Решение современных проблем образования посредством организации проектно-исследовательской деятельности учащихся
статья по химии (8 класс)

Малютина Людмила Сергеевна

В статье рассматриваются современные проблемы, стоящие перед естественнонаучным образованием. Целесообразность изучения данного  вопроса обусловлена противоречиями, накопившимися в отечественном образовании между направленностью преподавания предметов естественнонаучного цикла на формирование естественнонаучной грамотности и низким уровнем этого показателя по результатам международных исследований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малютина Л.С.

г. Санкт-Петербург

Решение современных проблем образования посредством организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

Ключевые слова: современные проблемы образования, компетентностный подход, исследовательские компетенции, проект, проектная деятельность, универсальные учебные действия, естественнонаучная грамотность.

 

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы, стоящие перед естественнонаучным образованием. Целесообразность изучения данного  вопроса обусловлена противоречиями, накопившимися в отечественном образовании между направленностью преподавания предметов естественнонаучного цикла на формирование естественнонаучной грамотности и низким уровнем этого показателя по результатам международных исследований. Современный этап развития общества требует от образования новых качеств в личности выпускника школы, а новый портрет выпускника, в свою очередь, диктует необходимость новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Автор статьи приходит к выводу, что одним из способов разрешения указанных проблем является развитие исследовательских компетенций школьников-подростков посредством их включения в проектную деятельность.

        Национальный проект «Образование» является инициативой, которая направлена на решение нескольких важных задач. Первая из них – обеспечение глобальной конкурентоспособности образования Российской Федерации и вступление её в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Определять положение России по качеству образования относительно других стран будут на основании результатов  международных исследований, в том числе PISA (международная программа по оценке учебных достижений).      

         По данным PISA,  в 2018 году  средний балл российских школьников по естественнонаучной грамотности составил 478 баллов, что ниже результатов 2015 года (487 баллов). В исследовании PISA под естественнонаучной грамотностью понимается «способность учащихся использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем». Такие результаты демонстрируют наличие проблем в системе естественнонаучного школьного образования и прежде всего в формировании умений практического применения имеющихся знаний.

          Вторая задача – воспитать развитую и социально ответственную личность – непосредственно связана с позицией, которую занимает обучаемый в образовательном процессе (объект или субъект деятельности). Долгое время для образования было характерно отношение к ученику как объекту обучения и воспитания. Результатом явился характерный для современной школьной практики процесс нарастания отчуждения учащихся от школы.

           Процесс обучения зависит от социальной среды, в которой происходит развитие личности учащегося. Наиболее сильно влияние среды сказывается на подростках, потому что данный период связан с изменением мироощущения и сознания, а организм подростка подвержен существенным физиологическим изменениям. Школьник подросткового возраста хочет быть активным участником (субъектом) своей образовательной деятельности. Субъектная позиция школьника может проявляться в потребности самостоятельности действий, способности задавать цель деятельности и регламентировать её выполнение, осознании личностных смыслов собственной деятельности, создании новых объектов и способов действий. Подростки понимают возможные последствия своих поступков, получают удовлетворение от результатов, используют свой жизненный опыт и готовы сами определить значимость событий для своей жизни. В подростковом возрасте у школьников формируются самооценка и навыки саморегуляции в образовательном процессе, что является фактором развития социального самоопределения.

         У сегодняшнего школьника имеются богатейшие возможности для самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Прежде всего, это возможности, которые даёт Интернет. Но не всегда эти возможности используются подростком во благо. Информационный мир и виртуальная среда всё больше проникают в реальную жизнь подростков и в процесс их социализации.  Если потребность современного подростка в достижении личностно-значимых образовательных результатов не реализуется в учебной деятельности, то это приводит к отчуждению подростов от школы в целом.

        Все эти данные подводят к выводу, что для учителя при выборе стратегии преподавания приоритетными становятся активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельность учащихся. В этом случае ребёнок из объекта обучения превращается в субъект, а значит, становится лицом, которое заинтересовано в своём образовании. Многие подростки хотят научиться планировать свои действия для достижения цели, выбирать ресурсы для достижения цели, учитывать приобретенный опыт. Это получается не у всех и для формирования перечисленных навыков учащимся требуется помощь со стороны учителя и включение в целенаправленную образовательную деятельность.  

        Современный этап развития общества требует от образования новых качеств в личности выпускника школы, который должен прийти во взрослую жизнь подготовленным, способным самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, генерировать идеи и предлагать свои варианты решения имеющихся проблем. Новый портрет выпускника требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Одним из способов достижения заявленных целей является включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность. 

         Проектная деятельность имеет большой потенциал для обучения, в том числе для обучения химии. Проблема проектов и проектной деятельности не является принципиально новой проблемой, её изучением занимались  такие учёные как: Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Е.С. Полат, А.В. Леонтович,  М.В. Крупенина, Н.В. Матяш,  И.Д. Чечель, и др. Использованию метода проектов в образовании посвятило свои труды множество отечественных учёных, таких как, например, Е.С. Полат, В.С. Безрукова, В.В. Гузеев,  Д.М. Жилин, Г.В. Лисичкин, В.В. Сериков и другие. Основа проектной деятельности – идеи американского философа и педагога Джона Дьюи. Его концепция содержания образования учитывала потребности и интересы ребёнка, его способности и склонности. По мнению Дьюи, при разработке содержания образования в её центре должен находиться не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его индивидуальными потребностями и интересами. В «Школе и обществе» Дьюи писал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе» [2]. Ученик Джона Дьюи, В.Х. Килпатрик, профессор педагогики, разработал ныне широко известную проектную систему обучения. Её суть состояла в том, что ученики вместе с учителем, исходя из своих собственных интересов, выполняли проект для решения какой-либо исследовательской задачи [3].

       Е.С. Полат для проекта как метода даёт следующее определение: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проект как педагогическая технология – это технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути» [4].

        В соответствии с ФГОС, основой образовательного и воспитательного процесса являются универсальные учебные действия. Они обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса учения, т. е. умение учиться. Особое внимание уделяется развитию УУД (п. 18.2.1), направленных на расширение возможностей ориентации учащихся в «научном и социальном проектировании..; формирование … основ культуры исследовательской и проектной деятельности;… навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта» [6].

        ФГОС предъявляют особые требования к структуре и содержанию программ основного общего образования. Так, в пункте 14 указано, что содержание программы должно быть ориентировано на развитие компетенций в «учебно-исследовательской и проектной деятельности». Программа каждого предмета должна содержать описание способов реализации и форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, как на уроке, так  и вне его. Планируемые результаты освоения программы теперь включают также оценку проектной деятельности учащихся. Выпускники должны освоить «виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных … ситуациях» [6].

          В соответствии с компетентностным подходом, результатом образования становится способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Одной из важнейших, особенно с точки зрения освоения естественных наук, является исследовательская компетентность. Её можно охарактеризовать как «совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности». Исследовательская компетенция понимается как способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.).

         Таким образом, в современном отечественном образовании выявились противоречия, тормозящие его дальнейшее развитие и выход в десятку мировых лидеров школьного образования. Это сложившееся в практике школьного обучения противоречия между:

- сохраняющейся направленностью преподавания предметов естественнонаучного цикла на формирование естественнонаучной грамотности и низким уровнем этого показателя по результатам международных исследований;

-  необходимостью ориентации процесса обучения на развитие компетенций в учебно-исследовательской деятельности и недостаточной разработкой этой темы;

- обязательным участием учащихся в проектной деятельности и отсутствие у них соответствующих умений и навыков.

           Одним из способов разрешения описанных противоречий является развитие исследовательских компетенций школьников-подростков посредством их включения в проектную деятельность. 

           Решение проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся позволит достичь важных результатов. Учащиеся:

  • приобретут навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
  • научатся самостоятельно определять цель, составлять план деятельности, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • получат опыт продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности;
  • научатся ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • овладеют навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий.

        Включение школьников в учебную проектно-исследовательскую деятельность позволит учащихся развить способности к инновационной творческой деятельности. Так мы сможем достичь цель, поставленную перед отечественным образованием по формированию у учащихся естественно-научной грамотности, навыков учебно-исследовательской проектной деятельности и развитию критического мышления.

 

Список литературы:

  1. Воробьева, А.В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание // Дискуссия. 2013. №3 (330).
  2. Дьюи, Д. Школа и общество / Пер. с англ. Г.А. Лучинского. Изд. 2-ое. - М., 1924.
  3. Килпатрик, В.Х. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе: пер. с нем. / В. Х. Килпатрик – Ленинград: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.
  4. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. 2002. - № 9. - С. 26 - 36.
  5. Рындина, Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория [Текст] / Ю. В. Рындина // Молодой ученый. – 2011. – №1. – С. 228-232.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. – 41 с. – URL: https://fgos.ru/
  7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 55-61.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...

Организация проектно - исследовательской деятельности в художественном образовании

В статье отражён опыт работы по организации проектно-исследовательской деятельности в художественном образовании в МБОУ усуглинская основная общеобразовательная школа...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании...

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...