Тема урока: Углерод. (9 класс)
учебно-методическое пособие по химии (9 класс)

 Фрянова Анастасия Михайловна

Тема : Углерод.(9класс)

Цель урока: Формирование химических знаний об углероде, как о химическом элементе, так и о простом веществе.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uglerod_9_klass.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Углерод»

Фрянова Анастасия Михайловна, учитель химии высшей квалификационной категории                                                                                                                                                        

Предмет: химия.  Класс: 9.  Базовый УМК Габриелян О. С.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цель урока: Формирование химических знаний об углероде, как о химическом элементе, так и о простом веществе. Задачи:                                                                                                                                                                                     Образовательные задачи:

  • Изучить строение и свойства атома углерода;
  • Сформировать знания о физических свойствах простого вещества углерод, его аллотропных видоизменениях на примере: графит, алмаз;
  • Изучить важнейшие химические свойства простого вещества углерод;
  • Показать области применения углерода.

Развивающие задачи:

  • Включить учащихся в активный познавательный процесс.
  • Формировать умения анализировать полученную информацию.
  • Формировать коммуникативные умения и навыки при выполнении заданий.
  • Развивать познавательную и информационно-коммуникативную компетентности.

Воспитательные задачи:

  • Развивать самостоятельность, ответственность, умение работать в группах.
  • Продолжить формирование самостоятельности, ответственности, умения работать в группах.
  • Формирование экологического сознания, знание правил поведения и техники безопасности при проведении
  • химического эксперимента.
  • Формирование перспективной готовности к выбору профильного образования.

Тип урока: урок изучения нового материала                                                                                                                                 Оборудования: ПК учителя, мультимедийная установка, кристаллические решетки: алмаза, графита и фуллерена, лабораторные штативы, химические стаканы, воронки, фильтры, стеклянные палочки, пробка резиновая, колба химическая.                                                                                                                                                 Реактивы: активированный уголь, водные растворы – перманганата калия, сульфата меди (II).                               Литература для учителя: Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга для учителя. Дрофа, М.-2016.                  Литература для учащихся: Учебник «Химия – 9» автор Габриелян О. С. М.: изд. Дрофа, 2016  г.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1

 Организационный момент.

Приветствие.                   Ориентирует учащихся на работу.

Приветствие учителя. Готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

 Мотивация

У меня есть загадка для  вас,
«Из меня состоит всё живое,                                                 Я - графит, антрацит и алмаз,                                              Я на улице, в школе и в поле,                                                     Я в деревьях и в каждом из вас.»

- О каком элементе идет речь?                                    Конечно, же это – углерод. - Что узнали об углероде из загадки?                                         - Что еще знаете об углероде? А что еще хотели бы узнать?

1) вспомнить ранее изученный материал;                       2) систематизировать  информацию до ее изучения;

Личностные:  Сформированность  потреб-ности в самовыражении и самореализации, сформированность позитив-ной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:             умение передавать информа-цию интонацией,слушать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодей-ствие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мыс-ли в соответствии с условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.   Познавательные:            умение  строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:   предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

3

 Актуализация знаний.

Тест на повторение преды-дущей темы («Фосфор и его соединения») При-ложение*

Каждый ученик выполняет тест по теме: «Фосфор и его соединения»

Личностные:                        развитие самооценки лично-сти,                                    формирование адекватной позитивной самооценки,  формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:                 планирование своих дей-ствий в соответствии с зада-чей,                                                учёт правил в контроле способа решения,                             оценка правильности выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

внесение необходимых кор-ректив действие после его за-вершения на основе его оцен-ки и характера сделанных ошибок.

 

4

 Изучение нового материала

1. Учитель просит дать определение явлению ал-лотропии и аллотропных модификаций.

2. Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена. Предположите исходя из строения кри-сталлических решеток раз-ницу в прочности химиче-ских связей в простых ве-ществах алмазе и графите. 3. Учитель просит сделать сообщение о графите /строение, физические свойства, применение/.            4. Учитель просит сделать сообщение об алмазе /строение, физические свойства, применение/.            5. Учитель объясняет явле-ние адсорбции аморфного углерода. Демонстрация опытов адсорбции                        6. Демонстрационный опыт восстановления меди из оксида меди (II) угля.

1. Ученики отвечают и вспоминают известные ал-лотропные модификации кислорода, серы и фосфора. 2. Конспектируют, вы-двигают гипотезы и доказы-вают их, относительно проч-ности связи в алмазе и графи-те.                                                      3. Защищают мини-проекты, оформляют конспект.                            4. Защищают мини-проекты, оформляют конспект.                        5. Наблюдают, делают вы-воды относительно адсорби-рующей способности активи-рованного угля.                            6. Рисунок прибора, состав-ляют уравнение реакции, за-писывают наблюдения.

Предметные умения:            должны знать определения понятий: явлению ал-лотропии и аллотропных модификаций.                           должны уметь: определять модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена. среди других ве-ществ, разницу в прочности химических связей в простых веществах алмазе и графите, объяснять явление адсорбции аморфного углерода

 оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов

Метапредметные умения: общеучебные- организовы-вать свою учебную деятель-ность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудова-нием в кабинете химии, осваивать приемы исследо-вательской деятельности

5

Закрепление изученного материала.

Закончить уравнения реакции:                                            C + O→                                          C + H2 →                                           C + Ca →                                            C + Al →                              Составить электронный ба-ланс, определить окисли-тель и восстановитель.

Выполняют задание для все-го класса, проверяют в парах, обсуждают результаты, ра-ботают по индивидуальным карточкам-заданиям.

Познавательные:                  формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

6

 Домашнее задание

§ 33 выучить, письменно упражнения № 1-2, №5-8, Творческое задание: написать сочинение-рас-суждение на тему: «Химия в жизни человека».

Записывают домашнее зада-ние

7

 Рефлексия.

Учитель вместе с учащи-мися отвечает на вопрос: «Справились ли с постав-ленными целями и зада-чами урока?»               Какую оценку вы постави-те классу за работу на уро-ке и почему? Оцените свою деятельность на уро-ке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтраль-ный.                                    Подводит итоги урока, выставляет и комментиру-ет оценки.

Обсуждают итоги урока. Самооценка учеников.

Регулятивные:                   формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Приложение*

Тест по теме «Фосфор и его соединения»

I вариант                                                                                 1. Число нейтронов в ядре атома фосфора 31Р равно                               1) 15; 2) 16; 3) 31; 4) 46

2. Исключите «лишний» элемент из перечисленных по принципу возможности образования аллотропных модификаций:                                                                               а) кислород; б) азот; в) фосфор; г) сера.

3. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации фосфата калия равна:        а) 5; б) 3; в) 4; г) 8.

4. Ортофосфорная кислота может реагировать со следующими веществами:                                                               а) оксид меди(II); б) гидроксид калия;                                                              в) азотная кислота; г) цинк.

5. Укажите, какое суждение является правильным:    А) кристаллическая решетка белого фосфора построена из молекул Р4;                                                            Б) кристаллическая решетка белого фосфора построена из атомов фосфора.                                               1) верно только А; 2) верно только Б;                                                  3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

6. Определите вещества Х и Y в схеме превращений:   P  X  PH3  Y  H3PO4                                   1) Mg3P2 и P2O5 ; 2) Ca3P2 и P2O3;                              3) H3PO4 и P2O5 ; 4) P2O5 и P2O3

7. Важнейший компонент природных минералов фосфора                                                                                   1) Ca3P2 ; 2) Na3PO4 ;                                                             3) P2O3 ; 4) Ca3(PO4)2

Тест по теме «Фосфор и его соединения»

II вариант                                                                                              1. Число электронов на внешнем уровне атома фосфора:                      а) 2; б) 3; в) 5; г) 15.

2. Сумма коэффициентов в реакции между фосфором и кальцием равна:                                                                                      а) 5; б) 6; в) 3; г) такая реакция невозможна.

 3. Укажите, какое суждение является правильным:                             А) атом фосфора имеет три электронных уровня;                                        Б) на внешнем уровне атома фосфора имеется пять электронов.                                                                                                    1) верно только А ; 2) верно только Б;                                                      3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. Укажите реактив, с помощью которого можно обнаружить присутствие растворимых фосфатов в растворе:                             1) AgNO3 ; 2) BaCI2 ; 3) NaOH; 4) HCI

5. Составьте уравнение реакции по схеме                                                   Р+ HNO3  H3PO4 +NO2+H2O. Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции.                                                        1) 9; 2) 13 ; 3) 10; 4) 14

6. Химическая реакция Ag3PO4 + 3HNO3 = 3AgNO3 + H3PO4 идет потому, что образуется:                                       1) осадок; 2) газ ; 3) вода;                                                                            4) данная реакция не протекает

7. Укажите, какое суждение является правильным:                              А) гигроскопичный порошок  это порошок, поглощающий пары воды;                                                                                                        Б) оксид фосфора (V) можно использовать для осушения хлороводорода.                                                                                1) верно только А ; 2) верно только Б;                                                                            3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Углерод". 9 класс.

Урок разработан в соответствии с программой О.С. Габриеляна. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией, в которой отражается строение атома углерода, аллотропия , химические свойства и приме...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Разработка урока по теме "Оксиды углерода" 9 класс

Проведение урока с использованием групповой формы работы позволяет сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирова...

Урок по теме Соединения углерода. 9 класс

Проблемно - эврестический урок по химии в 9 классе...

Контрольная работа по теме "Подгруппа углерода" 9 класс

Контрольная работа по теме "Подгруппа углерода" включает три варианта. Каждый вариант содержит 10  заданий с выбором ответа (базовый  уровень сложности) и два задания  повышенного уровн...

Методическая разработка урока химии по теме "Непредельные углероды" (10 класс)

Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды»....