«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков учеников начальной школы»
статья по английскому языку по теме
Метод проектов является часто обсуждаемой темой. Метод проектов можно применять не только для обобщающего урока, но также и на внеклассных мероприятия, так как он позволяет развивать познавательные процессы у учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение метода проектов в начальной школе. | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков учеников начальной школы»
Уроки проектов в начальных классах строятся в зависимости от темы. Учащиеся создают книжки -азбуки на английском языке, выполнение масок к Новому Году. Также разукрашивают их. Проектная работа позволяет выявить у учащихся творческие и креативные способности.
В то время, как учащиеся будут мастерить книжки-азбуки, вы можете выслушать устные ответы учеников, которых не успели выслушать на предыдущем уроке английского языка.
При выполнении проектов учащиеся закрепляют знания, умения и навыки в английском языке. После выполнения проекта мы с учащимися проводим конкурс на лучшую закладку. В закладке учащиеся пишут пожелания своим друзьям.
Метод проектов в начальной школе позволяет систематизировать знания личных местоимений, и учит применять их при выполнении проектов. Также метод проектов прививает интерес к изучению иностранного языка и к стране изучаемого языка.
Метод проектов в начальной школе позволяет совершенствовать навыки монологической речи, когда учащиеся защищают свои проекты.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Опыт работы в начальных классах показывает, что не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам английского языка. Учебный процесс становится не эффективным. Одним из требований современности является использование на уроках информационно-компьютерных технологий, которые пока мало используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере, создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих сверстников из англоязычных стран. Из всего выше сказанного возникает проблема не соответствия требований времени методам и приемам, которые используются на уроках английского языка в начальных классах. Поэтому я остановила свой взгляд на методе проектов в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, который отвечает требованиям современности, интересам моих учеников и пожеланиям родителей. Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы. Здесь хочется привести цитату из книги проф. Е.Г. Кагарова "Метод проектов в трудовой школе" (1926). "Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества".
Но метод проектов в эти годы привел к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабую разработанность методики проектной деятельности;
- гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;
- сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".
То есть мы видим, что теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.Таким образом, проект – это "пять П": проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне его.
4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования.Испанские исследователи Рибе и Видал выделяют три этапа совместной деятельности учителя и обучающихся при работе над проектом:
Первый этап.
Предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта.
На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности.
Этот этап призван заинтересовать каждого обучающегося в выполнении проекта. Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены либо в рамках учебника, либо они могут касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания обучающихся. Тема может быть предложена и самими обучающимися.
Второй этап.
Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов. Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между обучающимися и учителем и хорошие отношения между самими обучающимися в паре или группе. Работа над проектом должна стимулировать обучающихся практически использовать иностранный язык.
Третий этап.
Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы.
Работа над проектом – это в первую очередь самостоятельная работа обучающегося по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в средней школе.
Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе на следующем этапе обучения в основной школе.
В качестве примера представлены маски новогодние к УМК «Millie» 4 класс, данный проект выполняли учащиеся 4 класса по рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев
А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...
УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ
Эта методическая разработка показывает необходимость развития навыков говорения у школьников...
Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...
«Развитие познавательной активности учащихся начальной школы
В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального обр...
Методы и приемы, применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы
Методическая разработка в помощь молодым учителям...
Участие в дистанционных олимпиадах, как эффективный способ развития познавательной активности школьников.
В статье кратко описывается опыт участия в дистанционных олимпиадах. Главное преимущество этих олимпиад состоит в том, что ребенок любого уровня подготовки может принять в них участие. Сама подготовка...
Инновационные методы и технологии как способы развития ключевых компетенций ученика.
Выступление на открытом заседании МО учителей естественного цикла. В докладе освещены вопросы системно-деятельностного подхода к процессу обучения в условиях внедрения ФГОС, описание инновационных пед...