Методическая разработка урока химии по теме "Непредельные углероды" (10 класс)
план-конспект урока по химии (10 класс)
Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._mru_nepredelnye_uglevodorody.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды».
Цель урока:
- Повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме на основе представлений о взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.
- Продолжить развитие аналитико-синтетических способностей учащихся через выполнение заданий нестандартного характера; совершенствовать практические навыки проведения экспериментов и анализа их результатов; развитие коммуникативных способностей в групповых формах работы.
- Продолжить формирование у учащихся убеждений о ценности знаний для их разумного практического применения.
Оборудование:
1) Для практических заданий- №1: этанол+конц.серн.кислота, йодная вода, спиртовка,
спички, штатив, пробирки, газоотводная трубка.
№2: этанол+конц.серн.кислота, роз. раствор перманганата
калия, спиртовка, спички, штатив, пробирки,
газоотводная трубка.
№3: карбид кальция, вода, роз. раствор перманганата
калия, пробирки, газоотводная трубка, спички.
2) Полиэтиленовый пакет, воздушный шарик, пластиковый стаканчик, упаковка жевательной резинки, комп. «мышь», диск DVD.
3) Черные конверты с формулами органических веществ.
4) Карточки с химическим символом углерода (20 штук).
5) Листы ватмана, маркеры, фломастеры.
6) Эмблемы капитанов, таблички с названиями команд: «Алкены», «Алкадиены», «Алкины».
7) Оценочный лист экспертов.
8) Призы командам.
Ход урока:
- Подготовительный этап: заранее из числа наиболее компетентных учащихся выбрать 2-3-х экспертов, они в течение всего урока будут оценивать работу класса. Все остальные учащиеся делятся на три команды таким образом, чтобы команды были примерно равны по силам. Эксперты и команды рассаживаются за отдельные столы. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны получают у учителя- ведущего карточки с названиями команд «Алкены», «Алкины», «Алкадиены» и название присваивается команде.
- Игра - интеллектуальное соревнование.
- Подведение итогов урока.
Конкурс 1, (5-7 мин) – разминка: каждой команде по очереди ведущий зачитывает некое утверждение, команда должна оценить правильность утверждения и дать ответ – «верно» или «неверно», в случае правильного ответа команда получает жетон с химическим символом углерода, в случае неверного ответа вопрос переадресуется другой команде. Задача команд – набрать как можно больше жетонов.
Утверждения:
- СnH2n - общая формула класса алкенов. (Неверно, еще и циклоалканов).
- Натуральный каучук имеет стереорегулярное строение. (Верно).
- Реакция полимеризации – один из случаев реакции присоединения. (Верно).
- Стереоизомерия характерна только для алкенов. (Неверно, еще для изолированных и сопряженных диенов).
- С помощью реакции обесцвечивания розового раствора перманганата калия можно отличить непредельные углеводороды друг от друга. (Неверно).
- Дегидратация спиртов – промышленный способ получения алкенов. (Неверно).
- Реакция полимеризации возможна вследствие присутствия в веществах П-связи. (Верно).
- Правило Зайцева указывает на порядок отщепления атома водорода при дегидратации и дегидрогалогенировании. (Верно).
- Реакция Кучерова позволяет получать кислородосодержащие органические вещества из алкинов. (Верно).
- Для алкинов характерна стереоизомерия, так как у них есть П-связь. (Неверно).
- Непредельных углеводородов мало в природе вследствие их химической активности. (Верно).
- Основная область применения непредельных углеводородов – изготовление полимеров. (Верно).
Разминка закончена. Каждой команде выдается еще по одной красной карточке с химическим символом атома углерода.
Конкурс 2 (2 мин) - составить как можно больше изомеров для веществ вашего класса с тем числом атомов углерода, сколько было получено карточек в предыдущем конкурсе, изобразить углеродные скелеты на бумаге, сдать жюри. Побеждает та команда, которая составит больше изомеров.
Конкурс 3 (3-5 мин) – экспериментальный: один представитель каждой команды выбирают у ведущего карточки с экспериментальными заданиями и выполняют их;
Задание №1. Собрать прибор для получения этилена. Полученный этилен пропустить
через йодную воду, объяснить результаты наблюдаемых явлений.
Задание №2. Собрать прибор для получения этилена. Полученный этилен пропустить
через розовый раствор перманганата калия, объяснить результаты
наблюдаемых явлений.
Задание №3. Собрать прибор для получения ацетилена (этина). Полученный газ
пропустить через розовый раствор перманганата калия, объяснить
результаты наблюдаемых явлений.
В это время проводится следующий конкурс.
Конкурс 4 (5 мин) – ассоциации: каждой команде по очереди дается слово (каучук, правило Марковникова, стереоизомерия), каждый участник команды должен назвать слово, подходящее по смыслу, например, алкан – метан – природный газ. Побеждает команда, назвавшая больше слов.
- Подведение итогов конкурса экспериментаторов.
Конкурс 5 (5 мин) – «Черный конверт». Каждая команда получает конверт, в котором находятся карточки со структурными формулами различных веществ. Необходимо в течение пяти минут составить как можно больше уравнений.
Конкурс 6 (5 мин) – озвучить один из предложенных фрагментов видеофильма (составить 3 – 4 предложения, объясняющих суть фрагментов).
Конкурс 7 (3-5 мин) – лучший рассказчик. Каждая команда выбирает по одному предмету из числа предложенных (полиэтиленовый пакет, воздушный шарик, жевательная резинка, зажигалка, компьютерная «мышка», DVD-диск). За несколько минут должен родиться как можно более интересный рассказ о выбранном предмете с применением терминов: непредельный углеводород, полимер, применение).
Конкурс 8 (10 мин) – каждая команда составляет по 2 вопроса (всего 4) командам – соперницам в соответствии с названием команды. Жюри оценивает и правильность ответов и оригинальность вопросов.
Конкурс 9 (15 мин) – художественный. Представьте, что 3 наши экспедиции терпят бедствие где-то во Вселенной и им необходимо составить послание потомкам, в котором необходимо в сжатой форме на листе ватмана представить информацию о своей команде. За 4 минуты команды должны составить такое послание – проект и прокомментировать его. Побеждает та команда, которая наиболее оригинально, полно и красочно представила свой проект.
Конкурс 10 (5-7 мин) – ситуация. Командам зачитывается ситуация – приключения изопентана. Учащиеся должны с помощью уравнений реакций пояснить суть описанных явлений. Побеждает та команда, которая наиболее полно и правильно представила уравнения реакций.
Ситуация: вышел изопентан из сауны грустный и пошел домой. В темном переулке на него напала банда самых страшных грабителей – Никель, Платина и Палладий. «Жизнь или водород?» - рявкнул Никель. Изопентан долго не думал, расстался с четырьмя атомами водорода и потерял сознание. Очнулся он уже в больнице, где рядом с ним было много таких же углеводородов, ограбленных бандой Никеля. Все они плакали и ругали грабителя, они не хотели иметь в своем диагнозе суффикс –диен. Врач прописал им успокоительное – водород, но медсестра по ошибке дала им другое лекарство – свободные радикалы, температуру и давление. И тут началось такое!!! Что же началось?
Конкурс 11 (если осталось время или дать как задание на дом в качестве подготовки к контрольной работе) – составить контрольную работу по теме названия команды.
- Подведение итогов игры: эксперты объявляют результаты игры. Наиболее
активные участники награждаются знаками «Умник» или «Умница».
- Подведение итогов урока. Обсуждение с учащимися выбора формы урока, достижения поставленных целей, выставление оценок.
- Д/З: подготовка к контрольной работе по теме «Непредельные углеводороды».
.
Оценочный лист эксперта
(каждый этап оценивается по 5-тибалльной системе)
№ | название конкурса | алкены | алкадиены | алкины |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
Сумма баллов | ||||
Примечание (особое мнение эксперта) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"
Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....
методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"
Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)
Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....
Методическая разработка урока химии для учащихся 9 классов.
Основания в свете электролитической диссоциации....
Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"
Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения представляют особенно широкие ...
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника
Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...