Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании
методическая разработка по географии

Власенко Светлана Васильевна

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании

    Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках географии является включение учащихся в проектную деятельность. Сущность этой технологии заключается в личностно-ориентированном обучении. Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения исследовательской, проектной и поисковой деятельности.

    Использование этой технологии позволяет учителю решить следующие задачи:

- педагогические ( обучающие, развивающие, воспитательные);

- практические ( реализация компетентностного подхода к результатам обучения);

- социальные ( удовлетворение какой-либо социальной потребности).

    При использовании проектной технологии каждый ученик:

- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

- приобретает коммуникативные навыки и умения;

- овладевает практическими умениями исследовательской работы;

- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

    Работа над проектом включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап:

- выбор темы и целей проекта;

- определение количества участников проекта, состава группы.

2. Планирование работы:

- определение источников информации;

- способы сбора и анализа информации;

- выбор формы представления результата.

3. Исследовательская деятельность:

- сбор информации, решение промежуточных задач;

- формы работы- интервью, опрос, наблюдения, изучение исторического материала и т.д.

4. Результаты и выводы:

- анализ информации;

- оформление результатов.

5. Представление своей работы.

6. Оценка процесса и результатов работы:

- коллективное обсуждение;

- самооценка.

    Начинать применение проектной технологии целесообразно уже при изучении начального курса географии. Так как я веду природоведение, то начинаю применять эту технологию с 5 класса. Например, ученики 5-х классов работали над проектом «Наши соседи по планете». Результат работы- каждая группа готовила письменный отчет. Общий итог – книга «Наши соседи по планете». И представление лучшей работы на общешкольной научной конференции. При изучении темы «Природные зоны России», география 8 класс, работали вместе с учителем литературы. Получился интегрированный проект «Степь» на базе знаний природных зон по географии и произведению А.П.Чехова «Степь». С учащимися 10 и 6 классов был разработан межпредметный информационно-исследовательский проект «Влияние климата на питание людей».

    В заключении хотелось бы отметить, что проектная методика имеет большую практическую направленность:

- позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной;

- стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации;

- требует развития творческой фантазии;

- активизирует интеллектуальную сферу, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, коммуникативные умения.

    Считаю, что проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно не должно вытеснять ее. Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

21.11.2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...

Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовате...

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...

Инновационная программа "3D моделирование с применением технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся"

В современных условиях быстроразвивающихся информационно-коммуникационных технологий к числу инновационных образовательных технологий целесообразно отнести и технологии 3D – моделирования. Напри...

Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"

Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"  поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании

Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании...