Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании
методическая разработка по географии
Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках географии является включение учащихся в проектную деятельность. Сущность этой технологии заключается в личностно-ориентированном обучении. Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения исследовательской, проектной и поисковой деятельности.
Использование этой технологии позволяет учителю решить следующие задачи:
- педагогические ( обучающие, развивающие, воспитательные);
- практические ( реализация компетентностного подхода к результатам обучения);
- социальные ( удовлетворение какой-либо социальной потребности).
При использовании проектной технологии каждый ученик:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы;
- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап:
- выбор темы и целей проекта;
- определение количества участников проекта, состава группы.
2. Планирование работы:
- определение источников информации;
- способы сбора и анализа информации;
- выбор формы представления результата.
3. Исследовательская деятельность:
- сбор информации, решение промежуточных задач;
- формы работы- интервью, опрос, наблюдения, изучение исторического материала и т.д.
4. Результаты и выводы:
- анализ информации;
- оформление результатов.
5. Представление своей работы.
6. Оценка процесса и результатов работы:
- коллективное обсуждение;
- самооценка.
Начинать применение проектной технологии целесообразно уже при изучении начального курса географии. Так как я веду природоведение, то начинаю применять эту технологию с 5 класса. Например, ученики 5-х классов работали над проектом «Наши соседи по планете». Результат работы- каждая группа готовила письменный отчет. Общий итог – книга «Наши соседи по планете». И представление лучшей работы на общешкольной научной конференции. При изучении темы «Природные зоны России», география 8 класс, работали вместе с учителем литературы. Получился интегрированный проект «Степь» на базе знаний природных зон по географии и произведению А.П.Чехова «Степь». С учащимися 10 и 6 классов был разработан межпредметный информационно-исследовательский проект «Влияние климата на питание людей».
В заключении хотелось бы отметить, что проектная методика имеет большую практическую направленность:
- позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной;
- стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации;
- требует развития творческой фантазии;
- активизирует интеллектуальную сферу, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, коммуникативные умения.
Считаю, что проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно не должно вытеснять ее. Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
21.11.2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...
Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...
Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся
При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовате...
Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»
В основу концепции ОЭР изначально заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...
Инновационная программа "3D моделирование с применением технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся"
В современных условиях быстроразвивающихся информационно-коммуникационных технологий к числу инновационных образовательных технологий целесообразно отнести и технологии 3D – моделирования. Напри...
Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"
Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе" поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...
Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании
Задачи и технологии организации проектной, исследовательской и поисковой работы учащихся в географическом образовании...