой требовался результат? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС ставят цель: «Смен ить образовательн ую парадигм у Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» ( В чем принципиально изменились требования к результату )
Предметные результаты знания умения , опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы , мотивации , толерант-ность Новые Стандарты мен яют требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Эрудированный интеллектуал. Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? (изменение МЕТОДИКИ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Системно-деятельностный подход КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Что мешает учителю работать на новый результат? Раз но стиль ные учебники Методики обучения Приемы воспитания Нет единых требований, учитель теряется в мире информации
Что мешает ученику работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК Ученик растрачивает свои интересы, нет четких мотиваций, целей
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Осуществить это можно с помощью : способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии
Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии Технология, основанная на создании учебной ситуации ( готовим праздник, пишем книгу, сообщаем вам… ) Технология, основанная на реализации проектной , исследовательской деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные Технологии При использовании любых технологий очень важен индивидуальный подход к ребенку. Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания . Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
Индивидуальные особенности: Стили кодирования информации Сила-слабость нервных процессов Экстра-интроверсия Акцентуации личности Социальная ситуация развития Образовательный уровень
Стили кодирования информации: - это индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта
Выделены три основные сферы «сенсорного опыта» человека: разные люди принимают и перерабатывают информацию о своем окружении, преимущественно опираясь на визуальный опыт (зрительно и с помощью мысленных образов), аудиальный опыт (посредством слуха), кинестетический опыт (через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления).
Тестирование «Мой тип модальности»
Для визуала типичная познавательная позиция – смотреть, представлять, наблюдать Таким ученикам нужно предоставлять возможности больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, пытаясь запомнить нужную информацию. Главный источник информации – текстовые или графические файлы.
Для аудиала типичная познавательная позиция – слушать, говорить, обсуждать Главный источник информации – внимательное прослушивание звуковых файлов во время урока либо диалог.
Для кинестетика типичная познавательная позиция – действовать, чувствовать, ощущать Таким учащимся важно не просто учить материал, а каким-то образом работать с ним (самостоятельно составлять таблицы, схемы, записывать кратко главные мысли – вести конспект, работать с картами и т.д.). Главный источник информации –собственные записи и все продукты деятельности.
Проектный метод обучения МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ «Зеркало прогрессивных преобразований»
Технология развития «критического мышления» Критическое мышление – мышление, направленное на поиск здравого смысла Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли – признак уверенности. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс исходя из реальных и конкретных целей сам отслеживает направления своего развития сам определяет конечный результат
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации используя приемы технологии, превращает обучение в продвижение от незнания к знанию в совместный и интересный поиск
Технологические этапы I фаза «Вызов» ( пробуждение: имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) II фаза «Осмысления» (реализация смысла) - получение новой информации III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания )
Фаза вызова Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Важно, чтобы высказывания фиксировались (кластер) , любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
Основные приемы кластеры (гроздья), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Фаза реализации смысла Учащиеся : Осуществляют контакт с новой информацией. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
Таблица «Инсерт» “ ” подставьте “ ” (да) на полях, что вы знаете “ +” поставьте “+”(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; “ -” поставьте “ -“ (минус), если думали иначе “ ?” поставьте “?” на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
«Знаем – узнали - хотим узнать - непонятно » Знаю (что мы знаем) Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать) Хочу узнать (новые вопросы) непонятно
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ Участвовать - и...
Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников
В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....
" Формирование ключевых компетенций ученика на основе методов активного обучения"
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают ученика к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает испол...
«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков учеников начальной школы»
Метод проектов является часто обсуждаемой темой. Метод проектов можно применять не только для обобщающего урока, ...
3.2 Педагогический проект «Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства»
Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития....
Смысловое чтение на уроках физики как способ развития ключевых компетенций обучающихся
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по зв...
Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников
В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...