3.2 Педагогический проект «Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства»
проект на тему

Актуальность заявленной темы  педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.

           Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Оно предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни. Система дополнительного образования, в отличие от школы, имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности.

Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc455 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр дополнительного образования для детей»

Инновационный педагогический проект

«Современные образовательные технологии

как способ формирования ключевых компетенций

на занятиях декоративно прикладного искусства»

Автор проекта: педагог дополнительного

образования  I квалификационной категории

Прокудина Ольга Владимировна

г. Нефтеюганск

Содержание

«Визитная карточка» проекта……………………………………………………………3

  Введение…………………………………………………………………………………….5

  Цель и задачи педагогического проекта……………………………………………… 6

  Этапы реализации проекта………………………………………………………………7

  Теоретические основы педагогического опыта……………………………………….8

  Основное содержание  педагогического проекта…………………………………….10      

  Новизна проекта…………………………………………………………………………..20

 Ожидаемый результат…………………………………………………………………….20

 Педагогический опыт с точки зрения полученных результатов……………………20 Показатели результативности педагогической деятельности……………………… 22

Литература………………………………………………………………………………… 23

Приложения………………………………………………………………………………….24

                 

« ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА

 

Фамилия, имя, отчество автора

Прокудина Ольга Владимировна

Название образовательного учреждения

МБОУ ДОД «Цент дополнительного образования для детей»

Вид проекта

образовательный

Тема

«Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства».

Цель проекта

Формирование ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства с использованием возможностей современных образовательных технологий.

 

Методические задачи

  • разработать образовательную программу «Истоки» направленную на развитие творческих ключевых компетенций, воспитание и приобщение обучающихся к народному творчеству;
  • разработать критерии  уровня развития ключевых компетенций для каждого года обучения;
  • стимулировать потребность обучающихся в постоянном поиске творческих идей;
  • развить творческую, практико-ориентированную  деятельность обучающихся;
  • диагностировать уровень развития ключевых компетенций;
  • подготовить обучающегося, ориентирующегося в современной жизненной ситуации;
  • проанализировать и обобщить опыт проведенной работы.

Ведущая идея инновационного проекта

 Разумное сочетание традиционных и современных подходов к обучению ДПИ   позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций и через приобщение обучающихся к народному творчеству, создать условия для успешной  социализации личности. 

 Применяемые технологии

-Идеи компетентностного подхода содержания образования А.В.Хуторского

 -Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

 

Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

- Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова )

-Технология проектной и ислледовательской деятельности.

 -Подход к пониманию компетентности британского психолога Джона Равена 

Предметные области, в рамках которых проводится проект

Дополнительное образование- декоративно прикладное искусство («Тестопластика», «Конструирование из соломки», «Бисероплетение», «Конструирование из пенопласта»). 

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

1-5 классы

Программно – техническое обеспечение

Мультимедийный компьютер;

Мультимедиапроектор;

Экран

Формирование ключевых компетенций

на занятиях  декоративно прикладного искусства с  использованием возможностей современных образовательных технологий

Введение.

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.

           Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Оно предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни. Система дополнительного образования, в отличие от школы, имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности.

Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

      Понятие «компетентность», как описание образовательного результата, появилось как реакция образования на вызов со стороны общества, производства, на предъявление работодателями более прагматичного заказа. Знания и умения как единицы образовательного результата  необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе посредствам современных образовательных    технологий.

  Цель проекта: 

        Формирование ключевых компетенций на занятиях декоративно-прикладного     искусства с  использованием современных образовательных технологий.

Задачи проекта:

  • разработать образовательную программу «Истоки», направленную на развитие творческих ключевых компетенций, воспитание и приобщение обучающихся к народному творчеству;
  • разработать критерии  уровня развития ключевых компетенций для каждого года обучения;
  • стимулировать потребность обучающихся в постоянном поиске творческих идей;
  • развить творческую, практико-ориентированную  деятельность обучающихся, позволяющую формировать ключевые компетенции;
  • диагностировать уровень развития ключевых компетенций;
  • подготовить обучающегося, ориентирующегося в современной жизненной ситуации;
  • проанализировать и обобщить опыт проведенной работы.

                            Этапы реализации проекта:   

Подготовительный 2009-2010 год

-Изучение теоретических основ проблемы;

-разработка новой образовательной программы;

- разработать критерии  уровня развития ключевых компетенций для каждого года обучения.

Поисково – экспериментальный

2010 – 2011 год

-Апробирование программы;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.

Заключительный 2011-2012г.

- Оценка эффективности модели;

анализ результатов и обобщение проведенной работы.

Теоретические основы педагогического опыта

     Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, я изучила теоретический материал по данному направлению.  

Основы  идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера, британского психолога Джона Равена.

    Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения.

 Технология  опыта

    Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Джона Равена. У Дж. Равена компетентность выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости:

  • во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентностными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
  • во-вторых, переформулировки целей образования: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
  • в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;
  • в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур оценивания      

                 учащихся и образовательных программ.

     Система дополнительного образования, в отличие от школы, имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем, такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне.

Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно - ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом. Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологий зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько при этом удастся не «сломать» ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют. Личностно-ориентированные технологии изначально ориентированы на личность, так как основываются на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс способствует:

  •  систематическому учету продуктивной деятельности  детей;
  • выявлению, развитию и реализации творческого потенциала ребенка;
  • развитию адекватной самооценки воспитанниц;
  • созданию  условий для индивидуализации обучения и успешности каждого ребенка;
  • созданию условий для развития ключевых  компетенций детей, через вовлечение их в проектную деятельность,   участие в конкурсах и выставках .
  • созданию условия для формирования способности вступать в дискуссию, вырабатывать и отстаивать своё мнение, сотрудничать и работать в команде, выступать перед аудиторией;  
  • созданию перспективы самоопределения.

Основное содержание педагогического проекта

  Основные идеи программы

Дополнительное образование, как известно, способствует повышению общего уровня развития детей, коррекции недостатков их познавательной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию личностных качеств, адаптации к самостоятельной жизни в социуме путем осознанного профессионального самоопределения. По мнению А.Г.Асмоловой и А.К.Бруднова, дети в системе дополнительного образования практически осваивают мир.

Одним из условий достижения поставленной в проекте цели является создание и реализация образовательной программы.

 Программа  «Истоки» предполагает возрождение национальной духовности через приобщение подрастающего поколения к русскому  народному  творчеству. Незнание своих корней приводит к обнищанию духовности общества, отчуждению от достояния этноса. В условиях глобализации, отдаваясь чуждой нам культуре, порой самой низкой пробы, теряются наши, российские, традиции и обычаи, рвутся те нити, которые связывают поколение с поколением. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой  частью национальной культуры.                          

   Программа предусматривает работу с такими материалами, как бисер, соломка, соленое тесто. В старших группах добавляется работа с пенопластом. Работая  с выбранными материалами на занятиях,  дети не только познакомятся  со старыми приемами в обучении народным  ремеслам, но  познакомятся с современными подходами, основанными на законах композиции и художественного конструирования, а также узнают историю возникновения этих ремесел. Во время занятий уместным будет использовать прослушивание народной музыки, устного народного творчества. С учетом того, что  народное искусство было преимущественно  бытовым, то и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры надо непременно  создавая нужные  для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением  предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном  интерьере, станут  частью современного костюма. Такое  обучение сделает  занятие серьезным,  практически  необходимым и будет способствовать развитию творческой компетенции   у обучающихся.  

Образовательная программа «Истоки» разработана на три года  в логике модульного обучения.

В первый год обучения (7-9 лет) через введение ребенка в мир народного искусства и овладение техническими приемами и навыками работы с бисером и проволокой, а также соленым тестом формируются следующие компетенции: (См. приложение №1)

Данные компетенции развиваются через разделы-блоки "Основы декоративно-прикладного искусства» (работа с соленым тестом) и "Бисероплетение". Характерной чертой этого возраста является живое воображение, которое развивается на основе переработки прошлого опыта, а так же созданием новых образов. Все это является основой развития психологических особенностей младших школьников. (См.приложение №2)           

Второй год (10-12 лет) направлен  на обучение практическим навыкам работы бисером  с леской и нитью,  на развитие умения  обучающихся создавать своими руками  художественную вещь не только на основе повтора, но и собственных творческих  изделий  в традициях народного русского искусства. На втором году обучения в детях формируются  следующие компетенции (См.приложение №1). Реализация поставленных целей осуществляется через блок "Бисеронизание".Здесь же вводится блок «Золотая соломка». Цель которого -дать знания и навыки технологической обработки соломки для изготовления аппликаций.  

 Третий год обучения (12-13 лет) –выпускной год – работа поставлена на формирование ключевых компетенций, которые формируют модель выпускника творческого объединения, способного применить их в современной жизни. Обучение носит усложненный характер работы  с соломкой, ее декоративными качествами. Кроме аппликации, обучающиеся знакомятся с приемами  изготовления объемных и полу объемных цветов.  В разделе «Материаловедение» планируется работа с пенопластом. Третий год обучения предполагает так же и «Проектную деятельность», как один из разделов  программы. Третий год обучения формирует компетенции, которые изложены в приложении № 1.   

            Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень ключевых компетенций, который предлагается в приложении №3, основывается на главной цели моей образовательной программы, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Широкие возможности дополнительного образования, позволяют создавать условия для индивидуализации обучения и успешности каждого ребенка. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. По мнению И.С. Якиманской, личностно-ориентированный подход основывается на дифференцированном подборе основных средств обучения и воспитания, разноуровности достижения результативности, создания ситуации успеха ребенка, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения, ориентации на демократический стиль общении. Виды и формы индивидуальной и коллективно—групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и досуговую деятельность.  Главным достоинством  личностно-ориентированного обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося. Все вышесказанное  позволяет использовать компетентносный подход в обучении по данной программе. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

    Программа носит обучающий, развивающий и практико-ориентированный  характер. Она предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. На первом году обучения занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ на основе русского народного творчества. Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки.        

Данная программа отличается   так же акцентом на национальный компонент и тем, что третий год обучения предполагает «Проектную и исследовательскую деятельность», в качестве ведущего дидактического средства, как одно  из условий развития творческой компетенции у обучающихся. Что является  одной  из важнейших задач учреждений дополнительного образования на сегодняшний день.

   Проектная деятельность, как основополагающая технология по формированию ключевых компетенций, подразумевает выполнение ребенком под руководством взрослого творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга. Ценность проектной деятельности в том, что она способствует развитию интеллектуальных, физических качеств, а также  духовного мира ребенка. Человек всю жизнь прогнозирует, не всегда осознанно. Включение детей в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формировать адекватную самооценку, развивать коммуникативные умения. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

        Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 7—13 лет. (См. приложение №3)

Цель программы:

развитие ключевых компетенций и приобщение к народным ремеслам  обучающихся через обучение основам бисероплетения, тестопластики, конструированию из соломки.

Задачи:

  • Сформировать знания по основам композиции,  цветоведения и  материаловедения.
  • Освоить новые техники в работе бисером, соленым тестом, соломкой, пенопластом.
  • Создать условия для развития ключевых  компетенций детей, через                             вовлечение обучающихся в проектную деятельность,   участие в конкурсах и выставках.                                                      
  • Способствовать привитию  интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
  • Обучить культуре организации рабочего  времени.
  • Создать условия для формирования коммуникативных способностей.

При решении задач необходимым условием является индивидуализация обучения, которое будет содействовать выявлению и формированию компетентностей детей в зависимости от их личных склонностей и интересов.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, история —  на занятиях актуализируются сведения из истории возникновения стекла, бисера и др., изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей  рисования, математики.

Данная программа имеет внешнюю рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры Теории и методики профессионального обучения Оренбургского педагогического университета В.В.Смирнова и рекомендована к утверждению и использованию в системе дополнительного образования.                                                                      

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Личностно-ориентированная  модель обучения  отличается  от других существующих  моделей  и педагогических систем, прежде всего тем, что она предоставляет  ребенку большую свободу  выбора  в процессе обучения. В ее рамках не ребенок подстраивается  под сложившийся стиль педагога, а педагог , обладая разнообразным  технологическим инструментарием , согласует свои приемы и методы работы с познавательным  стилем обучения  ребенка. Методическую основу личностно-ориентированного обучения составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Основной принцип – признание индивидуальности ребенка и создание условий для его развития.

   Дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися заданий по их способностям, возможность максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности ребенка. Предложение выбора задания способствует, как уже говорилось, созданию для ученика ситуации успеха. Поэтому готовясь к занятию я учитываю индивидуальные особенности и возможности детей, в частности это дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий по уровню сложности. Сразу следует сказать, что не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень ключевых компетенций, который я привожу, основывается на главной цели моей образовательной программы.  

С  учетом того, что  народное искусство было преимущественно  бытовым, то и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры следует создавая нужные  для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением  предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном  интерьере, станут  частью современного костюма. Такое  обучение делает  занятие серьезным,  практически  необходимым и способствует  развитию общекультурной компетенции   у обучающихся. На занятиях прежде, чем начать работу я индивидуально с каждым обговариваю, каково  предназначение  будущего изделия. Предлагаю ребенку по рассуждать , выбрать из нескольких вариантов наиболее приемлемый.  Приучаю детей даже самую маленькую вещь  эстетично оформить. Если это фигурка из бисера, сделать ей колечко, чтобы ее можно было использовать как брелок, если вылепленный из теста предмет – то украсить его  дополнительными элементами и оформить в рамочку, такой работой можно украсить комнату или подарить близким. Таким образом, происходит постепенное формирование в детях учебно-познавательных и общекультурных компетенций. Так как программа носит практико-ориентированный характер, в календарном плане запланированы блоки занятий в соответствии с календарными праздниками, когда дети изготавливают подарки и дарят их родным, учителям ( это новый год, день матери, 8 марта и т.д.).

Каждое учебное занятие сопровождается тематической  презентацией. И если презентация носит информационный характер я даю девочкам электронный адрес сайта, где они могут посмотреть дополнительный материал. А позже они сами приносят информацию по теме и делятся ее со мной. Так ненавязчиво я воспитываю в них информационную и учебно-познавательную компетенции.

    По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.

    Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода педагог должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя работу, обучающиеся должны иметь возможность выбрать уровень сложности, решить удачно цветовое сочетание, применить свою творческую идею. По результатам работы педагог обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ребенка(индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших обучающихся (создание ситуации успеха).

   С целью развития адекватной самооценки в своей работе я использую несколько видов оценивания результатов. Разработаны и используются они согласно возрастным особенностям обучающихся.Так для младшего возраста я использую  самооценку «Проверь себя сам», проводится она  в игровой форме обычно для 1-2 года обучения. Вместо оценок дети ставят себе яблочки. Красное яблоко- «отлично»;  оранжевое яблоко- «хорошо»; зеленое яблоко- «могло быть и лучше».

Критерии самооценки «Проверь себя сам!» всегда находятся перед глазами детей.         ( см. Приложении №4).        

Творческая книжка это форма самооценки для старших обучающихся, она

помогает отслеживать свои  достижения и качество работы самим ребенком.

Цель творческой книжки  можно определить так:

  • Систематический учет продуктивной деятельности  детей;
  • Выявление, развитие и реализация творческого потенциала ребенка;
  • Формирование самооценки воспитанниц.

Заполняется она по следующим пунктам:

В конце года или полугодия педагогу остается составить Экран результатов творческой деятельности обучающихся и подвести итог. По результатам таблицы педагог проводит награждение ,планирует индивидуальную работу .

На основе разработанных критерии уровня развития ключевых компетенций проводится диагностика цель, которой контроль и оценка результативности  усвоения   образовательной программы.

Виды и формы диагностики:

  • диагностика (начальная, промежуточная, итоговая);
  • итоговая  аттестация;
  • участие в выставках, конкурсах, викторинах;
  • выполнение  творческих проектов;
  • составление и разгадывание кроссвордов;
  • практические задания;
  • творческая книжка.

     

     Возможности  активного включения учащихся в  различные виды деятельности, освоение  новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде,  развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет  метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

    В образовательной программе «Истоки» третий год обучения предполагает «Проектную деятельность», как один из разделов  программы. Творческие проекты разрабатываются, как индивидуально, так и коллективно. Обучающиеся на занятиях разрабатывают идею, а затем воплощают ее в своей работе. Заключительным этапом является защита своего творческого проекта сначала внутри объединения, а затем на уровне образовательного учреждения.  

Чтобы реализовать цель учебной программы и развить  в обучающихся ключевые компетенции (учебно-познавательные, информационные, общекультурные) через приобщение к народным ремеслам я работаю по определенной схеме.

Схема развития ключевых компетенций  у обучающихся в творческом объединении

Личностно-

ориентированный

подход в обучении        

Дифференцированный

подбор средств обучения       Проектная деятельность

 и воспитания

Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является  разумное сочетание традиционных и современных подходов на занятиях ДПИ которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций и приобщение к народным ремеслам  обучающихся, что в конечном счёте   и создает  условия для успешной  социализации личности.

 

 Новизна проекта

  Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к  проблеме, обозначенной в работе, в отборе и  оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике собственных методических разработок.

Ожидаемый результат:

  • обучающийся, умеющий применять знания, полученные из различных источников на практике;
  • умеющий планировать и объективно оценивать свою работу;
  • проявляющий умения, навыки, творческую индивидуальность при выполнении работ  по тестопластике, бисероплетению, конструированию из соломки;
  • умеющий составлять композиции изделий по своему эскизу;
  • знающий уникальность своей  национальной культуры;
  • имеющий опыт коммуникабельных отношений в коллективе.

Педагогический  опыт с точки зрения полученных результатов

Под «образовательным результатом» понимается приобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни.

     Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствует рост показателей диагностики компетенций в сравнении с подготовительным этапом, когда обучение осуществлялось по программе цель которой была: раскрытие, развитие и реализация творческого потенциала ребенка через приобщение к народному творчеству. (См. приложение № 5)

Обобщение педагогического опыта

С целью анализа и обобщения эффективности проводимой работы в 2011 году мною был проведен семинар для педагогов центра по теме «Развития ключевых компетенций -вызов времени». В 2010 году проведено открытое занятие на уровне города по теме «Развитие ключевых компетенций на занятиях ДПИ».

Показатели результативности педагогической деятельности

    Высокие достижения обучающихся на городских, районных и региональных выставках свидетельствуют о эффективности использования современных  педагогических технологий и формировании ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства.

    Диплом IХ регионального фестиваля «Галерка- 2010г. , Диплом Лауреата I степени, районного фестиваля «Истоки»-2009г., Диплом Лауреата III степени районного фестиваля «Истоки»-2010г., Диплом II степени городского  фестиваля «Созвездие юных талантов»-2009г., Грамота за I место на городской декаде технологии- 2010г., Диплом III степени городского  фестиваля «Созвездие юных талантов»-2012г., Диплом Победителя Международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века» Москва, 2012г., Диплом лауреата Международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века» Москва, 2012.

    За семь лет деятельности творческого  объединения около трехсот  девочек познакомились с различными видами декоративного народного творчества. Некоторые из них (Вафина Д., Вафина Л., Матвеева И., Сорокина М. и др.) продолжили свое обучение в школе искусств по данному направлению  для того, чтобы в дальнейшем  поступить в высшие учебные учреждения и стать дизайнером или педагогом.

                             

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

2.  Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.

         3.  .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  

 

        4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

          8 .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  

 

Приложение №1 

Критерии уровня развития ключевых компетенций 1 года обучения

Учебно-познавательные компетенции

Теоретические

Знает название и назначение инструментов с которыми работает.

Знает правила оформления и отделки готового изделия.

Осваивает правила подбора исходного материала .

Знает правила безопасной работы  с различными материалами.

Практические

Умеет оформлять готовые изделия.

Умеет правильно выбирать исходный материал для своего изделия.

Информационные компетенции

Теоретические

Владеет приёмами работы с информацией (систематизирует, обрабатывает

делает выборку) необходимого материала.

Формирует общие представления о композиции.

Практические

Использует информацию о промыслах в практической работе.

Умеет правильно использовать нужную информацию в работе.

Осваивает правила составления композиции.

Общекультурные компетенции 

Теоретические

Владеет информацией о истории развития промыслов.

Знакомится с культурными истоками своего народа.

Умеет планировать свою работу на занятии.

Понимает значение сохранения народных промыслов.

Практические

Использует информацию о промыслах в практической работе (при подборе цветового решения, при подборе материала для изделия).

Владеет элементарными знаниями о истории своего народа.

Умеет работать согласно составленному плану.

Осуществляет визуальный контроль качества своего изделия. Делает

самооценку.

Критерии уровня развития ключевых компетенций 2 года обучения

Ключевые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Теоретические

Знает основные виды плетения леской, ниткой .

Знает особенности выполнения и оформления изделий в технике низания.

Знает значение украшений в народном искусстве.

Знает  технику обработки соломки холодным и горячим способом.

Практические

Умеет создавать изделие по собственному замыслу.

Умеет изготавливать соломенные полотна для аппликации.

Умеет  обрабатывать  соломку холодным и горячим способом.

Информационные компетенции

Теоретические

Владеет информацией  о создании схем низания.

Определяет расход бисера для различных изделий.

Практические

Подбирает исходный материал в соответствии с замыслом.

Умеет самостоятельно разрабатывать и зарисовывать схемы низания.

Осваивает расход бисера для различных изделий.

Общекультурные компетенции

Теоретические

Владеет информацией о истории значение украшений в народном искусстве.

Знать культурные истоки своего народа.

Имеет представление о выразительных особенностях разных художественных материалов .

Умеет самостоятельно составлять план своей работы на занятии.

Понимает значение сохранения народных промыслов.

Практические

Умеет использовать выразительные особенности разных художественных материалов в работе.

Владеет знаниями о истории своего народа.

Умеет работать согласно составленному плану.

Осуществляет контроль качества своего изделия согласно методических пособий . Делает объективную самооценку.

Критерии уровня развития ключевых компетенций 3 года обучения

Ключевые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Теоретические

Знает основные виды дефектов плетения, причины возникновения и способы устранения.

Знает основы изготовления объемных цветов из соломки.

Знает основы конструирования из пенопласта.

Знает  основы составления композиции.

Практические

Умеет устранять способы дефектов при плетении.

Умеет изготавливать объемные цветы из соломки.

Умеет составлять композиции из изделий по самостоятельно разработанным эскизам   .

Информационные компетенции

Теоретические

Владеет информацией  о сущности понятий.

Имеет информацию о выразительных особенностях разных художественных материалов.

Практические

Использует  выразительные особенности разных художественных материалов в работе.

Использует различные источники информации для получения технологических сведений.

Сознательно выбирает средства выразительности и обосновывает свой выбор.

Общекультурные компетенции 

Теоретические

Проявлят творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ того или иного вида художественной деятельности.

Знает, где может применить полученные знания.

Воспринимает свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость.

Практические

Имеет навыки самостоятельной творческой работы.

Применяет орнаментальные элементы в работах декоративно-прикладного характера.

                                                                                                                                Приложение №2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4 ) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению . Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.                            В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия:

2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;

6-9 лет - описание картины;

после 9 лет - интерпретация увиденного.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.). Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Мотивы обучения 

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Помимо этого есть и другие мотивы:

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки . Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Группы риска

Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории:

Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь – дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.

Приложение №3

Возрастные особенности детей

Младший школьный возраст, (от 7 до 11 лет).

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становиться ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая большое влияние на становление словесно - логического мышления. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного и теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т. е. от типа обучения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что важна форма, в которой осуществляется учебная деятельность. Эффективной оказалась кооперация детей, вместе решающих одну учебную задачу. Учителю следует проводить больше групповых занятий. В групповой работе повышается интеллектуальная активность детей, поскольку дети, контролируя ход совместной работы, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний. Организуя совместную работу в группах учеников, организует тем самым их деловое общение друг с другом.

Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из -за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина. Учитель должен проводить специальную работу, обучая детей наблюдению, для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов.Большое значение имеет наглядно - образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами — воспоминаниями. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т. е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно запоминает. Задача учителя - научить детей использовать определенные приемы. Это, прежде всего деление текста на смысловые части, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мыслительное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть.В младшем школьном возрасте развивается внимание. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малойустойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут).Учителю следует давать ученикам больше самостоятельных заданий, чтобы ученик сам ставил цель и контролировал свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.Воображение. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке может предложить детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, знаков, образцов. Эти учебные требования побуждают развитие воображения.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).

 Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками. Мышление. Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. С 11- 12 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывать себя с конкретной ситуацией.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. При утомлении и переутомлении внимание снижается . или вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Память. С 13 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания   к  смысловому.   Смысловая  память  приобретает  логический характер.     Становиться    более    доступным    запоминание    абстрактного материала.

Воображение. Подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

Приложение №4

Критерии самооценки  «Проверь себя сам!»

  • умею составлять план своей работы на   занятие;
  • выполняю намеченный план;
  • самостоятельно  и правильно выполняю работу;
  • проявляю творчество ;
  • помогаю товарищу;
  • убираю свое рабочее место;
  • безопасно пользуюсь инструментами.

Приложение №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством

Данная работа представляет материалы которые отображают  особенности  социально-эмоционального  развития  детей сирот, а также социализация детей как педагогическая проблема, причи...

Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»

В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...

Статья "Использование компьютерных презентаций на занятиях декоративно-прикладным искусством"

Конспект разработан, как главный помощник в проведении занятия по теме «Сувениры» с использованием современных технологий....

Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР

При обучении детей с ЗПР следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным ра...

Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР.

Данная статья рассказывает об эффективных методах работы с детьми с задержкой психического развития на занятиях дополнительного образования, через приобщение детей к прикладному творчеству....