Учебный проект « Бенефис расчетной задачи»
элективный курс по химии (8 класс)

Екатерина Николаевна Березина

Решение задач занимает важное место в системе преподавания химии. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, мыслить логически. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ РМЭ « Лицей Бауманский»

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»

«Согласовано»

Решение педагогического совета

Протокол № ___от __________

«Утверждаю»

Генеральный директор

ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

___________________(Г.Е.Пейсахович)

«____»____________________20__г

Учебный проект

по предмету химия

                                                  Бенефис расчетной задачи

                                                          для 8 класса (ов)

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

_____Березина Е.Н

учитель химии

                                                                                                         высшей категории

«Принято»

Протокол заседания предметного

 методического объединения учителей

____________________________

(название методического объединения)

№ ____от ________________

_________________________________

(подпись с расшифровкой руководителя МО)

г. Йошкар-Ола

2019 г

Пояснительная записка

Современные требования к результатам обучения подразумевают овладение не только предметными, но и общепредметными (универсальными) умениями, сущность которых можно кратко охарактеризовать как умение учиться.При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными.

Решение задач занимает важное место в системе преподавания химии. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, мыслить логически. Так как при решении любой химической задачи необходимо владеть:

1) собственно химическим знаниями (знать строение и свойства тех веществ, о которых идет речь),

2) приемами решения задач определённого типа

Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы.

В ходе решения задач идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знания), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

При решении химических задач учащиеся приобретают знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, химические процессы и т.д.).

Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии.

Задачи являются объективным средством контроля знаний, умений и навыков учащихся.

     

Цель проекта: популяризация науки химия и выявление одаренных учащихся, с дальнейшим привлечением в школу интеллекта.

Задачи проекта:

  • Формирование у обучающихся системы научных взглядов; расширение их кругозора, углубление знаний по химии;
  • Стимулирование к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
  • Способствование логического мышления;
  • Развитие способности выбора рационального пути решения.

Содержание проекта

Данный  проект позволит рассмотреть способы решения химических задач по следующим темам:

  • Использование основных физических величин : количество вещества, число Авогадро, масса и объем;
  • Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси; массовая доля элемента в соединении; вывод формул соединений;
  • Массовая доля вещества в растворе. Смешивание растворов. Вычисления по уравнению химических реакций , протекаемых в растворах;

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Сентябрь

Установочный период. Этимология химических элементов

Форма организации деятельности

Октябрь

Расчёты, связанные с физическими величинами: количество вещества, число Авогадро, масса вещества

Дистанционная

Приложение Showbie

Ноябрь

Расчёты, связанные с выведением молекулярной формулы по массовой доле элемента в сложном веществе

Дистанционная

Приложение Showbie

Декабрь

Расчёты, связанные с выведением молекулярной формулы по продуктам сгорания

Дистанционная

Приложение Showbie

Январь

Вычисление по химическому уравнению реакции, протекаемых в растворах

Дистанционная

Приложение Showbie

Февраль

Вычисления по УХР, если исходное вещество содержит примеси

Дистанционная

Приложение Showbie

Март

Расчёты, связанные с процентным составом смеси

Дистанционная

Приложение Showbie

Апрель

Вычисления по химическому уравнению реакции, если одно из компонентов смеси не вступает в химическую реакцию.

Дистанционная

Приложение Showbie

Май

Решение комбинированных задач

Дистанционная

Ожидаемые результаты:

  • Успешное обучение в последующих классах;
  • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
  • Умение проводить не только простейшие расчёты, но и расчеты требующие необходимой базы знаний;
  • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
  • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности;
  • Представление своих знаний на различных предметных конкурсах и соревнованиях.

Литература

  • 1. Артемов А.В., Дерябина С.С.. Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы, М.: Айрис-пресс, 2011 год.
  • 2. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. «Химия», Задачник с «помощником», 8 – 9 класс, изд. «Просвещение» Москва, 2009 год. (Пособие для учащихся).
  • 3. Доронькин В.Н.. Химия. Сборник олимпиадных задач. «Легион». Ростов-на-Дону. 2011 г. (Школьный и муниципальные этапы).
  • Новошинский И.С.,Новошинская Н.С.. Текущий и итоговый контроль по курсу химия. 9 класс,М.: Русское слово,2013

Приложение

I. Расчёты, связанные с физическими величинами

1.Пользуясь значениями атомных весов элементов из Периодической таблицы, рассчитайте с точностью до целых чисел молекулярный вес (а.е.м) и молярную массу (г) для следующих веществ: NaF, N2, NaOH, SO2. Сколько молекул содержится в 1 моле каждого из этих веществ?

2.Сколько молей кислорода содержится в 128 г кислорода?

3.При грозовых разрядах в атмосфере происходит следующая реакция: N2 + O2 ® NO2. Уравняйте реакцию. Сколько молей кислорода потребуется для полного превращения 1 моля азота в NO2? Cколько это будет граммов кислорода? Сколько граммов NO2 образуется?

4.В стакан налили 180 г воды. Сколько молекул воды в стакане? Сколько это молей H2O?

  II. Выведение молекулярной формулы вещества   

 1.При термическом разложении неизвестного вещества массой 49 г выделилось             13.44 л ( ну) кислорода и осталось твёрдое вещество, содержащее 52.33% калия и 47.65% хлора. Определите формулу веществ

2.Установите формулу неорганического вещества , содержащего 20.00% магния; 53.33% кислорода и 26.67% некоторого элемента  

3.При полном сгорании газообразного органического вещества , не содержащего кислорода, выделилось 2.24 л углекислого газа, 1.8 г воды и 3.65г хлороводлрода. Установите молекулярную формулу сгоревшего вещества

4.При полном сгорании органического бескислородного вещества выделилось 8.96л диоксида углерода, 3.6 г воды и 14.6 г хлороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего вещества

5.При сгорании 0.31г газообразного органического вещества выделилось 0.224л углекислого газа, 0.45г воды и 0.112л азота . Плотность вещества 1.384г/л. Установите молекулярную формулу этого соединения и назовите его.

6.При сгорании 0.45 г газообразного органического вещества выделилось 0.448 л(ну) углекислого газа, 0.63г воды и 0.112л азота. Плотность исходного вещества по азоту 1.607. Установите молекулярную формулу этого вещества

III. Вычисления по УХР, протекаемых в растворах

1) На нейтрализацию 40% раствора серной кислоты затратили 5 мл 40% раствора гидроксида калия (ρ =1,4г/мл). Вычислите массу раствора серной кислоты.

2) Какой объём 20% раствора азотной кислоты (ρ = 1,15 г/мл) необходим для растворения 250 г известняка, содержащего 20% примесей?

3) К 100 мл 10,6% раствора хлорида кальция (ρ =1,05г/мл) добавили 30мл 38,55% раствора карбоната натрия (ρ =1,1г/мл). Вычислите массу обра- зовавшегося осадка.

4) Оксид фосфора (V) массой 1,42 г растворили в 60 г 8,2% ортофосфор- ной кислоты и полученный раствор прокипятили. Какая соль, и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 3,92г гидроксида калия?

5) К 400 мл раствора серной кислоты, с массовой долей H2S04 20% (ρ = 1,14г/мл) добавили 300мл раствора гидроксида калия с массовой долей КОН 18% (ρ =1,11г/мл). Какова среда полученного раствора? Вычисли- те массовую долю соли в образовавшемся растворе.

6) 1,44г металла растворили в 20мл 20% раствора соляной кислоты (ρ = 1,95г/мл) при этом образуется соль, в которой металл двухвалентен. Весь образовавшийся водород прореагировал с 3,2 оксида металлов с валентностью равной III. Определите оба металла.

7) Сплав магния и алюминия массой 5 г обработали раствором гидрокси- да натрия; при этом выделилось 3,36 л газа (н.у.). Определите массо- вую долю магния (в %) в сплаве.

8) При взаимодействии 8 г смеси магния и железа с соляной кислотой вы- делилось 4,48 л водорода (н.у.). Сколько граммов железа и магния со- держится в смеси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.

Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...

Различные методы решения расчетных задач

Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».

Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ"....

Учебный проект "Урок одной задачи"

Данный проект поможет рассмотреть индивидульные способности учащихся при решении геометрических задач...