Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников
статья по географии по теме

Бырыкина Надежда Мукитовна

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

Мы живём в постоянно меняющемся динамично развивающемся обществе, которое ставит перед образованием новые задачи и  требует формирования конкурентоспособной личности на рынке труда, способной быстро внедряться в новые сферы деятельности, осваивать новые области знаний, уметь взаимодействовать с людьми самых разных профессий, культур и т.д. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция. 

Модернизация экономики требует модернизации образования. В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне было  предложено использовать ключевые компетенции для оценки качества содержания образования и они были определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

            В ходе изменений в образовании учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

 Одним из самых существенных способов формирования ключевых компетенций является проектное обучение, а его основой - метод проектов.

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, на основании идей Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Э. Торндайка и других американских ученых. По словам Дж. Дьюи, данный метод можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда обучаемый самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Таким образом проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

В соответствии с возрастными особенностями школьников  проектная деятельность в основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) организуется в разных формах. Так работу учащихся средних классов целесообразно организовывать в групповых формах, в старшей – в персональных (индивидуальных). При этом не следует  лишать возможности младшего  ученика выбора индивидуальной формы работы, а старшего – групповой, если он испытывает потребность в них.

Проектная деятельность, может быть представлена краткосрочными проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков, так и долгосрочными от месяца до полугода  и т.д.

Примеры реализованных учащимися под руководством автора работы краткосрочных проектов: «Миграции населения», «Международные интеграционные группировки», «Страны - малютки», «Новые индустриальные страны», «Охраняемые территории России», "Австралия - страна наоборот".

Примеры долгосрочных проектов:  «Природно-хозяйственные зоны России» , «Предприятия Саратовской области».

Описание проекта «Много ль географии в футболе?», проведённого на параллели 7-х классов  было представлено автором на федеральном конкурсе проектов учителей. Данный проект был направлен на активизацию  внимания учащихся на социально-экономических, политических и природных особенностях  страны, через призму интересного для них события, чемпионата мира по футболу. При этом учитывались возрастные и психологические  особенности подросткового возраста. В условиях обостряющихся в нашем обществе проблем национального и этнического характера подобные исследования способствуют привитию толерантного отношения к людям другой культуры и менталитета.

Любое событие несёт в себе большой объём информации не связанной напрямую с конкретным событием (в данном случае с футболом), но при этом она способствует, при внимательном к ней отношении, увидеть территорию, страну, образ жизни, традиции и культуру.   Поэтому с другой стороны данный проект направлен на развитие географического мышления и наблюдательности. Не оставаться равнодушными не только к людям, но и событиям, явлениям, пытаться искать ответы на возникающие вопросы. Таким образом, проект способствует подготовке учащихся к жизнедеятельности в современном обществе, т.е. формированию ключевых компетенций. В дальнейшем хотелось бы проследить,  какие ключевые компетенции формировались на каждом этапе осуществления этого проекта.

Первый этап  – планирование работы над проектом. Формулировке целей стоит посвящать специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.

На одном из уроков, прежде чем объявить детям тему проекта я поинтересовалась, кто из них интересуется футболом, кто смотрел летний чемпионат и, убедившись, что эта тематика учащимся очень интересна, предложила тему проекта: Влияние футбольного чемпионата мира в ЮАР на впечатление о  ЮАР как стране.

 Методом мозгового штурма были сформулированы основные ассоциации, связанные с чемпионатом: Н. Мандела, вувузела, снег, стадионы, многие из которых превратились для ребят в лично значимые проблемы, определить, почему во время чемпионата шёл снег, почему во время открытия был представлен Нельсон Мандела и т.д., на основании которых  определились темы групповых исследований и сформированы группы по интересам.

На следующем уроке было проведено вторичное обсуждение тем исследований в рамках проекта и определено творческое название проекта: «Много ль географии в футболе?», творческих тем отдельных направлений проекта:

1. Нельсон Мандела – символ ЮАР? (Борьба народов ЮАР против расизма и апартеида)

2. Кто принимал  чемпионат? (О стадионах и городах)

3. Летний спорт со снегом? (Климатические и погодные условия страны)

4. Вувузелла – традиции или современность? (Традиции народов)

5. Не только футбол. (Сафари).

        Т.е. было проведено целеполагание.

         Второй этап – аналитический. Как раз на этом этапе формируется большая часть учебно-познавательных компетенций:

  1. умение работать с письменными и устными текстами;
  2. умение работать с картографическими источниками информации.
  3. умение искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для  решения поставленных вопросов, проблем;
  4. овладение креативными навыками продуктивной деятельности, т.е. добыванием знаний непосредственно из реальности;

 ценностно-смысловых:

  1. определять компоненты изучаемого объекта;
  1. осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;

самоорганизованности:

  1. формирование умения планировать и организовывать свою деятельность, предвидеть результат.

         Третий этап – создание презентаций МS Power Point, консультирование.

На этом этапе совершенствуются навыки деятельности ученика отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются

  информационные компетенции:

  1.  умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Четвёртый этап – представление  проектов и подведение итогов, когда формируются коммуникативные компетенции: 

  1. умение свободно, доступно,  логично,  доказательно  излагать свои  мысли;
  2. умение представить себя.

Проект «Много ль географии в футболе?» вызвал у учащихся особый интерес. Не случайно он имеет своё продолжение, из группового исследовательско-информационного он перешёл в стадию персонального исследовательского. Продолжением проекта является осуществляемое учеником 7-го класса   более глубокое исследование «Почему не самое лучшее место для футбола стало хозяином чемпионата мира?», особенно в условиях предстоящего в  2018 году такого же чемпионата в России.

Но если продолжение футбольной темы проекта только намечается, то в моей практике есть исследовательские направления, которые отрабатываются по нескольку лет.  Это, во-первых, туристическое направление, оно включает в себя:        

1.  Осуществляемые на протяжении многих лет на параллелях 7-8-х классов (если в них работаю) индивидуальные проекты «Мои летние путешествия», представленные в виде презентации, сочинения, творческой работы, репортажа и т.д.

2. Обработка группой учащихся материалов проекта, выпуск настенной газеты.

3. Использование  материалов проекта в дальнейшей исследовательской деятельности. А именно, создание  отдельными учащимися исследовательских работ к конференциям: «Участие саратовцев в международном туризме» (победитель городской научно- практической конференции «Эврика».), «Участие саратовцев в российском туризме», в которых рассматривались проблемы международного, российского и областного  туризма, участие саратовцев в туристской деятельности.

4. В течение прошлого учебного года учащиеся профильного социально-экономического класса в рамках элективного курса «Бизнес и туризм»  участвовали в проекте «Туристско-рекреационные ресурсы».

5. Логическим продолжением всей многолетней работы является создание творческой работы «Туризм как сектор экономики» (работа заняла вторые места на муниципальной и региональной конференциях школьников).

6. Поступление выпускников гимназии, а так же стремление ряда выпускников социально-экономического класса  этого года поступить на туристические специальности в ВУЗы.

Следующее исследовательское направление связано с проблемами демографии, которыми мы начинаем заниматься в 8-м классе: во-первых, в течение всего учебного года ребята участвуют в проекте «Моя родословная», а во-вторых, во время изучения темы «Население России» ведётся исследование «Демография моей семьи».  

В прошедшем году на географический факультет СГУ поступила Журавлёва Елена, которая на протяжении нескольких лет занималась проблемами демографии, была неоднократным победителем и призёром  научно-практических конференций различного уровня и решившая продолжить разработку данной темы уже на более высоком университетском, а далее - профессиональном уровне.

Проектная деятельность дает значительные возможности для развития общеучебных навыков. Наряду со специфическими проектными навыками, такими как проблематизация, целеполагание, планирование, умение точно реализовать план или внести в него обоснованные изменения, рефлексия и презентация, проектная деятельность создает предпосылки для успешной учебы  в школе,  в вузе, также будут востребованы в дальнейшей взрослой жизни.

      Через использование метода проектов любой школьный предмет, в том числе география,  перестает быть абстрактным, а  деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни, т.е. является  средством развития ключевых компетенций школьников. При его использовании достигаются следующие результаты:

  1. это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности;
  2. это тот «осязаемый продукт», который и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а применение этого массива в деятельности (как и что применено) для достижения поставленной цели.

        Итогом проектной деятельности педагога и учащихся является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые становятся призерами и лауреатами не только городских,  но региональных конференций школьников, продолжают научные исследования по заданной теме в ВуЗах.

         И в заключении хочется сделать вывод, что при правильной организации  работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, она позволит школьникам не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соотв...

Метод проектов как способ формирования ключевых компетенций

Метод проектов помогает сделать уроки не только интересными, но и повысить качество образования...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

При разнообразии форм и методов организации внеурочного времени (работа с отстающими детьми, факультативы для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике, проведение олимпиад, конкурсов и т....

Метод проектов как один из способов организации самостоятельной работы школьников на уровне среднего общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне среднего общего образования (ФГОС СОО) содержит концепцию создания среды обучения, направленную на «личностное развитие учащихся, п...

Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников

В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...