Смысловое чтение на уроках физики как способ развития ключевых компетенций обучающихся
презентация к уроку по математике
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д.
Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Осуществляя смысловое чтение, учащиеся организуют учебно-познавательную деятельность в соответствии с целями и задачами, формируются регулятивные УУД. Обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме - способствуют формированию коммуникативных УУД.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет физика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_smyslovomu_chteniyu.pptx | 819.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона
Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
« Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности» (ФГОС).
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы : - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО)
Основные умения смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Учебное Самостоятельное
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом ФГОС- планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Метапредметные результаты (в рамках предмета «физика») формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию
Виды чтения: Ознакомительное Изучающее П оисковое / просмотровое Выразительное Рефлексивное направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста направлено на нахождение конкретной информации, конкретного факта в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста наиболее развитый вид чтения, предполагающий множество частных умений
составление плана; тезирование ; составление граф-схемы ; составление сводных таблиц; работа с опорным конспектом (например, тетради на печатной основе); конспектирование; составление вопросов к тексту; подготовка тестовых заданий; комментирование и логическое запоминание учебной информации. Приемы изучающего чтения:
Этапы конспектирования: Этап 1 Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Этап 2 В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. Этап 3 В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. Этап 4 Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). Этап 5 Дополнительная информация приводится при необходимости.
Класс делится на три группы. Всем группам предъявляется один и тот же текст, но задания у групп разные. 1 группа изучает текст и готовит вопросы для второй группы. 2 группа изучает текст и готовится отвечать на вопросы первой группы. 3 группа изучает текст и готовится а) комментировать вопросы 1 группы, б) ответы 2 группы, в) дополнять ответы. Прием «Вопросы и ответы»
7 класс Ф.И._________________ Тема _______________________________________________ 1. Механическим движением называется _____________________________ 2. Выберите любой предмет из вашего окружения и составьте: а ) список тел, относительно которых он движется________________. б ) список тел, относительно которых он покоится_____________ Сделайте вывод:_______________________________________ 3.Тело отсчета – это тело,______________________________ 4 Приведите пример тела отсчета из предыдущего примера (п.2)____________________________________________ 5.Если размеры тела ___________ расстояний , характерных для движения этого тела, то ________ пренебрегают и тело представляют в виде_____________ 6. Приведите пример таких ситуаций________________ 7. Может ли одно и тоже тело быть и не быть материальной точкой ? Выскажите свое мнение____________________ Конспект с опорой
Тонкие и толстые вопросы «Тонкие» вопросы кто…? что…? когда…? может…? будет…? мог ли…? как звали…? было ли…? согласны ли вы…? верно ли…? «Толстые» вопросы объясните, почему…? почему вы думаете…? почему вы считаете…? в чем различие…? предположите, что будет, если…? что, если…? дайте три объяснения, почему…?
Тексты Сплошные описание, повествование объяснение аргументация инструкция Несплошные информационные листы расписки призывы и объявления таблицы и графики, списки, карты
Вопросы к сплошному тексту Тема «Диффузия» 1. Прочитайте текст 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Работа с несплошными текстами (работа с таблицей) Какое топливо из представленных в таблице имеет наибольшую удельную теплоту сгорания? Какое топливо из представленных в таблице имеет наименьшую удельную теплоту сгорания? Чему равна удельная теплота сгорания пороха? Выразите значение данной величины в системе СИ. Каков физический смысл данной величины? Какие виды топлива эквивалентны по энерговыделению ? При сгорании какого топлива: природного газа или сухих дров выделится большее количество теплоты, если массы топлива одинаковы?
Работа с несплошными текстами (работа с задачей, разобранной в учебнике) Задание. Составить инструкцию по решению такого типа задач:
Задание: Из следующего списка слов: скорость, метр, градус Цельсия, путь, время, термометр, количество теплоты, спидометр, удельная теплоемкость, метр в секунду температура, рулетка составьте две-три группы, выделив как можно больше классов. «Множественные группировки»
ОГЭ по физике. Задания 20, 21, 22 Анализ звука (текст) При помощи наборов акустических резонаторов можно установить, какие тоны входят в состав данного звука и каковы их амплитуды. Такое установление спектра сложного звука называется его гармоническим анализом. Раньше анализ звука выполнялся с помощью резонаторов, представляющих собой полые шары разного размера, имеющих открытый отросток, вставляемый в ухо, и отверстие с противоположной стороны. Для анализа звука существенно, что всякий раз, когда в анализируемом звуке содержится тон, частота которого равна частоте резонатора, последний начинает громко звучать в этом тоне. Такие способы анализа, однако, очень неточны и кропотливы. В настоящее время они вытеснены значительно более совершенными, точными и быстрыми электроакустическими методами. Суть их сводится к тому, что акустическое колебание сначала преобразуется в электрическое колебание с сохранением той же формы, а следовательно, имеющее тот же спектр, а затем это колебание анализируется электрическими методами. Один из существенных результатов гармонического анализа касается звуков нашей речи. По тембру мы можем узнать голос человека. Но чем различаются звуковые колебания, когда один и тот же человек поёт на одной и той же ноте различные гласные? Другими словами, чем различаются в этих случаях периодические колебания воздуха, вызываемые голосовым аппаратом при разных положениях губ и языка и изменениях формы полости рта и глотки? Очевидно, в спектрах гласных должны быть какие-то особенности, характерные для каждого гласного звука, сверх тех особенностей, которые создают тембр голоса данного человека. Гармонический анализ гласных подтверждает это предположение, а именно: гласные звуки характеризуются наличием в их спектрах областей обертонов с большой амплитудой, причём эти области лежат для каждой гласной всегда на одних и тех же частотах независимо от высоты пропетого гласного звука.
На основании анализа текста выполнить задания: № 20. Извлечение информации из текста Гармоническим анализом звука называют А. установление числа тонов, входящих в состав сложного звука. Б. установление частот и амплитуд тонов, входящих в состав сложного звука. Правильный ответ: 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б № 21. Применение информации из текста Какое физическое явление лежит в основе электроакустического метода анализа звука? 1) преобразование электрических колебаний в звуковые 2) разложение звуковых колебаний в спектр 3) резонанс 4) преобразование звуковых колебаний в электрические № 22. Применение информации из текста Можно ли, используя спектр звуковых колебаний, отличить один гласный звук от другого? Ответ поясните ОГЭ по физике. Задания 20, 21, 22
ЕГЭ по физике. 1. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние l = 5 м. Расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на h = 3 м Вектор силы F направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении в системе отсчета, связанной с наклонной плоскостью, совершила сила F? Коэффициент трения µ = 0,5. 2. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние l = 5 м, расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на h = 3 м. Вектор силы F направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении совершила сила тяжести? К оэффициент трения µ = 0,5. 3. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние l = 5 м, расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на h = 3 м . Вектор силы направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении совершила сила F против действия силы трения? Коэффициент трения µ = 0,5. 4. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние 5 м, расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на 3 м. Вектор силы F направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении в системе отсчета, связанной с наклонной плоскостью, совершила сила трения? К оэффициент трения µ = 0,5. Анализ условия задач. Прочитайте внимательно задачи. Что в условиях задач общего? Чем различаются условия задач? Каков общий алгоритм решения этой серии задач? Как изменение одних величин влечет за собой изменение других величин (и каких) Продумайте, какие вопросы можно еще поставить в этой серии задач.
Синквейны являются быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Помогают осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1 строка —тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта. 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Температура. Измеряемая, зависимая. Повышается, понижается – изменяется. Мера энергии молекул Величина. Молекула. Маленькая, подвижная. Движется, притягивается, отталкивается. Молекула – это то, из чего состоит вещество. Частица. Двигатель внутреннего сгорания). Распространенный, тепловой. Впускает, сжимает, работает, выпускает. Превращает внутреннюю энергию в механическую. Машина Тепловое движение Беспорядочное, изменяемое. Колеблются, движутся, ускоряются. Температура зависит от скорости. Движение молекул.
Чтение индивидуальное. При чтении делаются пометки: - уже знал + - новое - думал иначе ? – не понял, есть вопросы « Инсерт »
Проблема 1: Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы. Проблема 2: Ограничение самостоятельной работы. Проблема 3: Использование лишь традиционных технологий и методов обучения. Проблема 4: Узкий круг чтения обучающихся. Проблема 5: Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Проблема 6: Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения.
«Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – и я буду сыт до конца жизни »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...
Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»
Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...
Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроках иностранного языка
Статья об использовании метода проектов на уроках иностранного языка...
Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, ко...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Выступление на школьном методическом объединении...