Урок по теме Соединения углерода. 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Проблемно - эврестический урок по химии в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovalyova_yu.d.prob_-_evrist_urok_himiya_9_klass.rar | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценария проблемно-эвристического урока по химии.
Автор: Ковалёва Юлия Дмитриевна.
Образовательное учреждение: МБОУ « Усть – Бакчарская СОШ» Томская область, Чаинский район.
Тема: Соединения углерода.
Класс: 9
Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С Химия .9 класс: Учебн. Для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,2009.
Время реализации занятия: 45 мин
Цель урока: Показать зависимость свойств оксида углерода(IV) от его состава и строения.
Задачи урока:
Образовательные : усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа;
Развивающие : развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
Воспитательные : содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (идеи материальности мира, причинно – следственных связей между явлениями, познаваемости мира и его закономерностей), содействовать физическому воспитанию, профилактике их утомляемости на уроке.
Проблемный вопрос (проблемная задача) Ставится проблема: проверить опытным путем, будет ли оксид углерода(IV) взаимодействовать с водой и щелочами.
Тип урока:
• урок изучения нового материала; лабораторно – исследовательский.
Форма урока:
• урок-исследование;
• проблемный урок;
Методы:
- Проблемно-эвристические
- Эвристическая беседа
- Частично- поисковые
Оборудование: мрамор, соляная кислота, дистиллированная вода, р-р синий лакмус, прибор для получения газов, стаканы, известковая вода, лучинка, гидроксид натрия.
План проведения урока:
Этапы урока
Этап урока. | Временная реализация. |
Огр. Момент. | 2 мин |
Изучение нового матеириала | 20 мин |
Лабораторная работа « Изучение свойств оксида углерода ( IV) | 15 мин |
Решение проблемных задач . | 5 мин |
Рефлексия | 2 мин |
Итог урока | 1 мин |
Карта урока.
Комментарий хода урока | Время (мин) | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
Организационный. | 2 мин | Аргументированность Точность речи Коммуник. Культура Активность | |
Изучение нового материала | 20 мин | Внимание Память | Аргументированность Точность речи Активность Анализ Систематизация данных |
Лабораторная работа 15 мин | 15 мин | Внимание | Активность Рефлексивность Самостоятельность. |
Решение проблемных задач | 5 мин | Внимание. | Рефлексивность Аргументированность Ясность речи Активность Коммуник. культура Культура эмоций |
Рефлексия. Итог урока | 3 мин | Внимание, память | Рефлексивность Аргументированность Коммуник. культура Культура эмоций Критичность Самоанализ |
Ход урока:
- Огр. момент. Объявление темы урока. Целей и задач.
- Изучение нового материала.
Учитель: Какие оксиды углерода вам известны? Назовите их формулы.(СО,СО2). Углерод при сгорании образует два оксида. Сегодня, опираясь на ранее полученные знания о классах неорганических соединений, вы будете изучать строение, физические и химические свойства, способы получения оксидов углерода в сравнении.
Учитель; А теперь давайте сравним оксиды углерода.
Признаки сравнения СО (угарный газ)СО2 (углекислый газ)( слайд №2)
- Строение молекулы ( слайд № 3,4 )
- Физические свойства ( слайд № 5)
- Химические свойства ( слайд № 6.7)
- Физиологическое действие на организм ( слайд №8,9)
- Способы получения ( слайд № 10)
- Лабораторно – исследовательская работа. « Взаимодействие СО2 водой и щелочами». ( слайд №11)
Учитель: По составу оксид углерода(IV) относится к оксидам неметаллов. Рассматривая электронную формулу оксида углерода(IV), отмечается насыщенность связей углерода с кислородом и их прочность (ковалентные неполярные связи).
Значит, оксид углерода(IV) – соединение, в котором произошло полное окисление атома углерода. Это дает возможность утверждать, что оксид углерода(IV) способен проявлять общие свойства оксидов неметаллов. Ставится проблема: проверить опытным путем, будет ли оксид углерода(IV) взаимодействовать с водой и щелочами.
Выдвижение гипотезы. Учащиеся предполагают, что оксид углерода(IV) проявляет химические свойства, сходные с общими свойствами оксидов неметаллов.
Решение проблемы и выводы.
Опыты делают учащиеся.
Инструкция к лабораторной работе
1. В прибор для получения оксида углерода(IV) опускают кусочки мрамора или известняка и добавляют раствор соляной кислоты (1:4). Наблюдается выделение пузырьков газа – оксида углерода(IV).
2. В пробирку с водой, подкрашенной раствором универсального индикатора, пропускают оксид углерода(IV). Наблюдается изменение окраски индикатора.
3. Сначала в пробирку с известковой водой, а затем в пробирку с сильно разбавленным раствором гидроксида натрия, подкрашенного универсальным индикатором, пропускают оксид углерода(IV). В первой пробирке наблюдается помутнение раствора, во второй – его обесцвечивание.
Учащиеся объясняют сущность наблюдаемых опытов, составляют уравнения реакций и приходят к выводу, что оксид углерода(IV) проявляет общие свойства оксидов неметаллов и получают его так же, как и большинство газообразных оксидов.
- Решение проблемных задач.
Задача № 1.
Шумная компания городских жителей решила отметить Новый год на природе, в деревенском домике с печкой. Когда дрова прогорели, они закрыли вьюшку у печки, не заглянув вовнутрь, чтобы, как они решили, тепло сохранилось дольше. Что могло случиться, но, к счастью, не произошло, так как дверь в домике очень часто была открыта?
Задача№ 2.
Водитель, нарушая привычные для себя правила, заехал в гараж задним ходом, чтобы утром быстрее выехать. Но утром было очень холодно и водитель, не открыв ворота, решил прогреть двигатель. Через некоторое время случилось непредвиденное…
- Рефлексия. Ребята, что нового вы узнали на уроке, понравился ли вам урок? Оцените своё состояние на уроке (карточки Я много узнал, Как всегда, Я плохо понял).
Подвожу итоги изучения нового материала, выставляю учащимся отметки, даю задание на дом.
Список использованной литературы:
1.О.С. Габриелян «Химия 9 класс» ( М.: Дрофа, 2008), учебник для 9 класса.
2.О.С. Габриелян «Настольная книга учителя химии. 9 класс», М.: «Блик и К0», 2001 год
3.Энциклопедия для детей «Аванта +» «Химия», М.: «Аванта +», 2001 год
4.В. Малышкина «Занимательная химия. Нескучный учебник», Санкт-Петербург, «Тригон», 2001 год.
5.CD: «Химия–9 («Просвещение»)», мультимедийное учебное пособие нового образца.
6.Иллюстрации : ресурсы сети Интернет; Большая Советская Энциклопедия, 1978 год.
Архив презентации с включенным видеофайлом.
- http://ru.wikipedia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения углерода"
Презентация составлена учителем для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Разработка урока по теме "Оксиды углерода" 9 класс
Проведение урока с использованием групповой формы работы позволяет сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирова...
урок по теме "Оксиды углерода"
урок по теме "Оксиды углерода"...
Химический диктант на тему "Соединения углерода"
Химический диктант на тему "Соединения углерода" 9 класс. Гарилиян....
Конспект урока по теме "Оксиды углерода"
Конспект урока химии, 9 класс. Тема: "Оксиды углерода"...
Презентация к уроку химии "Кислородные соединения углерода"
Презентация к уроку химии 9 класса "Кислородные соединения углерода"...
Открытый урок на тему: "Характеристика углерода и кремния"
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируем...