Разработка урока по теме "Оксиды углерода" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Проведение урока с использованием групповой формы работы позволяет сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oksidy_ugleroda.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема урока: Оксиды углерода.
Цели урока: сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
Задачи урока:
- изучить состав, строение и свойства оксидов углерода,
- рассмотреть основные способы получения оксидов в промышленности и лаборатории,
- рассмотреть основные области применения данных оксидов в промышленности, быту,
- отметить воздействие данных оксидов на организм человека.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды.
Реактивы: известковая вода, мрамор, раствор соляной кислоты, прибор для получения газов, пробирка.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход и содержание урока
- Оргмомент. Подготовка класса к уроку.
- Актуализация ранее полученных знаний.
Фронтальная беседа с классом.
- Элементы какой группы Периодической системы мы изучаем?
- Перечислите элементы, составляющие главную подгруппу данной группы.
- Укажите «полный адрес» элемента углерод.
- Каков состав атома данного элемента?
- Каковы особенности строения атома данного элемента?
- Какие степени окисления характерны данного элемента?
- Изучение нового материала.
Сегодня нам предстоит рассмотреть два важнейших соединения углерода – его оксиды. Поскольку углерод имеет две положительные степени окисления, для него характерно образование двух оксидов: СО и СО2
Сообщение темы урока, формулирование цели урока и задач. Можно отразить на слайдах или проговорить устно.
Работу будем строить по следующему плану: (план на экране проектора)
- Формулы и названия оксидов.
- Характеристика оксидов.
- Вид связи в молекулах, схемы образования молекул.
- Физические свойства веществ.
- Химические свойства оксидов.
- Получение:
а) в промышленности,
б) в лаборатории.
7. Воздействие на организм человека.
8. Применение.
Результат работы представим в виде сравнительной таблицы.
Незаполненная таблица выдается каждому обучающемуся.
Работаем в группах по 4 человека. Каждая из групп получает карточку с заданием. Карточку выбирает сама группа. Учитель координирует работу групп и консультирует, если возникают вопросы. По мере выполнения работы:
- теоретический материал освещается представителем группы в устной форме;
- схемы, уравнения реакций выносятся на доску.
Для выполнения работы учащимся предоставляются справочные материалы по теме. Обязательно обращение к учебнику.
Карточка 1. 1) Составьте формулы оксидов углерода, в соответствии с его степенями окисления. 2) Назовите оксиды по тривиальной и международной номенклатуре. 3) Определите вид связи в каждой молекуле, составьте схемы образования молекул. По завершении работы, результаты вынесите на доску. |
Карточка 2. 1) Охарактеризуйте физические свойства каждого из оксидов. 2) Рассчитайте относительную плотность каждого оксида по воздуху. |
Карточка 3. 1) Определите характер каждого оксида. 2) Рассмотрите кислотно-основные свойства оксидов. Составьте уравнения соответствующих реакций. |
Карточка 4. 1) Определите окислительно-восстановительные возможности каждого оксида, исходя из степени окисления атома углерода. 2) Приведите по 2 уравнения реакций, подтверждающие ваше предположение. Каждое уравнение рассмотрите с позиций окислительно-восстановительных процессов. |
Карточка 5. 1) Покажите основные способы получения оксидов углерода: а) в промышленности; б) в лаборатории. 2) Отразите каждый способ уравнением реакции. 3) Проведите опыт, отражающий способ получения углекислого газа в лаборатории. Проведите распознавание полученного газа. |
Карточка 6. 1) Рассмотрите, каково воздействие каждого газа на организм человека. 2) Отметьте основные области применения данных оксидов. |
Примерный образец заполнения таблицы.
План характеристики | Оксид углерода (II) | Оксид углерода (IV) |
1.Формулы и названия оксидов. | СО - угарный газ | CO2 – углекислый газ |
2.Вид связи в молекулах, схемы образования молекул | ковалентная полярная связь | ковалентная полярная связь |
3.Физические свойства веществ. | газ, без цвета, без запаха, практически не растворим в воде, немного легче воздуха, токсичен. Д (возд) = М(СО) / М(возд) = 28 / 29 = 0,965 | газ, без цвета, без запаха, мало растворим в воде, намного тяжелее воздуха, не токсичен. Д (возд) = М(СО2) / М(возд) = 44 / 29 = 1,52 |
4. Характер оксидов. | несолеобразующий, безразличный | солеобразующий, кислотный |
5.Химические свойства оксидов. | ||
А) Кислотно-основные свойства | - | Свойства СО2 как кислотного оксида: а) СО2 + Н2О ↔ Н2СО3 б) СО2 + NaOH = NaHCO3 (гидрокарбонаты) СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + Н2О (карбонаты) в) СО2 + MgO = MgCO3 |
Б) Окислительно-восстановительные свойства | +2 СО – низкая ст. ок. → восстановитель а) 2СО + О2 = 2СО2 С+2 – 2е- → С+4 │2 О20 + 4е- → 2О-2 │1 б)3СО + Fe2O3 = 2Fe + 3СО2 С+2 – 2е- → С+4 │3 2Fe3+ + 6e- → 2Fe0 │1 | +4 СО2 – высшая ст. ок. → окислитель а) СО2 + 2Mg = 2MgO + С С+4 + 4е- → С0 │1 Mg0 - 2е- → Mg+2 │2 б) С + СО2 → 2СО С+4 + 2е- → С+2 │1 С0 – 2е- → С+2 │1 |
6.Получение: а) в промышленности, б) в лаборатории. | А) С + H2O = CO + H2 CH4 + H2O → CO + 3H2 t0, kt Б) HCOOH → CO + Н2О t0, H2SO4 | А) обжиг известняка: СаСО3 = СО2 + СаО Б) Действие соляной или азотной кислоты на мрамор: СаСО3 +2НС1= СаС12 + CО2 + H2O СаСО3 + 2НNO3 = Са(NO3)2 + СО2 + Н2О |
7.Воздействие на организм человека. | Очень ядовит. Смертельная концентрация угарного газа – 0,1%. | В малых дозах стимулирует дыхание, в больших – вызывает торможение дыхательного центра. |
8.Применение. | • производство металлов • производство метилового спирта | • для тушения пожаров • в пищевой промышлен-ности: для газирования минеральных вод, шипучих напитков и хранения продуктов (сухой лед). • для получения соды. |
Домашнее задание
§ 30 (до раздела «Угольная кислота»),
упр. 1 - 4.
Творческое задание – презентация по материалу урока (по желанию)
Список использованной литературы:
1. Репетитор по химии / под редакцией А.С.Егорова. – Изд. 25-е – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
2. Справочник по общей и неорганической химии / под редакцией А.С.Егорова. – Изд. 25-е – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
3. Химия . 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С. – 14-е изд., испр. - М.:Дрофа, 2009.
4. Экспресс-курс неорганической и органической химии. Для поступающих в вузы. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов
Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...