Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
методическая разработка по теме

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательской деятельности. Приведена оценка успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Детско –юношеский центр

"Центр туризма и краеведения"

Организация проектно –исследовательской деятельности

обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

(Доклад на МО педагогов дополнительного образования)

                                  Выполнил:

                                                                         Пятакова Валентина Николаевна,

                                               методист, высшей

                                                                   квалификационной категории.

 

Выкса

2013

Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся

 в  учреждениях  дополнительного образования детей

Глобальные изменения в информационной,  коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

         Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

 Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в  «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития.         

Проектная  и исследовательская формы работы с  обучающимися должны быть приоритетными. В условиях дополнительного образования  выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков,  которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Где  бы мы  ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с  обучающимися,  необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;

2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать  ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4)формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых  проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее  педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающими с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.  

6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.

7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой.  

        Исследование - это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.  

 

Подготовка исследования

Исследовательская работа обучающегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.  

Общая схема исследования

      Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

       Обоснование актуальности выбранной темы.

       Постановка цели и конкретных задач исследования.

       Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.

       Выбор метода (методики) проведения исследования.

       Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

       Сбор материала, обобщение полученных данных.

       Описание процесса исследования.

       Обсуждение результатов исследования.

       Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

       Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

    Начиная исследование, обуучающийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская работа проходит несколько основных этапов:

 

1-этап.

Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.

 Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации  о ее содержании. Работы, посвященные узким темам – прорабатываются более глубоко и детально. Выбирая тему исследования, обучающийся должен руководствоваться несколькими правилами: 

     тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям обучающегося,

      тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),

     тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,

      тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка  вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому обучающемуся, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

     Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

     Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2-этап.

Проведение  исследовательской работы

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени  уйдет.

3 этап

Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы.

 На защите обучающийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

План оформления исследовательской работы

  Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

  Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

   Заключение (выводы и результаты).

   Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы: 

  Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?

  Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?

  Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение  должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы  содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников,  использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Написание и оформление  исследовательской работы

Требования к содержанию работ. В работе должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы.

Работы должны носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической или практической значимостью, грамотным и логическим изложением, включать библиографию, постановку проблемы и сопровождаться выводами.

Текст работы рекомендуется писать или печатать c минимальной высотой шрифта 1,8 мм (или 12 кегль на компьютере), соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее – не менее 15 мм; нижнее – не менее 20 мм.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте

исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «САМООЦЕНКА», «ПРИЛОЖЕНИЯ», печатаются прописными буквами.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят! Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа. Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки – только со строчной (если это, конечно, не имена  собственные).

Окончания рубрик знаками препинания не фиксируются. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 2-3 интервалам. Каждую структурную часть работы рекомендуется начинать с нового листа.

Защита  исследовательской работы

Подготовленная  работа должна иметь определенную завершенность и самостоятельность, содержать элементы научного исследования: новые факты и новое освещение уже известных фактов, систематизацию и обобщение данных, относящихся к теме исследования.

Для научного исследования существуют следующие стандарты представления исследования: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья.   Исследование, как правило, представляется в виде тезисов, научной статьи, устного доклада.

Тезисы – краткое изложение содержания проведенного исследования. Объем тезисов не должен превышать 1-2 страницы печатного текста.

Научная статья – подробное изложение содержания проведенного исследования. Напечатанная работа в сопровождении приложений, иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской  работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Оценка успешности обучающегося в выполнении  

проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование  ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

В данном разделе представлены материалы, которые могут помочь педагогу и ученику организовать проектно-исследовательскую деятельность....

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

Особенности проектно-исследовательской деятельности учащихся в сфере дополнительного образования.

В данной статье размещен материал о учебном проектировании в дополнительном образоании. Сейчас активно говорят о введении в образовательный процесс инновационных технологий (ТРИЗ, ролевые игры, мозгов...

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...

Решение современных проблем образования посредством организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматриваются современные проблемы, стоящие перед естественнонаучным образованием. Целесообразность изучения данного  вопроса обусловлена противоречиями, накопившимися в отечественном ...