Тема урока: Углерод. (9 класс)
учебно-методическое пособие по химии (9 класс)
Тема : Углерод.(9класс)
Цель урока: Формирование химических знаний об углероде, как о химическом элементе, так и о простом веществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uglerod_9_klass.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Углерод»
Фрянова Анастасия Михайловна, учитель химии высшей квалификационной категории
Предмет: химия. Класс: 9. Базовый УМК Габриелян О. С.
Цель урока: Формирование химических знаний об углероде, как о химическом элементе, так и о простом веществе. Задачи: Образовательные задачи:
- Изучить строение и свойства атома углерода;
- Сформировать знания о физических свойствах простого вещества углерод, его аллотропных видоизменениях на примере: графит, алмаз;
- Изучить важнейшие химические свойства простого вещества углерод;
- Показать области применения углерода.
Развивающие задачи:
- Включить учащихся в активный познавательный процесс.
- Формировать умения анализировать полученную информацию.
- Формировать коммуникативные умения и навыки при выполнении заданий.
- Развивать познавательную и информационно-коммуникативную компетентности.
Воспитательные задачи:
- Развивать самостоятельность, ответственность, умение работать в группах.
- Продолжить формирование самостоятельности, ответственности, умения работать в группах.
- Формирование экологического сознания, знание правил поведения и техники безопасности при проведении
- химического эксперимента.
- Формирование перспективной готовности к выбору профильного образования.
Тип урока: урок изучения нового материала Оборудования: ПК учителя, мультимедийная установка, кристаллические решетки: алмаза, графита и фуллерена, лабораторные штативы, химические стаканы, воронки, фильтры, стеклянные палочки, пробка резиновая, колба химическая. Реактивы: активированный уголь, водные растворы – перманганата калия, сульфата меди (II). Литература для учителя: Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга для учителя. Дрофа, М.-2016. Литература для учащихся: Учебник «Химия – 9» автор Габриелян О. С. М.: изд. Дрофа, 2016 г.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. | Приветствие. Ориентирует учащихся на работу. | Приветствие учителя. Готовность к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Мотивация | У меня есть загадка для вас, - О каком элементе идет речь? Конечно, же это – углерод. - Что узнали об углероде из загадки? - Что еще знаете об углероде? А что еще хотели бы узнать? | 1) вспомнить ранее изученный материал; 2) систематизировать информацию до ее изучения; | Личностные: Сформированность потреб-ности в самовыражении и самореализации, сформированность позитив-ной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: умение передавать информа-цию интонацией,слушать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодей-ствие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мыс-ли в соответствии с условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
3 | Актуализация знаний. | Тест на повторение преды-дущей темы («Фосфор и его соединения») При-ложение* | Каждый ученик выполняет тест по теме: «Фосфор и его соединения» | Личностные: развитие самооценки лично-сти, формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: планирование своих дей-ствий в соответствии с зада-чей, учёт правил в контроле способа решения, оценка правильности выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых кор-ректив действие после его за-вершения на основе его оцен-ки и характера сделанных ошибок.
|
4 | Изучение нового материала | 1. Учитель просит дать определение явлению ал-лотропии и аллотропных модификаций. 2. Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена. Предположите исходя из строения кри-сталлических решеток раз-ницу в прочности химиче-ских связей в простых ве-ществах алмазе и графите. 3. Учитель просит сделать сообщение о графите /строение, физические свойства, применение/. 4. Учитель просит сделать сообщение об алмазе /строение, физические свойства, применение/. 5. Учитель объясняет явле-ние адсорбции аморфного углерода. Демонстрация опытов адсорбции 6. Демонстрационный опыт восстановления меди из оксида меди (II) угля. | 1. Ученики отвечают и вспоминают известные ал-лотропные модификации кислорода, серы и фосфора. 2. Конспектируют, вы-двигают гипотезы и доказы-вают их, относительно проч-ности связи в алмазе и графи-те. 3. Защищают мини-проекты, оформляют конспект. 4. Защищают мини-проекты, оформляют конспект. 5. Наблюдают, делают вы-воды относительно адсорби-рующей способности активи-рованного угля. 6. Рисунок прибора, состав-ляют уравнение реакции, за-писывают наблюдения. | Предметные умения: должны знать определения понятий: явлению ал-лотропии и аллотропных модификаций. должны уметь: определять модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена. среди других ве-ществ, разницу в прочности химических связей в простых веществах алмазе и графите, объяснять явление адсорбции аморфного углерода оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов Метапредметные умения: общеучебные- организовы-вать свою учебную деятель-ность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудова-нием в кабинете химии, осваивать приемы исследо-вательской деятельности |
5 | Закрепление изученного материала. | Закончить уравнения реакции: C + O2 → C + H2 → C + Ca → C + Al → Составить электронный ба-ланс, определить окисли-тель и восстановитель. | Выполняют задание для все-го класса, проверяют в парах, обсуждают результаты, ра-ботают по индивидуальным карточкам-заданиям. | Познавательные: формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) |
6 | Домашнее задание | § 33 выучить, письменно упражнения № 1-2, №5-8, Творческое задание: написать сочинение-рас-суждение на тему: «Химия в жизни человека». | Записывают домашнее зада-ние | |
7 | Рефлексия. | Учитель вместе с учащи-мися отвечает на вопрос: «Справились ли с постав-ленными целями и зада-чами урока?» Какую оценку вы постави-те классу за работу на уро-ке и почему? Оцените свою деятельность на уро-ке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтраль-ный. Подводит итоги урока, выставляет и комментиру-ет оценки. | Обсуждают итоги урока. Самооценка учеников. | Регулятивные: формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Приложение*
Тест по теме «Фосфор и его соединения» I вариант 1. Число нейтронов в ядре атома фосфора 31Р равно 1) 15; 2) 16; 3) 31; 4) 46 2. Исключите «лишний» элемент из перечисленных по принципу возможности образования аллотропных модификаций: а) кислород; б) азот; в) фосфор; г) сера. 3. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации фосфата калия равна: а) 5; б) 3; в) 4; г) 8. 4. Ортофосфорная кислота может реагировать со следующими веществами: а) оксид меди(II); б) гидроксид калия; в) азотная кислота; г) цинк. 5. Укажите, какое суждение является правильным: А) кристаллическая решетка белого фосфора построена из молекул Р4; Б) кристаллическая решетка белого фосфора построена из атомов фосфора. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны 6. Определите вещества Х и Y в схеме превращений: P → X → PH3 → Y → H3PO4 1) Mg3P2 и P2O5 ; 2) Ca3P2 и P2O3; 3) H3PO4 и P2O5 ; 4) P2O5 и P2O3 7. Важнейший компонент природных минералов фосфора 1) Ca3P2 ; 2) Na3PO4 ; 3) P2O3 ; 4) Ca3(PO4)2 | Тест по теме «Фосфор и его соединения» II вариант 1. Число электронов на внешнем уровне атома фосфора: а) 2; б) 3; в) 5; г) 15. 2. Сумма коэффициентов в реакции между фосфором и кальцием равна: а) 5; б) 6; в) 3; г) такая реакция невозможна. 3. Укажите, какое суждение является правильным: А) атом фосфора имеет три электронных уровня; Б) на внешнем уровне атома фосфора имеется пять электронов. 1) верно только А ; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны 4. Укажите реактив, с помощью которого можно обнаружить присутствие растворимых фосфатов в растворе: 1) AgNO3 ; 2) BaCI2 ; 3) NaOH; 4) HCI 5. Составьте уравнение реакции по схеме Р+ HNO3 → H3PO4 +NO2+H2O. Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции. 1) 9; 2) 13 ; 3) 10; 4) 14 6. Химическая реакция Ag3PO4 + 3HNO3 = 3AgNO3 + H3PO4 идет потому, что образуется: 1) осадок; 2) газ ; 3) вода; 4) данная реакция не протекает 7. Укажите, какое суждение является правильным: А) гигроскопичный порошок ⎯ это порошок, поглощающий пары воды; Б) оксид фосфора (V) можно использовать для осушения хлороводорода. 1) верно только А ; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока "Углерод". 9 класс.
Урок разработан в соответствии с программой О.С. Габриеляна. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией, в которой отражается строение атома углерода, аллотропия , химические свойства и приме...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
Разработка урока по теме "Оксиды углерода" 9 класс
Проведение урока с использованием групповой формы работы позволяет сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирова...
Урок по теме Соединения углерода. 9 класс
Проблемно - эврестический урок по химии в 9 классе...
Контрольная работа по теме "Подгруппа углерода" 9 класс
Контрольная работа по теме "Подгруппа углерода" включает три варианта. Каждый вариант содержит 10 заданий с выбором ответа (базовый уровень сложности) и два задания повышенного уровн...
Методическая разработка урока химии по теме "Непредельные углероды" (10 класс)
Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды»....